УДК 330.567.2

ЭРА ПОТРЕБЛЕНИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Зонова Ольга Васильевна1, Маева Анжелика Сергеевна2
1Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», аспирант кафедры системного менеджмента и экономики предпринимательства Томского государственного университета
2ООО «Экспоцентр», генеральный директор

Аннотация
Потребление в настоящее время выходит за рамки разумного. Еще вчера общество потребляло с целью удовлетворения своих физиологических потребностей, обеспечивающих выживание и самосохранение. Сегодня массовое производство и различные маркетинговые стратегии ориентируют общество именно на активное потребление, при этом индивид удовлетворяет не только базовые рациональные потребности (пище, безопасности, общении и самоактуализации), но и искусственно изобретает новые иррациональные потребности. Переход от активного потребительства к разумному потреблению чреват сокращением валового национального продукта и ростом безработицы.

Ключевые слова: депривация, кредит, общество потребления, потребители, потребление, потребности, примитивизация образа жизни, финансовые ресурсы, фрустрация, элита


CONSUMER ERA: YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW

Zonova Olga Vasilyevna1, Maeva Angelica Sergeevna2
1Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbacheva, Senior Lecturer of «Finance and Credit» Department, graduate student of the system of business management and economics at Tomsk State University
2LLC «Expocentre», General Director

Abstract
Consumption is currently beyond the scope of reason. Even yesterday, the society consumed in order to meet their physiological needs, ensuring the survival and self-preservation. Today, mass production, and a variety of marketing strategies to orient society is active consumption, and the individual satisfies not only the basic rational needs (food, security, communication, and self-actualization), but also artificially invents new irrational needs. The transition from active consumerism to a reasonable reduction in consumption is fraught with gross domestic product and rising unemployment.

Keywords: consumer society, consumers, consumption, credit, elite, financial resources, frustration, needs, primitivisation lifestyle deprivation


Библиографическая ссылка на статью:
Зонова О.В., Маева А.С. Эра потребления: вчера, сегодня, завтра // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/08/2943 (дата обращения: 30.09.2017).

В настоящее время мы живем в обществе потребления. Цель жизни многих индивидов сводится к увеличению потребления услуг и материальных благ, умножению богатств. З. Бауман отмечает, что «у каждого может возникнуть желание стать потребителем и наслаждаться возможностями … но не каждый способен быть потребителем» [1, с. 116], так как расширение ассортимента не предполагает увеличение платежеспособного спроса населения. В XXI в. различные кредитные предложения радикально меняют культуру потребления. Так, Д. Слэйт отмечает, что на смену этики накопления приходит этика расточительства, ориентированная на настоящее, на кредит [2, с. 99]. Подобные условия превращают человека в послушного исполнителя. Покупка товаров длительного пользования в кредит делает человека зависимым от работодателя. Любые трудовые конфликты, в том числе нарушения трудового законодательства, он готов «терпеть», так как в противном случае произойдет крах кредитного благополучия. Дж. Ритцер выделил центральное место кредитным услугам в процветающем обществе потребления [3, с. 15].

«Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, – диктует в первую очередь обязанность играть роль потребителей» [1, с. 116]. Общество потребления заставляет его участников стать ненасытными потребителями. Сегодня массовое производство и различные маркетинговые стратегии ориентируют общество именно на активное потребление или, усилим значение предыдущего термина, активное потребительство, когда индивид уже удовлетворяет не только базовые рациональные потребности (пище, безопасности, общении и самоактуализации), но и искусственно изобретает новые иррациональные потребности (например, потребности разрушающие личность и организм). Помимо того, производители товаров предлагают нам не отдельные товары, а целые наборы, где отдельные предметы являются не взаимозаменяемыми, а взаимодополняемыми, в итоге начинается бесконечная гонка за различными группами товаров. Может это можно объяснить тем, что «потребностям и желаниям человека несть числа» [4, т. 1, с. 148] и потребление становится смыслом жизни у большинства платежеспособного населения.

Достигнутый уровень жизни россиян свидетельствует о нехватке у значительной части населения финансовых ресурсов (либо их дороговизны[1]) для удовлетворения личных потребностей … и опровергает постулат общества потребления: «ничего не хотеть – значит не жить», который трансформируется в условиях примитивизации образа жизни значительной части населения страны в следующий: «хотеть, но не на что купить» …

Сегодня значительная часть населения, прежде всего, ориентированы на физическое выживание и самосохранение, это является следствием иррационального замещения высших потребностей потребностями низшего уровня. Соответственно возникает вопрос о качестве жизни населения … и, действительно ли увеличение потребления ведет к повышению уровня жизни. Может это миф? Может ли сверхпотребление элиты компенсировать недопотребление других социальных слоев общества? Скорее всего, да. Современное российское общество чересчур контрастно. Численность населения (элита), включенная в общество потребления, относительно невелика, тогда как большая доля населения России исключена из него. Депривация перерастает в устойчивое состояние фрустрации, становясь распространенным явлением у наблюдателей за обществом потребления, так как «оно его ощущает, но может пользоваться его благами в очень ограниченных и суррогатных формах» [5, с. 31]. Так, Т. Веблен отмечал, что в обществе потребления «все потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения» [6]. Товары сегодня зачастую оцениваются не по потребительским качествам, а бренду, цене, то есть по тому, «насколько владение ими отличает человека от окружающих» [7, с. 234]. Согласно Веблену, речь идет об эффекте завистливого сравнения. Осуществляется демонстративное потребление коммерческих брендов и прочих статусных вещей для поддержания общественной значимости и афиширования собственного жизненного успеха.

Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к деградации личности и в целом упадку массовой культуры. Так В. Арнольд отмечает, что низкий уровень общей культуры и школьного образования – сознательный шаг ради экономических целей: дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим потребителем, отчего страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни (элиты) [8].

Н. Саркози в 2010 г. на конференции в Давосе призывал подумать о совести, о служении рынка обществу, о необходимости переосмысления основ капиталистической культуры: «Свободный рынок и конкуренция не цель … С тех пор как стали говорить «рынок всегда прав» глобализация вышла из под контроля… Альтернативы рыночной экономике нет… Спасти капитализм и рыночную экономику можно лишь перенастроив их: восстановить их моральное измерение и призвать их к совести» [7, с. 228]. Тогда его никто не услышал … А почему? Потому что элите это не нужно, так как уже давно налажена и эффективно функционирует «машина по производству потребностей, которых нет».

Марк Твен писал: «Покупайте землю – ведь ее уже больше никто не производит». А что же будет тогда, когда общество потребления перенасытится, когда все земли будут выкуплены? Скорее всего, глобальный мировой кризис,  полное истощение природных ресурсов … Пугает тот факт, что в России наметилась тенденция превышения темпов роста расходов населения над темпами роста его доходов, при этом даже негативное влияние инфляции не останавливает общество потребления. Возможной причиной активного потребительства является и то, что «психология современного российского общества – это психология плохо одетых и постоянно голодных людей, генетически переданная пре­дыдущими поколениями…» [9, с. 12].

По мнению авторов,  потребление можно сравнить с эпидемией, которая охватывает в разной степени все слои общества. Что ждет каждого из нас завтра? Где грань между разумным потреблением и потребительством? Какие  ценности взять за основу жизни в таком обществе? Огромное количество подобных вопросов задает себе каждый современный человек, и конечно, ищет ответы на заданные вопросы. Ответ прост, параметры потребления каждый регулирует для себя сам, в меру образованности и прочих личностных качеств.


[1] Речь идет о процентных ставках по кредитам для отдельных категорий населения.


Библиографический список
  1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. .
  2. Slate D. Consumer Culture and Modernity. Cambridge, 1997.
  3. Ritzer G. Enchanting a Disenchanted World: Revolutionizing the Means of Consumption. London, 1999.
  4. Маршалл, А. Принципы экономической науки. М., 1993.
  5. Ильин В. И. Общество потребления: теория и российская действительность // Мир России. 2005. № 2. С. 3-40.
  6. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984.
  7. Овсянников А. А. Общество потребления в России: системность и тотальность кризиса // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 3. С. 225-235.
  8. Арнольд В. А. Новый обскурантизм и Российское просвещение. URL: http://www.mccme.ru/edu/viarn/obscur.htm (дата обращения 14.08.13).
  9. Фомин Г. А., Хамин Г. И. Конец воображаемого советского благополучия // Свободная мысль. 2009. № 3. С. 5-20.


Все статьи автора «Зонова Ольга Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: