Козлов Александр Иванович, к.э.н, доцент НИМБ
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации нет конкретного определения кредитоспособности заемщика. Обращаясь к теории денег и кредита, можно проследить, что под кредитоспособностью, в основном, понимается способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Обобщая множество трактовок данного понятия, можно вывести несколько определений:
ü необходимая предпосылка или условие получения кредита;
ü способность и готовность заемщика вернуть долг;
ü возможность правильно использовать кредит;
ü условие своевременного погашения ссуды.
При рассмотрении кредитоспособности заемщика и рисков кредитования, прослеживается обратная связь. Риски банка потерять свои деньги тем ниже, чем выше кредитоспособность заемщика. И наоборот.
«Способность заемщика в установленный кредитным договором срок вернуть задолженность и проценты по нему в полном объеме – вот главная задача, которая стоит в рамках анализа кредитоспособности заемщика. Размер кредита и условия сделки напрямую зависят от степени риска, который готов на себя взять банк»[2].
Рассматривая опыт зарубежных коммерческих банков, нужно отметить, многообразие систем оценки кредитоспособности. Отличие их не только в числе показателей, используемых при анализе, но и в структуре исследуемых характеристик.
Мнение большинства кредитных специалистов по поводу того, какие именно показатели кредитоспособности наиболее полно отражают достоверную информацию о финансовом состоянии заемщика, сходится на том, что наравне с количественными финансовыми показателями, большую роль играют показатели нефинансовые, зачастую носящие атрибутивный характер. Оценка деловой репутации заемщика, уровня менеджмента, качества продукции, услуг в совокупности с анализом количественных финансовых показателей способны дать наиболее полное представление о клиенте и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга кредитору.
Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента В практике банков США применяются “ Правила шести “Си”, в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися буквами “Си” (табл. 1).
Таблица 1. Шесть основных принципов кредитования (правила шести “Си”)
Характер
( Character) |
Способность
(Capacity) |
Денежные средства
(Cash) |
Обеспечение
(Collateral) |
Условия
(Conditions) |
Контроль
(Control) |
Кредитная история клиента.
Опыт других кредиторов, связанных с данным клиентом Цель кредита, опыт клиента в составлении прогнозов Кредитный рейтинг, наличие лиц, ставящих вторую подпись или гарантов по испрашиваемому кредиту |
Подлинность клиента и гарантов
Копия устава, решений и других документов о юридическом статусе заемщика Описание историй юридического статуса владельца; осуществляемые операции, продукция, основные клиенты и поставщики заемщика |
Прибыль, дивиденды и объемы продаж в прошлом
Достаточность планируемого потолка наличности и наличие ликвидных резервов Сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость товарно-материальных запасов Структура капитала Контроль над расходами, показатели покрытия Динамика цен на акции, качество управления Содержание аудиторского заключения Последние изменения в бухгалтерском учете |
Право собственности на активы, их срок службы
Вероятность морального старения активов Их остаточная стоимость Степень специализации по активам Право ареста, долги и ограничение Обязательства по лизингу и закладные Страхования клиента, гарантии, относительные позиции банка как кредитора; судебные иски и положение с налогообложением; возможные будущие потребности в финансировании |
Положение клиента в отросли и ожидаемая доля на рынке
Сопоставление результатов деятельности клиента с результатами деятельности других фирм данной отрасли Конкурентоспособность продукции, чувствительность клиента и отрасли к смене стадий делового цикла и изменений технологии Условия на рынке рабочий силы Влияние инфляции на баланс фирмы и поток наличности клиента Долгосрочные отраслевые прогнозы Правовые, политические факторы, факторы, связанные с окружающей средой |
Соответствующие законы в банковской деятельности и правила относительно характера и качества кредитов
Соответствующая документация для контролеров Подписанные документы о признании долга и правильно составленные документы на получение кредита Соответствие кредитной заявки описанию кредитной политики банка Информация от сторонних лиц (экономистов, политических экспертов) относительно факторов, воздействующих на процесс погашения кредита |
В Англии ключевым словом, в котором сосредоточены требования по выдаче ссуд заемщикам, является термин «PARTS»:
• purpose (назначение, цель);
• amount (сумма, размер);
• repayment (оплата, возврат денег и процентов);
• term (срок);
• security (обеспечение, залог).
Оба этих метода носят характер качественной оценки кредитоспособности, поэтому используются как дополнительный механизм. Дальнейший анализ непосредственно зависит от полученных результатов. Следующий этап – количественный анализ, представляет собой анализ финансового состояния заемщика, который различается по методике в разных странах. Например, в США он основывается на экономических коэффициентах, имеющих количественное выражение:
ü ликвидности;
ü финансовой устойчивости;
ü деловой активности;
ü обслуживания долга;
ü рентабельности.
Однако, даже проведение комплекса качественного и количественного анализов, не дает высокого процента минимизации кредитных рисков. Прогнозирование банкротства заемщика – вот еще одно звено в цепи оценки кредитоспособности, используемые зарубежными кредитными организациями
Обратимся к показателям, используемым российскими банками при оценке кредитоспособности заемщика.
Для начала рассматриваются документы Заемщика. Основная цель анализа документов на получение кредита – определить способность и готовность заемщика вернуть требуемую ссуду в установленный срок и в полном объеме.
Важнейшей информационной базой анализа является бухгалтерский баланс. Так же большую роль в принятии решения о выдаче кредитных средств, играет имеющийся опыт кредитования данного Заемщика банком, на основании которого можно судить о перспективах погашения запрашиваемого в настоящий момент кредита.
Говоря об особенностях Российской практики, можно выделить основные показатели, которые используются кредитными организациями при анализе финансового состояния заемщика и влияют на принятие решения о заключении кредитной сделки:
ü коэффициент текущей ликвидности;
ü коэффициент обеспеченности собственными средствами;
ü стоимость чистых активов заемщика;
Дополнительные требования включают в себя анализ прогноза денежного потока заемщика, планирование объема продаж и прибыли, а также анализ бизнес-плана и технико-экономическое обоснование (ТЭО) кредита.
Основным критерием кредитоспособности выступает финансовое состояние заемщика, анализ которого проводится по следующим направлениям:
• финансовые результаты (прибыль, убыток);
• ликвидность (платежеспособность);
• рыночная позиция (деловая активность, конкурентоспособность,
устойчивая динамика положения на рынке);
• движение денежных потоков, прогноз на срок кредитования.
Показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность. Данный показатель очень важен для таких внешних пользователей, как кредиторы и инвесторы. Платежеспособность — это покрытие платежными и другими ликвидными средствами обязательств предприятия.
«Платежеспособность предприятия оценивается методом определения достаточности источников средств для формирования запасов и затрат предприятия. При анализе выявляют соотношения между отдельными видами активов организации и источниками их покрытия»[1]. В зависимости от того, какие источники используются для формирования запасов и затрат, можно сделать вывод об уровне платежеспособности предприятия.
Несмотря на анализ зачастую одинаковых показателей, можно точно сказать, что нет единой системы при определении кредитоспособности заемщика. Говоря о нефинансовом (качественном) анализе, нужно отметить тот факт, что каждый банк выбирает для себя наиболее важные аспекты стороны деятельности заемщика, это и добросовестность выполнения обязательств по другим договорам и перед другими кредиторами; качество управления, включая личностные характеристики и компетентность руководства предприятия-заемщика; деловая репутация; степень зависимости от государственных дотаций; общее состояние рынка по отрасли; общие позиции предприятия в конкурентной борьбе в его секторе или отрасли. Но расстановка приоритетов у каждого своя, и отследить ее практически невозможно. При финансовом же анализе, кредиторы пользуются определением схожих рядов показателей, однако и здесь каждый руководствуется разными аспектами. В Таблице №2 в разрезе нескольких банков представлены коэффициенты, используемые для определения финансового состояния клиента.
Таблица №2. Показатели финансового анализа, используемые при определении кредитоспособности заемщика в разных банках
Наименование показателя |
Наименование Банка |
||||
ОАО Сбербанк России |
АО Альфа-Банк |
ПАО Банк Возрождение |
ОАО Газпромбанк |
ОАО Промсвязьбанк |
|
Коэффициенты ликвидности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Коэффициенты оборачиваемости активов |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Коэффициенты финансовой устойчивости |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Коэффициенты рентабельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Достаточность капитала |
- |
+ |
- |
- |
+ |
Из данных Таблицы, видно, что практически все показатели важны для каждого банка, однако, анализируя российскую практику процесса определения кредитоспособности клиента, нельзя не отметить отсутствие должной глубины анализа.
Недостаточность информации о финансовом состоянии заемщика и неумение выявить ложную информацию о нем, являются наиболее распространенным недостатком в деятельности банка на начальном этапе процесса кредитования. Практика показывает, что финансовая документация, предоставленная клиентом в банк, не всегда удовлетворяет необходимым требованиям, а дополнительная информация о прогнозах денежного потока, о предполагаемых затратах и потребностях в заемных средствах просто отсутствует. Правильно рассчитать последствия кредитования, повысить его эффективность поможет анализ развития событий экономической деятельности клиента, и разработка сценариев поведения банка в случае неблагоприятных событий.
Очевидным является то, что Российским банкам необходимы глобальные преобразования в практике оценки кредитоспособности клиентов. Это касается всех сторон организации кредитного процесса, как качественного, так и методологического.
Библиографический список
- Букирь, М. Я. Кредитная работа в банке: методология и учет.- М. : КНОРУС: ЦИПСиР, 2012. – 240 с
- Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-e изд. М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 416 с.
- Каячев, Г. Ф. Финансовые рынки и институты: Учеб. пособие. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. – 240 с.
- Олейникова И.Н. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие. М.: Магистр, 2008. – 509 с.: