УДК 332.146

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ СОСТОЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТО В НЁМ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Осипов Владимир Александрович1, Шугар Валерия Игоревна2
1Обнинский институт ядерной энергетики, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», доцент отделения социально-экономических наук, кандидат экономических наук
2Обнинский институт ядерной энергетики, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», аспирант

Аннотация
Статья посвящена задачам формирования благоприятной инвестиционной среды на региональном уровне и роли в этом процессе Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Показано место в рейтинге Калужской области и приведены примеры лучшей практики формирования инвестиционного климата в регионе, в частности, по показателю среднего времени регистрации предприятий.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционный климат, национальный рейтинг, субъекты Российской Федерации, экономический рост


NATIONAL RATING OF INVESTMENT CLIMATE IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND KALUGA REGION’S PLACE IN IT

Osipov Vladimir Alexandrovich1, Shugar Valeria Igorevna2
1Obninsk Institute of Nuclear Energy – Branch of the National Research Nuclear University «MEPhI», Associate Professor of Department of social and economics Sciences, PhD in Economic Science
2Obninsk Institute of Nuclear Energy – Branch of the National Research Nuclear University «MEPhI», post-graduate student

Abstract
The paper focuses on the task of creating a favorable investment environment at the regional level and role of National rating of investment climate in subjects of the Russian Federation in this process. Kaluga region’s place in this rating is shown. Examples of the best practices for development of region’s investment climate, particularly in terms of average time of registrations of the enterprises, are given.

Библиографическая ссылка на статью:
Осипов В.А., Шугар В.И. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и место в нём Калужской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13771 (дата обращения: 26.05.2017).

В настоящее время можно говорить об уникальном наборе позитивных факторов, которые могут способствовать экономическому росту российской экономики. Не случайно, что если по состоянию на 2011 год Российская Федерация занимала 124-е место в рейтинге оценки благоприятности условий ведения бизнеса «DoingBusiness», то в 2016 году заняла уже 36-е место [1, с. 150].

Однако для того, чтобы успешно реализовать эти возможности, необходимо разработать и реализовать эффективную инвестиционную политику, причём как на федеральном, так и на региональном уровнях. Региональная инвестиционная политика должна быть нацелена на наиболее полное и эффективное использование собственного потенциала регионов в кратко-, средне- и долгосрочной перспетиве [2, с. 3].

Для создания блпгоприятной инвестиционной среды необходимы два компонента:

1) усиление инвестиционной привлекательности как в масштабах государства в целом, так и на уровне отдельных субъектов Федерации, что позволит увеличить объём привлекаемых инвестиций;

2) формирование системы мониторинга и управления рисками в инвестиционной сфере, способствующей защите прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности, как государственных (муниципальных), так и частных, как отечественных, так и зарубежных. Это позволит удержать уже привлечённые инвестиции и снизить их отток за пределы государства (региона) [3, с. 3].

Различное геополитическое расположение отдельных регионов Российской Федерации, их близость (удалённость) к экономическим центрам страны, наличие (отсутствие) полезных ископаемых и другие факторы обусловливают различную привлекательность тех или иных субъектов РФ для инвесторов. Все эти факторы и постарались учесть специалисты автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) при разработке универсального инструмента оценки инвестиционного климата в регионах, которым призван стать Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.

На сегодняшний день в рамках Российской Федерации существует 85 регионов. Не секрет, что развитие регионов нельзя назвать равномерным. Экономические условия, инвестиционная привлекательность и их развитие значительно разнятся. Встает вопрос – как можно изменить ситуацию и сократить разницу в развитии лидеров и аутсайдеров среди регионов. Одним из инструментов влияния является национальный рейтинг состояния инвестиционного климата. Рейтинг предполагает оценку регионов по выработанным критериям. Как правило, использование метода оценки результатов влияет на ответственных исполнителей и активизацию деятельности в сфере развития подвластного региона.

Таким образом, становится ясно, что существуют факторы, влияющие на положительные тенденции в области инвестиционной привлекательности регионов, но немаловажным остается оценка с помощью рейтинга.

Так, например, в регионах-лидерах целенаправленно и последовательно снижаются избыточные административные барьеры, сокращаются сроки и процедуры предоставления государственных услуг, а предоставление услуг переводится в электронный вид. В качестве благоприятных последствий получаем ускорение развития бизнеса в регионе, привлечение большего объема налоговых отчислений и создание большого объема новых рабочих мест.

За последние годы был принят целый ряд мер для улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Сформирована соответствующая законодательная база, в целом реализованы «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, и запущен национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Впервые полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. В данном рейтинге оценена работа региональных властей по созданию благоприятных условия ведения бизнеса в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году рейтинг охватил все 85 регионов, но 4 из них оценивались вне рейтинга (Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Крым и Севастополь) [4].

Разница в развитии регионов по комфортабельности условий для создания бизнес-среды постепенно сокращается, однако темпы данных изменений недостаточны, даже несмотря на наличие единого федерального законодательства и равных правовых возможностей.

С целью проведения грамотного анализа и оценки состояния инвестиционного климата в субъектах РФ была разработана специализированная методология, основанная на реальной ситуации 85 регионов. Помимо этого, система показателей разработана с учетом лучшего мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.

Рейтинг состоит из 45 показателей, которые группируются в 17 факторов. В свою очередь среди факторов выделяются 4 направления:

1) регуляторная среда;

2) институты для бизнеса;

3) инфраструктура и ресурсы;

4) поддержка малого предпринимательства.

Немаловажно также оценивать качество предоставления государственных услуг, а именно показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Выборки для опросов формируются с помощью следующих трех подходов: экспертная оценка, оценка с помощью опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности и оценка с помощью опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностей.

В каждом регионе формируется база экспертов (35-40 человек) на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», ТПП РФ) и АСИ.

Список экспертов для проведения оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20. Так, в 2016 году было опрошено более 400 тысяч респондентов.

С целью проведения Рейтинга собираются исходные данные, необходимые для расчета результатов, например такие как:

- данные по отдельным респондентам по какому-либо показателю по каждому субъекту РФ,

- статистические данные в натуральных величинах;

- оценки экспертов.

Результаты рейтинга представляются на четырех уровнях после предварительного формирования базы исходных данных (таблица 1).

Таблица 1 – Уровни рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

№ п/п

Уровень рейтинга

Характеристика уровня рейтинга

1

Уровень показателей это сведенные и обработанные исходные данные, приведенные для каждого показателя к единой шкале от 0 до 100, где 0 – наихудшее возможное измерение, 100 – наилучшее

2

Уровень факторов это взвешенные средние значения баллов по показателям, входящим в факторы. Например, балл за эффективность процедуры регистрации предприятий формируется на основании трех показателей: среднее время регистрации юридических лиц, среднее количество процедур, необходимых для регистрации юридических лиц, удовлетворенность деятельностью по государственной регистрации юридических лиц».

3

Уровень направлений это взвешенные средние значения факторов (баллов по показателям), входящим в направление. Например, балл за регуляторную среду формируется из пяти факторов: эффективность процедур регистрации предприятий, эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство, эффективность процедур по регистрации прав собственности, эффективность процедур по выдаче лицензий, эффективность процедур по подключению электроэнергии».

4

Уровень интегрального индекса это сумма баллов по всем четырем направлениям рейтинга.

С целью проведения анализа полученных данных проводится своевременная оценка путем перевода данных из натуральных единиц в единую шкалу от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования (показатель 0 – наихудший возможный результат, а показатель 100 – наилучший возможный результат).

Полученные значения факторов и индексов направлений рассчитываются с помощью средневзвешенного по нормированным значениям показателей. Деление на группы осуществляется с помощью использования метода наибольшых разрывов. Границы групп определяются в местах наибольшей разницы в значениях индикатора между соседствующими регионами.

По результатам рейтинга лидеры среди регионов – Калужская, Ульяновская области, Красноярский край, Республика Татарстан и Костромская область (табл. 2).

Таблица 2 – Регионы-лидеры Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Регион

Место в рейтинге 2016

Место в рейтинге 2015

Изменение позиции 2015-2016

Республика Татарстан

1

1

-

Белгородская область

2

3

+1

Калужская область

3

2

-1

Тульская область

4

10

+6

Тюменская область

5

15

+10

Чувашская Республика

6

9

+3

Краснодарский край

7

7

-

Владимирская область

8

18

+10

Ханты-Мансийский автономный округ

9

12

+3

Москва

10

13

+3

Ульяновская область

11

5

-6

Томская область

12

23

+11

Орловская область

13

27

+14

Чеченская Республика

14

17

+3

Кировская область

15

25

+10

Липецкая область

16

34

+18

Республика Мордовия

17

24

+7

Ямало-Ненецкий автономный округ

18

16

-2

Тамбовская область

19

4

-15

Республика Башкортостан

20

40

+20 

Одна из важнейших задач для повышения конкурентоспособности Российской Федерации на мировой арене – это создание целостной системы улучшения инвестиционного климата в регионах. Целями такой системы являются обеспечение притока инвестиций в регионы, распространение лучших практик, а также их качественное внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионах и дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. Элементами целостной системы улучшения инвестиционного климата в регионах России должны стать прежде всего Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, а также, что немаловажно, инструменты мотивации органов власти в регионах и развитие этих инструментов. Механизм обмена лучшими практиками, выстроенном на диалоге власти и бизнеса является связующим звеном, способствующим ускоренному развитию целостной системы улучшения инвестиционного климата.

Механизм обмена лучшими практиками включает в себя выявление регионов – носителей лучших практик по результатам проведения рейтинга, их описание в сборнике лучших практик, тиражирование и проведение специальных образовательных мероприятий. Таким образом появляется возможность распространения положительного опыта. Однако нельзя исключать высокую дифференциацию в геополитическом направлении.

Так, согласно рейтингу в тройку лидеров в области национального состояния инвестиционного климата входит Калужская область.

Калужская область демонстрирует несомненные успехи в реализации политики комплексного, устойчивого социально-экономического развития территории с использованием принципа стимулирования предпринимательской деятельности. Положительный опыт региона представляет интерес для субъектов Федерации [5, с. 46].

Калужская область занимает лидирующие позиции по темпу роста промышленности и уровню внедряемых в производство передовых технологий. с 2006 по 2015 год объем привлеченных инвестиций в промышленность составил 452,8 млрд. рублей за счет создания порядка 100 промышленных производств. На сегодняшний день в регионе реализуется 155 инвестиционных проектов.

Калужская область – одна из лучших практик в области повышения инвестиционной привлекательность благодаря использованию следующих составляющих элементов общей системы:

1. Параллельное прохождение – ресурсоснабжающие организации проводят работу параллельно с проведением  процедур получения и согласования технических условий. Ведется упрощение контроля соблюдения сроков (как государственными структурами, так и сетевыми организациями).

2. Территориальное зонирование – реализация стандартизованной и понятной процедуры оформления и разработки документов для всех муниципальных образований.

3. Типовые проекты – ускорение темпов и скорости прохождения госэксперизы.

4. Процедура приоритизации – сроки выдачи разрешения на строительство значительно сокращаются в случае если объектом выступает, например, муниципальное образование или субъект Российской Федерации за счет присвоения приоритета обработки для запроса.

5. Схема единого окна – госструктуры и сетевые организации взаимодействуют таким образом, что сроки выдачи технических условий значительно сокращаются, скорость согласования проектов и реализация работ увеличивается в разы. Координатором действия объектов единого окна в Калужской области стало Агентство регионального развития.

6. Мотивация исполнителей – оказание своевременной поддержки исполнителей и создание стимулов. Сам рейтинг так же является средством нематериальной мотивации.

7. Диалог бизнеса и власти (регулярное взаимодействие) – партнерство представителей бизнеса и власти на базе созданных площадок, направленное на выработку эффективных решений в области разработки и совершенствования необходимых процедур.

8. Регулярное обучение – проведение семинаров и лекций для субъектов бизнеса, представителей муниципальных образований и органов государственной власти на тему – выдача разрешений на строительство ( под этим подразумевается такие аспекты как процедура выдачи разрешения, регламент проведения выдачи разрешения, а также наиболее эффективные механизмы взаимодействия всех участников).

Так, для улучшения такого показателя, как среднее время регистрации предприятий, в Калужской области был предпринят ряд действий [6, с.12-13].

Первым шагом было внедрение контроля за соблюдением регламента, а именно срока осуществления регистрации, проводимыми инспекциями Федеральной налоговой службы (ФНС):

-          процедура стала проводиться один раз в неделю;

-          осуществление процедуры возможно дистанционно с помощью единой базы инспекции по области;

-          скрупулезное рассматривание нарушений сроков регистрации с целью выявления источников задержки;

-          проведение регулярного (один раз в три года) внутреннего аудита работы управления ФНС, один раз в два года проводится контроль инспекций. Постпроверочный контроль, проводимый после аудита, является закрепляющим мероприятием.

С целью оценки трудовой загрузки сотрудников УФНС проводится анализ, по результатам которого проводится дальнейшее перераспределение трудовых обязанностей:

-          рассчитаны следующие показатели на каждого сотрудника: затраченное время на прием посетителя, общее количество работающих сотрудников, занимающихся приемом заявлений на регистрацию, а также количество поданных обращений за день;

-          сотрудники УФНС проходят регулярное обучение всем процедурам в целях повышения их универсальности;

-          проведено перераспределение сотрудников УФНС между отделами по приему документов для постановки на учет все налогоплательщиков и отделом регистрации субъектов муниципальных образований (предприятий).

Внедрена система, позволяющая обеспечить организацию выездов представителей УФНС в инспекции других населенных пунктов  для обучения сотрудников. Обучение проводится в следующих случаях:

-          выявление ошибок по причине сотрудника при заполнении документации;

-          нововведения в законодательстве, выход новых редакций нормативно-правовых актов;

-          допущения ошибок при общении с заявителем. В таких случаях проводятся семинары по улучшению сервиса.

Стали использоваться новые методы и инструменты мотивации сотрудников УФНС:

-          сотрудники с наилучшими результатами ведения работы и выполнения функциональных обязанностей получают ведомственные награды и грамоты;

-          проводится выплата премий для сотрудников, сумма премии зависит от вклада в работу УФНС.

Для улучшения оперативной информационной осведомленности заявителей проводятся следующие мероприятия:

-          размещение популярной с точки зрения заявителя информации на сайте www.nalog.ru [7], а также распространение сведений о возможности получения необходимых данных;

-          установка гостевых компьютеров в налоговых инспекциях;

-          появилась возможность использования программы по автозаполнению заявления от лица заявителя;

-          предоставление примеров заполнения заявлений для заявителя;

-          предоставление возможности распечатки заявление;

-          предоставление администраторами зала инспекции помощи гражданам (будущим заявителям) при работе с гостевыми компьютерами;

-          стали использоваться средства массовой информации (радио, телевидение, информационные стенды) для распространения необходимой информации для заявителей;

-          разработан буклет, который содержит необходимую информацию для регистрации юридических лиц (буклет формируется на основе буклета «Бизнес-старт в Москве»).

Появилась возможность подать пакет документов на регистрацию предприятий в электронном виде:

-          распространение информации среди налогоплательщиков по всем возможным каналам;

-          более 95% нотариусов Калужской области приобрели электронную цифровую подпись с целью обеспечения возможности подготовки заверенного электронного пакета документов на регистрацию заявителя.

В целях повышения качества услуг и профессионализма сотрудников УФНС по Калужской области при приеме на работу предпочтение отдается кандидатам с высшим экономическим или юридическим образованием.

Регулярно (раз в полгода) проводится мониторинг нескольких предприятий, процедура регистрации которых проводилась недавно, с целью выяснить мнение их руководства о качестве предоставления данной процедуры и способах ее улучшения. Итогом данных обзвонов становятся замечания конкретным сотрудникам по улучшению качества обслуживания.

Немаловажным является то, что было подписано соглашение с МФЦ о возможности приема документов для государственной регистрации заявителей (предприятий).

Работа по приему документов на регистрацию предприятий организована по принципу одного окна:

-          ежедневно в конце дня сотрудники УФНС выгружают информацию о заявителях в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также Фонд социального страхования Российской Федерации;

-          номер страхователя забирает сам заявитель.

Таким образом, после проведения всех вышеперечисленных мероприятий был в Калужской области был получен следующий результат:

-          сокращено количества жалоб в 2 раза;

-          увеличено количества пакетов документов на регистрацию предприятий в 9 раз за счет подачи документов в электронном виде;

-          по итогам пилотной апробации Национального Рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации среднее время прохождения процедур для регистрации предприятий в Калужской области составило 10,08 дня.

Подводя итоги рассмотрения в настоящей статье задач формирования благоприятной инвестиционной среды на региональном уровне и роли в этом процессе Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, можно отметить, что за последние годы был принят целый ряд мер для улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Был сформирована и усовершенствована соответствующая законодательная база, стали реализовываться «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, запущен национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах.

Использование такого рода шагов обеспечивает контроль за работой органов власти, что влияет на их мотивацию. Рейтинг является результатом использования эффективной методологии оценки, что в свою очередь выделяет лидеров и аутсайдеров среди регионов Российской Федерации.

Так, в регионах-лидерах последовательно снижаются избыточные административные барьеры, сокращаются сроки и процедуры предоставления государственных услуг переводятся в электронный вид, что способствует развитию бизнеса (получение большего объема налогов за счет создания новы предприятий, и создание новых рабочих мест, что может способствовать снижению уровню безработицы в регионе).

Становится очевидно, что данный путь влияния на регионы путем оценки является эффективным и его необходимо активно распространять, а значит тиражировать успешные практики регионов-лидеров.

Благодаря внедрению лучших практик у всех субъектов Российской Федерации появляется реальный шанс в разы повысить свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, создается единое, высокое качество деловой среды на всей территории страны, а значит предпринимателю будет удобно и комфортно работать в каждом нашем регионе.

Для международных экспертов инвестиционная привлекательность страны в целом связана с общим состоянием экономики и финансов. В то же время инвесторы остро реагируют на повышение уровня инвестиционной привлекательности, а значит будет обеспечен рост капитала.

Полномасштабное внедрение рейтинга среди всех регионов началось в 2015 году. Итоги рейтинга свидетельствуют, что есть существенные резервы, в первую очередь в части оптимизации ключевых условий ведения бизнеса. Соответственно появляется высокая вероятность повышения общего уровня инвестиционной привлекательности страны.


Библиографический список
  1. Осипов В.А. Рейтинг «Doing Business» как важнейший инструмент оценки инвестиционного климата России // Человек в XXI веке: Материалы X Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов (2015). – Обнинск: ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД», 2016. – С. 150-152.
  2. Рулинская А.Г. Анализ инвестиционной политики региона как фактора экономического роста // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 2. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.e-rej.ru/ publications/164/.
  3. Егоров Ю.О. Сущность и специфика региональных инвестиционных рисков // Российский экономический интернет-журнал. 2015. № 3. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.e-rej.ru/ publications/160/.
  4. Национальный рейтинг // Сайт Агентства стратегических инициатив. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://asi.ru/investclimate/ rating/.
  5. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Якунина М.В. Новые подходы к решению проблем государственной политики развития регионов // Вестник Образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Экономика и управление. 2016. № 8 декабрь. С. 45-46. [электронный ресурс] Режим доступа. – URL: http://www. вестник-университи.рф/archives/p13_ sectionid/5.
  6. Лучшие управленческие практики. Итоги пилотного апробирования Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. – М.: АСИ, 2014. – 173 с.
  7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы, регион – Калужская область. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.nalog. ru/rn40/.


Все статьи автора «Осипов Владимир Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: