Рассматривая инновационный тип развития аграрной экономики, следует отметить, что он, во многом, определяется научно-технической политикой государства, формированием инновационного механизма. Субъектам принадлежит важная роль в реализации антикризисной программы, используя нововведения селекционно-генетического, технологического, организационно-управленческого и социального типа.
К числу приоритетов развития инновационных процессов в региональном АПК относятся[1-3]:
- технологическое переоснащение организаций комплекса;
- энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- воспроизводство плодородия почв, предотвращение всех видов их деградации, разработка адаптивных технологий агроэкосистем и агроландшафтов;
- развитие производства органической продукции сельского хозяйства;
- создание современной системы информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в АПК;
- разработка государственной информационной политики и стратегии на республиканском и региональном уровне, нацеленных на становление прогрессивных технологических укладов;
- формирование организационно – экономического механизма функционирования АПК на инновационной основе;
- усиление роли государственных организаций в активизации инновационной деятельности;
- разработка региональных инновационных программ развития АПК;
- совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований.
Рассмотрим следующие проблемы в инновационном развитии АПК. Основная проблема связана с коммерциализацией: никто не понимает, как коммерциализировать идеи. В Израиле просто патентуют все подряд, с прицелом на возможный интерес со стороны инвесторов/индустрии в будущем. С другой стороны, неплохие идеи требуют проведения дополнительных исследований, что не финансируется Центром трансфера и коммерциализации агротехнологий [4].
Еще одна известная проблема – отсутствие прямой связи между учеными и бизнесом. Например, в Австралии это решается при помощи levy – некий налог, который удерживается с дохода сельхозпроизводителей и составляющего 40-50% от финансирования научных исследований (остальная часть финансируется из государственного бюджета). Фонды контролируются GrainsResearch & DevelopmentCorporation, представляющей интересы зерновиков и государства. Это позволяет поддерживать связь между инициативами ученых по направлениям исследований и интересами бизнеса.
Известно, что системообразующим началом инновационного развития АПК в Республике Казахстан являются воспроизводство сельскохозяйственных инноваций и освоение в массовой практике более совершенных методов ведения сельскохозяйственного производства, определяющие в своей совокупности инновационное развитие сельского хозяйства. Обеспечение инновационного развития АПК состоит из двух блоков – ресурсного и институционального. Ресурсный блок включает финансовое, кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение. В состав институционального блока входят организационно-экономическое, инфраструктурное, нормативно-правовое обеспечение; к этой же группе примыкает освоение инновационно-ориентированных форм хозяйствования.
Следует отметить, что возросшее значение инновационного развития и связанные с этим ожидания получить в приемлемые сроки требуемые результаты не позволяют рассчитывать только на сложившуюся инновационную систему АПК, мало способную в ее современном виде расширенными масштабами и достаточными темпами применять нововведения в массовой практике сельскохозяйственного производства. Основу механизма кризисных явлений в аграрной сфере экономики составляла в период реформы и определяет в настоящее время деструктивная политика в отношении обеспечивающих мер инновационного развития АПК.
Для того, чтобы инновационное развитие АПК отвечало своему предназначению и оправдало в обозримом будущем возлагаемые на него надежды, требуется полноценное и всестороннее обеспечение этого процесса, позволяющее преодолеть черты его инерционного, а нередко застойного и даже регрессирующего характера. Это относится ко всем направлениям обеспечения инновационного развития АПК [5].
Одной из главных задач совершенствования инновационной системы АПК является увеличение аграрного инновационного потенциала. Основу его составляют научно-технические разработки для агропромышленного производства как постоянно пополняемый и возобновляемый источник непрерывно возрастающих возможностей инновационного обновления АПК. Научно-технические достижения определяют зачастую саму возможность перехода к устойчивому развитию АПК, тогда как от осуществления обеспечивающих мер инновационной системы зависит, как быстро такой переход произойдет.
В настоящее время имеет место отставание фактических результатов сельскохозяйственного производства от возможностей их получения при полном и правильном использовании научно-технических достижений.
Например, продуктивный потенциал растений и животных реализуется на уровне, не превышающем 35-40 % генетически обусловленного. На таком же уровне используются возможности повышения почвенного плодородия. Это требует наряду с развитием научных исследований увеличивать инновационный потенциал по всем остальным направлениям, повышать возможности более широкого и эффективного использования имеющихся и ожидаемых в будущем научно-технических достижений.
Таким образом, одной из основных задач обеспечивающих блоков инновационной системы АПК, является создание благоприятных условий для формирования фонда инноваций и освоения их в производстве при сглаживании существующих различий между получаемыми в производстве результатами и потенциалом научно-технических разработок, имея в виду как имеющийся в наличии и доступный потребителям количественный набор нововведений, так и возможности их улучшать производственные, экономические и другие показатели агропромышленной деятельности [7].
Взяв во внимание тесные внутрисистемные связи и зависимости, необходимо комплексное совершенствование инновационной системы АПК при обеспечении должной пропорциональности и устранении узких мест в се составе.
Оценка степени развития инновационной системы АПК на уровне страны, регионов и хозяйствующих субъектов имеет свои особенности:
- на национальном уровне особенно важное значение имеет нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности, а также финансовое, кадровое и материально- техническое обеспечение аграрной науки;
- на региональном уровне наряду с сохранением высокой значимости общенациональных
критериев оценки возрастает роль информационного, инфраструктурного и организационно- экономического обеспечения инновационного развития АПК;
-_ на уровне хозяйствующих субъектов лимитирующими факторами инновационного развития в современных условиях являются финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение. Все это требует построения многоуровневой системы обеспечения инновационного развития АПК в соответствии с содержанием и особенностями управления инновационной деятельностью на всех иерархических уровнях.
Существует необходимость развить механизм мониторинга и стимулирования инновационной активности АПК, провести оценку эффективности инновационного развития агропромышленных предприятий у инновационной инфраструктуры региона.
Оценивая эффектиность инновационного развития АПКследует отметить, что ее основными факторами выступают: достижение цели, инновационная активность(качество функционирования), рациональность
инновационных изменений (экономичность); изменение в технико-технологическом базисе агропромышленного производства; изменения в качестве рабочей силы; внешние социально- экономические условия. Конкретными показателями качества решений применительно к
оценке эффективности инновационного развития регионального АПК являются: задержка во времени в процессе принятия решений; своевременность выявления потребности в решениях; соответствие анализа важности решений; подробность и ясность исходных данных; наличие резервов в процессе принятия решений.
Следует отметить, что суть взаимодействия государственного управления инновациями в АПК, с одной стороны, хозяйственно-экономического и местного самоуправления, с другой, состоит в том, что государство осуществляет регулирование эффективности инновационного развития АПК путем установления организационно-правовых и экономических норм, в рамках которых органы хозяйственного и местного самоуправления свободны в принятии решений о выборе конкретной формы стимулирования инновационной активности агропромышленных предприятий региона. Общим в государственном,хозяйственно-экономическом и местном самоуправлении инновациями на агропромышленных предприятиях АПК является то, что органы управляют инновационным процессом предприятий АПК непосредственно только в рамках своей собственности[8].
Следовательно, необходимость объективного решения вопросов взаимодействия органов управления инновационного развития АПК предопределяет необходимость расширение полномочий региональных представителей АО «Национальный холдинг КазАгро», возрастание ответственности управляющей системы за своевременность и качество принимаемых решений о развитии инновационной деятельности на микроуровне. Таким образом, реализуется возможности качественного и количественного улучшения методов и механизмов инновационного рег ионального АПК. В качестве основных направлений совершенствования качественного и количественного улучшения методов и механизмов инновационного развития АПК приняты следующие пять:
-формирование стратегии инновационного развития предприятий регионального АПК;
-усиление тенденции кооперации и интеграции в решение проблем качественного’и количественного улучшения методов и механизмов инновационного развития предприятий регионального АПК на уровне местного самоуправления;
-осуществление интеграционных инноваций в продуктовых подкомплексах регионального АПК для создания условий роста его инновационного потенциала;
-повышение эффективности использования инновационных разработок на предприятиях
АПК;
-развитие информационного, кадрового, финансового и правового обеспечения системы инновационного развития АПК.
Библиографический список
- Конькова М.А. Методы инновационного развития регионального агропромышленного комплекса // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – http://www.gasis.ru.-М.,2008.
- Есполов Т.И., Сейфуллин Ж.Т. Жер ресурстарын баскару. – Алматы,2005.
- Есполов Т.И., Абралиев О.А. Табигатты пайдалану экономикасы. – Алматы,2006.
- Odening M., Bokelmann W. Agrarmanagement – Stattgart, 2000. – 372p.
- Есполов Т.И., Сейфуллин Ж.Т., Сейтказина Г.Ж. Экономико-правовой механизм управления земельными ресурсами. – Алматы, 2006.
- Есентугелов А.Е., Марзилович О.А., Марков В.Д. Есть ли перспективы у легкой и пищевой промышленности? (О программе импортозамещения) //Пищевая и перерабатывающая промышленность Казахстана. – 2000. -№1. – С.2-6.
- Абельдина Р.К. Государственная регистрация и учет земель и недвижимости: УМК. – Астана, 2009. -154 с.
- Рахимбеков Т.С. Формирование и развитие перерабатывающего подкомплекса АПК Казахстана: дисс. На соискание докт.экон.наук. – Алматы, 2007. -40 с.