МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

Баринова Юлия Игоревна
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
магистратура 2-ой курс

Аннотация
На фоне происходящих катаклизм в экономике страны, все более остро для банков встает вопрос о проблеме оценки кредитоспособности заемщика. Увеличение процентных ставок по кредитам непосредственно связано с высоким процентом риска не возврата кредитов. Определить пути выхода из сложившейся ситуации – вот главная задача кредиторов. В условиях современной рыночной экономики в целях улучшения функционирования кредитного механизма необходимо применять методы оценки кредитоспособности заемщика на основе комплексного анализа его финансовой деятельности. Данный вид анализ позволит руководству банка наиболее полно оценить вероятность выполнения клиентом взятых обязательств, и, при необходимости, принять верные управленческие решения. Учитывая минимизацию кредитных рисков и увеличение эффективности кредитных операций, комплексный анализ можно назвать ключевым элементом управления кредитными ресурсами.

Ключевые слова: заемщик credit, кредит, кредитоспособность


METHODS OF EVALUATING THE CREDITWORTHINESS OF THE BORROWER

Barinova Yuliya Igorevna
Nizhny Novgorod Institute of Management and Business
2nd year master degree student

Abstract
Amid the ongoing disaster in the country's economy, all the more acute for banks raises the question of the problem of assessing the creditworthiness of the borrower. The increase in interest rates on loans directly related to a high percentage of risk no credit check loans. To identify ways out of this situation is the major task of the lenders. In the modern market economy in order to improve the functioning of the credit mechanism is necessary to apply methods of assessing the creditworthiness of a borrower based on a comprehensive analysis of its financial activities. This type of analysis will allow the Bank's management to fully appreciate the likelihood of the customer commitments, and, if necessary, to make the right management decisions. Considering the minimization of credit risks and increase the efficiency of credit operations, comprehensive analysis can be called a key element of management of credit resources.

Keywords: borrower, creditability, debtor, obligor


Библиографическая ссылка на статью:
Баринова Ю.И. Методы оценки кредитоспособности заемщика // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/06/9360 (дата обращения: 12.03.2024).

Козлов Александр Иванович, к.э.н, доцент НИМБ

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации нет  конкретного определения кредитоспособности заемщика. Обращаясь к теории денег и кредита, можно проследить, что под кредитоспособностью, в основном, понимается способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Обобщая множество трактовок данного понятия, можно вывести несколько определений:

ü необходимая предпосылка или условие получения кредита;

ü способность и готовность заемщика вернуть долг;

ü возможность правильно использовать кредит;

ü условие своевременного погашения ссуды.

При рассмотрении кредитоспособности заемщика и рисков кредитования, прослеживается обратная связь. Риски банка потерять свои деньги тем ниже, чем выше кредитоспособность заемщика. И наоборот.

«Способность заемщика в установленный кредитным договором срок вернуть задолженность и проценты по нему в полном объеме – вот главная задача, которая стоит в рамках анализа кредитоспособности заемщика. Размер кредита и условия сделки напрямую зависят от степени риска, который готов на себя взять банк»[2].

Рассматривая опыт зарубежных коммерческих банков, нужно отметить, многообразие систем оценки кредитоспособности. Отличие их не только в числе показателей, используемых при анализе, но и в структуре исследуемых характеристик.

Мнение большинства кредитных специалистов  по поводу того, какие именно показатели кредитоспособности наиболее полно отражают достоверную информацию о финансовом состоянии заемщика, сходится на том, что наравне с количественными финансовыми показателями, большую роль играют показатели нефинансовые, зачастую носящие атрибутивный характер. Оценка деловой репутации заемщика, уровня менеджмента, качества продукции, услуг  в совокупности с анализом количественных финансовых показателей способны дать наиболее полное представление о  клиенте и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга кредитору.

Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента В практике банков США применяются “ Правила шести “Си”, в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися буквами “Си” (табл. 1).

Таблица 1. Шесть основных принципов кредитования (правила шести “Си”)

Характер

( Character)

Способность

(Capacity)

Денежные средства

(Cash)

Обеспечение

(Collateral)

Условия

(Conditions)

Контроль

(Control)

Кредитная история клиента.

Опыт других кредиторов, связанных с данным клиентом

Цель кредита, опыт клиента в составлении прогнозов

Кредитный рейтинг, наличие лиц, ставящих вторую подпись или гарантов по испрашиваемому кредиту

Подлинность клиента и гарантов

Копия устава, решений и других документов о юридическом статусе заемщика

Описание историй юридического статуса владельца; осуществляемые операции, продукция, основные клиенты и поставщики заемщика

Прибыль, дивиденды и объемы продаж в прошлом

Достаточность планируемого потолка наличности и наличие ликвидных резервов

Сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость товарно-материальных запасов

Структура капитала

Контроль над расходами, показатели покрытия

Динамика цен на акции, качество управления

Содержание аудиторского заключения

Последние изменения в бухгалтерском учете

Право собственности на активы, их срок службы

Вероятность морального старения активов

Их остаточная стоимость

Степень специализации по активам

Право ареста, долги и ограничение

Обязательства по лизингу и закладные

Страхования клиента, гарантии, относительные позиции банка как кредитора; судебные иски и положение с налогообложением; возможные будущие потребности в финансировании

Положение клиента в отросли и ожидаемая доля на рынке

Сопоставление результатов деятельности клиента с результатами деятельности других фирм данной отрасли

Конкурентоспособность продукции, чувствительность клиента и отрасли к смене стадий делового цикла и изменений технологии

Условия на рынке рабочий силы

Влияние инфляции на баланс фирмы и поток наличности клиента

Долгосрочные отраслевые прогнозы

Правовые, политические факторы, факторы, связанные с окружающей средой

Соответствующие законы в банковской деятельности и правила относительно характера и качества кредитов

Соответствующая документация для контролеров

Подписанные документы о признании долга и правильно составленные документы на получение кредита

Соответствие кредитной заявки описанию кредитной политики банка

Информация от сторонних лиц (экономистов, политических экспертов) относительно факторов, воздействующих на процесс погашения кредита

В Англии ключевым словом, в котором сосредоточены требования по выдаче ссуд заемщикам, является термин «PARTS»:

• purpose (назначение, цель);
• amount (сумма, размер);
• repayment (оплата, возврат денег и процентов);
• term (срок);
• security (обеспечение, залог).

Оба этих метода носят характер качественной оценки кредитоспособности,  поэтому используются как дополнительный механизм. Дальнейший анализ непосредственно зависит от полученных результатов. Следующий этап – количественный анализ, представляет собой анализ финансового состояния заемщика, который различается по методике в разных странах. Например, в США он основывается на экономических коэффициентах, имеющих количественное выражение:

ü ликвидности;

ü финансовой устойчивости;

ü деловой активности;

ü обслуживания долга;

ü рентабельности.

Однако, даже проведение комплекса качественного и количественного анализов, не дает высокого процента минимизации кредитных рисков. Прогнозирование банкротства заемщика – вот еще одно звено в цепи оценки кредитоспособности, используемые зарубежными кредитными организациями

Обратимся к показателям, используемым российскими банками при оценке кредитоспособности заемщика.

Для начала рассматриваются документы Заемщика. Основная цель анализа документов на получение кредита – определить способность и готовность заемщика вернуть требуемую ссуду в установленный срок и в полном объеме.

Важнейшей информационной базой анализа является бухгалтерский баланс. Так же большую роль в принятии решения о выдаче кредитных средств, играет имеющийся опыт кредитования данного Заемщика банком, на основании которого можно судить о перспективах погашения запрашиваемого в настоящий момент кредита.

Говоря об особенностях Российской практики, можно выделить основные показатели, которые используются кредитными организациями при анализе финансового состояния заемщика и влияют на принятие решения о заключении кредитной сделки:

ü коэффициент текущей ликвидности;

ü коэффициент обеспеченности собственными средствами;

ü стоимость чистых активов заемщика;

Дополнительные требования включают в себя анализ прогноза денежного потока заемщика, планирование объема продаж и прибыли, а также анализ бизнес-плана и технико-экономическое обоснование (ТЭО) кредита.

Основным критерием кредитоспособности выступает финансовое состояние заемщика, анализ которого проводится по следующим направлениям:

• финансовые результаты (прибыль, убыток);

• ликвидность (платежеспособность);

• рыночная позиция (деловая активность, конкурентоспособность,

устойчивая динамика положения на рынке);

• движение денежных потоков, прогноз на срок кредитования.

Показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность. Данный показатель очень важен для таких внешних пользователей, как кредиторы и инвесторы. Платежеспособность — это покрытие платежными и другими ликвидными средствами обязательств предприятия.

«Платежеспособность предприятия оценивается методом определения достаточности источников средств для формирования запасов и затрат предприятия. При анализе выявляют соотношения между отдельными видами активов организации и источниками их покрытия»[1]. В зависимости от того, какие источники используются для формирования запасов и затрат, можно сделать вывод об уровне платежеспособности предприятия.

Несмотря на анализ зачастую одинаковых показателей, можно точно сказать, что нет единой системы при определении кредитоспособности заемщика. Говоря о нефинансовом (качественном) анализе, нужно отметить тот факт, что каждый  банк выбирает для себя наиболее важные аспекты стороны деятельности заемщика, это и добросовестность выполнения обязательств по другим договорам и перед другими кредиторами; качество управления, включая личностные характеристики и компетентность руководства предприятия-заемщика; деловая репутация; степень зависимости от государственных дотаций; общее состояние рынка по отрасли; общие позиции предприятия в конкурентной борьбе в его секторе или отрасли. Но расстановка приоритетов у каждого своя, и отследить ее практически невозможно. При финансовом же анализе, кредиторы пользуются определением схожих рядов показателей, однако и здесь каждый руководствуется разными аспектами. В Таблице №2 в разрезе нескольких банков представлены  коэффициенты, используемые для  определения финансового состояния клиента.

Таблица №2. Показатели финансового анализа, используемые при определении кредитоспособности заемщика в разных банках

Наименование показателя

Наименование Банка

ОАО Сбербанк России

АО Альфа-Банк

ПАО Банк Возрождение

ОАО Газпромбанк

ОАО Промсвязьбанк

Коэффициенты ликвидности

+

+

+

+

+

Коэффициенты оборачиваемости активов

-

+

+

+

+

Коэффициенты финансовой устойчивости

-

+

+

+

+

Коэффициенты рентабельности

+

+

+

+

+

Достаточность капитала

-

+

-

-

+

Из данных Таблицы, видно, что практически все показатели важны для каждого банка, однако, анализируя российскую практику процесса определения кредитоспособности клиента, нельзя не отметить  отсутствие должной глубины анализа.

Недостаточность информации о финансовом состоянии заемщика и неумение выявить ложную информацию о нем, являются наиболее распространенным недостатком в деятельности банка на начальном этапе процесса кредитования. Практика показывает, что финансовая документация, предоставленная клиентом в банк, не всегда удовлетворяет необходимым требованиям, а дополнительная информация о прогнозах денежного потока, о предполагаемых затратах и потребностях в заемных средствах просто отсутствует.  Правильно рассчитать последствия кредитования, повысить его эффективность поможет анализ развития событий экономической деятельности клиента, и разработка сценариев поведения банка в случае неблагоприятных событий.

Очевидным является то, что  Российским банкам необходимы глобальные преобразования в практике  оценки кредитоспособности клиентов. Это касается всех сторон организации кредитного процесса, как качественного, так и методологического.


Библиографический список
  1. Букирь, М. Я. Кредитная работа в банке: методология и учет.- М. : КНОРУС: ЦИПСиР, 2012. – 240 с
  2. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-e изд. М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 416 с.
  3. Каячев, Г. Ф. Финансовые рынки и институты: Учеб. пособие. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. – 240 с.
  4. Олейникова И.Н. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие. М.: Магистр, 2008. – 509 с.:


Все статьи автора «Баринова Юлия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: