ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Зайцева Ю.А.

Ключевые слова: ,


Библиографическая ссылка на статью:
Зайцева Ю.А. Осуществление приоритетных направлений инновационного развития в агропромышленном комплексе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/05/816 (дата обращения: 18.03.2024).

Рассматривая инновационный тип развития аграрной экономики, следует отметить, что он, во многом, определяется научно-технической политикой государства, формированием инновационного механизма. Субъектам принадлежит важная роль в реализации антикризисной программы, используя нововведения селекционно-генетического, технологического, организационно-управленческого и социального типа.

К числу приоритетов развития инновационных процессов в региональном АПК относятся[1-3]:

- технологическое переоснащение организаций комплекса;

- энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

- воспроизводство плодородия почв, предотвращение всех видов их деградации, разработка адаптивных технологий агроэкосистем и агроландшафтов;

- развитие производства органической продукции сельского хозяйства;

- создание современной системы информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в АПК;

- разработка государственной информационной политики и стратегии на республиканском и региональном уровне, нацеленных на становление прогрессивных технологических укладов;

- формирование организационно – экономического механизма функционирования АПК на инновационной основе;

- усиление роли государственных организаций в активизации инновационной деятельности;

- разработка региональных инновационных программ развития АПК;

- совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований.

Рассмотрим следующие проблемы в инновационном развитии АПК. Основная проблема связана с коммерциализацией: никто не понимает, как коммерциализировать идеи. В Израиле просто патентуют все подряд, с прицелом на возможный интерес со стороны инвесторов/индустрии в будущем. С другой стороны, неплохие идеи требуют проведения дополнительных исследований, что не финансируется Центром трансфера и коммерциализации агротехнологий [4].

Еще одна известная проблема – отсутствие прямой связи между учеными и бизнесом. Например, в Австралии это решается при помощи levy – некий налог, который удерживается с дохода сельхозпроизводителей и составляющего 40-50% от финансирования научных исследований (остальная часть финансируется из государственного бюджета). Фонды контролируются GrainsResearch & DevelopmentCorporation, представляющей интересы зерновиков и государства. Это позволяет поддерживать связь между инициативами ученых по направлениям исследований и интересами бизнеса.

Известно, что системообразующим началом инновационного развития АПК в Республике Казахстан являются воспроизводство сельскохозяйственных инноваций и освоение в массовой практике более совершенных методов ведения сельскохозяйственного производства, определяющие в своей совокупности инновационное развитие сельского хозяйства. Обеспечение  инновационного развития АПК состоит из двух блоков – ресурсного и институционального. Ресурсный блок включает финансовое, кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение. В состав институционального блока входят организационно-экономическое, инфраструктурное, нормативно-правовое обеспечение; к этой же группе примыкает освоение инновационно-ориентированных форм хозяйствования.

Следует отметить, что возросшее значение инновационного развития и связанные с этим ожидания получить в приемлемые сроки требуемые результаты не позволяют рассчитывать только на сложившуюся инновационную систему АПК, мало способную в ее современном виде расширенными масштабами и достаточными темпами применять нововведения в массовой практике сельскохозяйственного производства. Основу механизма кризисных явлений в аграрной сфере экономики составляла в период реформы и определяет в настоящее время деструктивная политика в отношении обеспечивающих мер инновационного развития АПК.

Для того, чтобы инновационное развитие АПК отвечало своему предназначению и оправдало в обозримом будущем возлагаемые на него надежды, требуется полноценное и всестороннее обеспечение этого процесса, позволяющее преодолеть черты его инерционного, а нередко застойного и даже регрессирующего характера. Это относится ко всем направлениям обеспечения инновационного развития АПК [5].

Одной из главных задач совершенствования инновационной системы АПК является увеличение аграрного инновационного потенциала. Основу его составляют научно-технические разработки для агропромышленного производства как постоянно пополняемый и возобновляемый источник непрерывно возрастающих возможностей инновационного обновления АПК. Научно-технические достижения определяют зачастую саму возможность перехода к устойчивому развитию АПК, тогда как от осуществления обеспечивающих мер инновационной системы зависит, как быстро такой переход произойдет.

В настоящее время имеет место отставание фактических результатов сельскохозяйственного производства от возможностей их получения при полном и правильном использовании научно-технических достижений.

Например, продуктивный потенциал растений и животных реализуется на уровне, не превышающем 35-40 % генетически обусловленного. На таком же уровне используются возможности повышения почвенного плодородия. Это требует наряду с развитием научных исследований увеличивать инновационный потенциал по всем остальным направлениям, повышать возможности более широкого и эффективного использования имеющихся и ожидаемых в будущем научно-технических достижений.

Таким образом, одной из основных задач обеспечивающих блоков инновационной системы АПК, является создание благоприятных условий для формирования фонда инноваций и освоения их в производстве при сглаживании существующих различий между получаемыми в производстве результатами и потенциалом научно-технических разработок, имея в виду как имеющийся в наличии и доступный потребителям количественный набор нововведений, так и возможности их улучшать производственные, экономические и другие показатели агропромышленной деятельности [7].

Взяв во внимание тесные внутрисистемные связи и зависимости, необходимо комплексное совершенствование инновационной системы АПК при обеспечении должной пропорциональности и устранении узких мест в се составе.

Оценка степени развития инновационной системы АПК на уровне страны, регионов и хозяйствующих субъектов имеет свои особенности:

- на национальном уровне особенно важное значение имеет нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности, а также финансовое, кадровое и материально- техническое обеспечение аграрной науки;

-  на региональном уровне наряду с сохранением высокой значимости общенациональных

критериев оценки возрастает роль информационного, инфраструктурного и организационно- экономического обеспечения инновационного развития АПК;

   -_ на уровне хозяйствующих субъектов лимитирующими факторами инновационного развития в современных условиях являются финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение. Все это требует построения многоуровневой системы обеспечения инновационного развития АПК в соответствии с содержанием и особенностями управления инновационной деятельностью на всех иерархических уровнях.

Существует необходимость развить механизм мониторинга и стимулирования инновационной активности АПК, провести оценку эффективности инновационного развития агропромышленных предприятий у инновационной инфраструктуры региона.

Оценивая эффектиность инновационного развития АПКследует отметить, что ее основными факторами выступают: достижение цели, инновационная активность(качество функционирования), рациональность

инновационных изменений (экономичность); изменение в технико-технологическом базисе агропромышленного производства; изменения в качестве рабочей силы; внешние социально- экономические условия. Конкретными показателями качества решений применительно к

оценке эффективности инновационного развития регионального АПК являются: задержка во времени в процессе принятия решений; своевременность выявления потребности в решениях; соответствие анализа важности решений; подробность и ясность исходных данных; наличие резервов в процессе принятия решений.

Следует отметить, что суть взаимодействия государственного управления инновациями в АПК, с одной стороны, хозяйственно-экономического и местного самоуправления, с другой, состоит в том, что государство осуществляет регулирование эффективности инновационного развития АПК путем установления организационно-правовых и экономических норм, в рамках которых органы хозяйственного и местного самоуправления свободны в принятии решений о выборе конкретной формы стимулирования инновационной активности агропромышленных предприятий региона. Общим в государственном,хозяйственно-экономическом и местном самоуправлении инновациями на агропромышленных предприятиях АПК является то, что органы управляют инновационным процессом предприятий АПК непосредственно только в рамках своей собственности[8].

Следовательно, необходимость объективного решения вопросов взаимодействия органов управления инновационного развития АПК предопределяет необходимость расширение полномочий региональных представителей АО «Национальный холдинг КазАгро», возрастание ответственности управляющей системы за своевременность и качество принимаемых решений о развитии инновационной деятельности на микроуровне. Таким образом, реализуется возможности качественного и количественного улучшения методов и механизмов инновационного рег ионального АПК. В качестве основных направлений совершенствования качественного и количественного улучшения методов и механизмов инновационного развития АПК приняты следующие пять:

-формирование стратегии инновационного развития предприятий регионального АПК;

-усиление тенденции кооперации и интеграции в решение проблем качественного’и количественного улучшения методов и механизмов инновационного развития предприятий регионального АПК на уровне местного самоуправления;

-осуществление интеграционных инноваций в продуктовых подкомплексах регионального АПК для создания условий роста его инновационного потенциала;

-повышение эффективности использования инновационных разработок на предприятиях

АПК;

-развитие информационного, кадрового, финансового и правового обеспечения системы инновационного развития АПК.


Библиографический список
  1. Конькова М.А. Методы инновационного развития регионального агропромышленного комплекса // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – http://www.gasis.ru.-М.,2008.
  2. Есполов Т.И., Сейфуллин Ж.Т. Жер ресурстарын баскару. – Алматы,2005.
  3. Есполов Т.И., Абралиев О.А. Табигатты пайдалану экономикасы. – Алматы,2006.
  4. Odening M., Bokelmann W. Agrarmanagement – Stattgart, 2000. – 372p.
  5. Есполов Т.И., Сейфуллин Ж.Т., Сейтказина Г.Ж. Экономико-правовой механизм управления земельными ресурсами. – Алматы, 2006.
  6. Есентугелов А.Е., Марзилович О.А., Марков В.Д. Есть ли перспективы у легкой и пищевой промышленности? (О программе импортозамещения) //Пищевая и перерабатывающая промышленность Казахстана. – 2000. -№1. – С.2-6.
  7. Абельдина Р.К. Государственная регистрация и учет земель и недвижимости: УМК. – Астана, 2009. -154 с.
  8. Рахимбеков Т.С. Формирование и развитие перерабатывающего подкомплекса АПК Казахстана: дисс. На соискание докт.экон.наук. – Алматы, 2007. -40 с.


Все статьи автора «Julianne2011»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: