В настоящее время мы живем в обществе потребления. Цель жизни многих индивидов сводится к увеличению потребления услуг и материальных благ, умножению богатств. З. Бауман отмечает, что «у каждого может возникнуть желание стать потребителем и наслаждаться возможностями … но не каждый способен быть потребителем» [1, с. 116], так как расширение ассортимента не предполагает увеличение платежеспособного спроса населения. В XXI в. различные кредитные предложения радикально меняют культуру потребления. Так, Д. Слэйт отмечает, что на смену этики накопления приходит этика расточительства, ориентированная на настоящее, на кредит [2, с. 99]. Подобные условия превращают человека в послушного исполнителя. Покупка товаров длительного пользования в кредит делает человека зависимым от работодателя. Любые трудовые конфликты, в том числе нарушения трудового законодательства, он готов «терпеть», так как в противном случае произойдет крах кредитного благополучия. Дж. Ритцер выделил центральное место кредитным услугам в процветающем обществе потребления [3, с. 15].
«Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, – диктует в первую очередь обязанность играть роль потребителей» [1, с. 116]. Общество потребления заставляет его участников стать ненасытными потребителями. Сегодня массовое производство и различные маркетинговые стратегии ориентируют общество именно на активное потребление или, усилим значение предыдущего термина, активное потребительство, когда индивид уже удовлетворяет не только базовые рациональные потребности (пище, безопасности, общении и самоактуализации), но и искусственно изобретает новые иррациональные потребности (например, потребности разрушающие личность и организм). Помимо того, производители товаров предлагают нам не отдельные товары, а целые наборы, где отдельные предметы являются не взаимозаменяемыми, а взаимодополняемыми, в итоге начинается бесконечная гонка за различными группами товаров. Может это можно объяснить тем, что «потребностям и желаниям человека несть числа» [4, т. 1, с. 148] и потребление становится смыслом жизни у большинства платежеспособного населения.
Достигнутый уровень жизни россиян свидетельствует о нехватке у значительной части населения финансовых ресурсов (либо их дороговизны[1]) для удовлетворения личных потребностей … и опровергает постулат общества потребления: «ничего не хотеть – значит не жить», который трансформируется в условиях примитивизации образа жизни значительной части населения страны в следующий: «хотеть, но не на что купить» …
Сегодня значительная часть населения, прежде всего, ориентированы на физическое выживание и самосохранение, это является следствием иррационального замещения высших потребностей потребностями низшего уровня. Соответственно возникает вопрос о качестве жизни населения … и, действительно ли увеличение потребления ведет к повышению уровня жизни. Может это миф? Может ли сверхпотребление элиты компенсировать недопотребление других социальных слоев общества? Скорее всего, да. Современное российское общество чересчур контрастно. Численность населения (элита), включенная в общество потребления, относительно невелика, тогда как большая доля населения России исключена из него. Депривация перерастает в устойчивое состояние фрустрации, становясь распространенным явлением у наблюдателей за обществом потребления, так как «оно его ощущает, но может пользоваться его благами в очень ограниченных и суррогатных формах» [5, с. 31]. Так, Т. Веблен отмечал, что в обществе потребления «все потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения» [6]. Товары сегодня зачастую оцениваются не по потребительским качествам, а бренду, цене, то есть по тому, «насколько владение ими отличает человека от окружающих» [7, с. 234]. Согласно Веблену, речь идет об эффекте завистливого сравнения. Осуществляется демонстративное потребление коммерческих брендов и прочих статусных вещей для поддержания общественной значимости и афиширования собственного жизненного успеха.
Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к деградации личности и в целом упадку массовой культуры. Так В. Арнольд отмечает, что низкий уровень общей культуры и школьного образования – сознательный шаг ради экономических целей: дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим потребителем, отчего страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни (элиты) [8].
Н. Саркози в 2010 г. на конференции в Давосе призывал подумать о совести, о служении рынка обществу, о необходимости переосмысления основ капиталистической культуры: «Свободный рынок и конкуренция не цель … С тех пор как стали говорить «рынок всегда прав» глобализация вышла из под контроля… Альтернативы рыночной экономике нет… Спасти капитализм и рыночную экономику можно лишь перенастроив их: восстановить их моральное измерение и призвать их к совести» [7, с. 228]. Тогда его никто не услышал … А почему? Потому что элите это не нужно, так как уже давно налажена и эффективно функционирует «машина по производству потребностей, которых нет».
Марк Твен писал: «Покупайте землю – ведь ее уже больше никто не производит». А что же будет тогда, когда общество потребления перенасытится, когда все земли будут выкуплены? Скорее всего, глобальный мировой кризис, полное истощение природных ресурсов … Пугает тот факт, что в России наметилась тенденция превышения темпов роста расходов населения над темпами роста его доходов, при этом даже негативное влияние инфляции не останавливает общество потребления. Возможной причиной активного потребительства является и то, что «психология современного российского общества – это психология плохо одетых и постоянно голодных людей, генетически переданная предыдущими поколениями…» [9, с. 12].
По мнению авторов, потребление можно сравнить с эпидемией, которая охватывает в разной степени все слои общества. Что ждет каждого из нас завтра? Где грань между разумным потреблением и потребительством? Какие ценности взять за основу жизни в таком обществе? Огромное количество подобных вопросов задает себе каждый современный человек, и конечно, ищет ответы на заданные вопросы. Ответ прост, параметры потребления каждый регулирует для себя сам, в меру образованности и прочих личностных качеств.
[1] Речь идет о процентных ставках по кредитам для отдельных категорий населения.
Библиографический список
- Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. .
- Slate D. Consumer Culture and Modernity. Cambridge, 1997.
- Ritzer G. Enchanting a Disenchanted World: Revolutionizing the Means of Consumption. London, 1999.
- Маршалл, А. Принципы экономической науки. М., 1993.
- Ильин В. И. Общество потребления: теория и российская действительность // Мир России. 2005. № 2. С. 3-40.
- Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984.
- Овсянников А. А. Общество потребления в России: системность и тотальность кризиса // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 3. С. 225-235.
- Арнольд В. А. Новый обскурантизм и Российское просвещение. URL: http://www.mccme.ru/edu/viarn/obscur.htm (дата обращения 14.08.13).
- Фомин Г. А., Хамин Г. И. Конец воображаемого советского благополучия // Свободная мысль. 2009. № 3. С. 5-20.