В настоящее время можно говорить об уникальном наборе позитивных факторов, которые могут способствовать экономическому росту российской экономики. Не случайно, что если по состоянию на 2011 год Российская Федерация занимала 124-е место в рейтинге оценки благоприятности условий ведения бизнеса «DoingBusiness», то в 2016 году заняла уже 36-е место [1, с. 150].
Однако для того, чтобы успешно реализовать эти возможности, необходимо разработать и реализовать эффективную инвестиционную политику, причём как на федеральном, так и на региональном уровнях. Региональная инвестиционная политика должна быть нацелена на наиболее полное и эффективное использование собственного потенциала регионов в кратко-, средне- и долгосрочной перспетиве [2, с. 3].
Для создания блпгоприятной инвестиционной среды необходимы два компонента:
1) усиление инвестиционной привлекательности как в масштабах государства в целом, так и на уровне отдельных субъектов Федерации, что позволит увеличить объём привлекаемых инвестиций;
2) формирование системы мониторинга и управления рисками в инвестиционной сфере, способствующей защите прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности, как государственных (муниципальных), так и частных, как отечественных, так и зарубежных. Это позволит удержать уже привлечённые инвестиции и снизить их отток за пределы государства (региона) [3, с. 3].
Различное геополитическое расположение отдельных регионов Российской Федерации, их близость (удалённость) к экономическим центрам страны, наличие (отсутствие) полезных ископаемых и другие факторы обусловливают различную привлекательность тех или иных субъектов РФ для инвесторов. Все эти факторы и постарались учесть специалисты автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) при разработке универсального инструмента оценки инвестиционного климата в регионах, которым призван стать Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.
На сегодняшний день в рамках Российской Федерации существует 85 регионов. Не секрет, что развитие регионов нельзя назвать равномерным. Экономические условия, инвестиционная привлекательность и их развитие значительно разнятся. Встает вопрос – как можно изменить ситуацию и сократить разницу в развитии лидеров и аутсайдеров среди регионов. Одним из инструментов влияния является национальный рейтинг состояния инвестиционного климата. Рейтинг предполагает оценку регионов по выработанным критериям. Как правило, использование метода оценки результатов влияет на ответственных исполнителей и активизацию деятельности в сфере развития подвластного региона.
Таким образом, становится ясно, что существуют факторы, влияющие на положительные тенденции в области инвестиционной привлекательности регионов, но немаловажным остается оценка с помощью рейтинга.
Так, например, в регионах-лидерах целенаправленно и последовательно снижаются избыточные административные барьеры, сокращаются сроки и процедуры предоставления государственных услуг, а предоставление услуг переводится в электронный вид. В качестве благоприятных последствий получаем ускорение развития бизнеса в регионе, привлечение большего объема налоговых отчислений и создание большого объема новых рабочих мест.
За последние годы был принят целый ряд мер для улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Сформирована соответствующая законодательная база, в целом реализованы «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, и запущен национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.
Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Впервые полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. В данном рейтинге оценена работа региональных властей по созданию благоприятных условия ведения бизнеса в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году рейтинг охватил все 85 регионов, но 4 из них оценивались вне рейтинга (Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Крым и Севастополь) [4].
Разница в развитии регионов по комфортабельности условий для создания бизнес-среды постепенно сокращается, однако темпы данных изменений недостаточны, даже несмотря на наличие единого федерального законодательства и равных правовых возможностей.
С целью проведения грамотного анализа и оценки состояния инвестиционного климата в субъектах РФ была разработана специализированная методология, основанная на реальной ситуации 85 регионов. Помимо этого, система показателей разработана с учетом лучшего мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.
Рейтинг состоит из 45 показателей, которые группируются в 17 факторов. В свою очередь среди факторов выделяются 4 направления:
1) регуляторная среда;
2) институты для бизнеса;
3) инфраструктура и ресурсы;
4) поддержка малого предпринимательства.
Немаловажно также оценивать качество предоставления государственных услуг, а именно показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).
Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.
Выборки для опросов формируются с помощью следующих трех подходов: экспертная оценка, оценка с помощью опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности и оценка с помощью опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностей.
В каждом регионе формируется база экспертов (35-40 человек) на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», ТПП РФ) и АСИ.
Список экспертов для проведения оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20. Так, в 2016 году было опрошено более 400 тысяч респондентов.
С целью проведения Рейтинга собираются исходные данные, необходимые для расчета результатов, например такие как:
- данные по отдельным респондентам по какому-либо показателю по каждому субъекту РФ,
- статистические данные в натуральных величинах;
- оценки экспертов.
Результаты рейтинга представляются на четырех уровнях после предварительного формирования базы исходных данных (таблица 1).
Таблица 1 – Уровни рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ
№ п/п |
Уровень рейтинга |
Характеристика уровня рейтинга |
1 |
Уровень показателей | это сведенные и обработанные исходные данные, приведенные для каждого показателя к единой шкале от 0 до 100, где 0 – наихудшее возможное измерение, 100 – наилучшее |
2 |
Уровень факторов | это взвешенные средние значения баллов по показателям, входящим в факторы. Например, балл за эффективность процедуры регистрации предприятий формируется на основании трех показателей: среднее время регистрации юридических лиц, среднее количество процедур, необходимых для регистрации юридических лиц, удовлетворенность деятельностью по государственной регистрации юридических лиц». |
3 |
Уровень направлений | это взвешенные средние значения факторов (баллов по показателям), входящим в направление. Например, балл за регуляторную среду формируется из пяти факторов: эффективность процедур регистрации предприятий, эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство, эффективность процедур по регистрации прав собственности, эффективность процедур по выдаче лицензий, эффективность процедур по подключению электроэнергии». |
4 |
Уровень интегрального индекса | это сумма баллов по всем четырем направлениям рейтинга. |
С целью проведения анализа полученных данных проводится своевременная оценка путем перевода данных из натуральных единиц в единую шкалу от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования (показатель 0 – наихудший возможный результат, а показатель 100 – наилучший возможный результат).
Полученные значения факторов и индексов направлений рассчитываются с помощью средневзвешенного по нормированным значениям показателей. Деление на группы осуществляется с помощью использования метода наибольшых разрывов. Границы групп определяются в местах наибольшей разницы в значениях индикатора между соседствующими регионами.
По результатам рейтинга лидеры среди регионов – Калужская, Ульяновская области, Красноярский край, Республика Татарстан и Костромская область (табл. 2).
Таблица 2 – Регионы-лидеры Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ
Регион |
Место в рейтинге 2016 |
Место в рейтинге 2015 |
Изменение позиции 2015-2016 |
Республика Татарстан |
1 |
1 |
- |
Белгородская область |
2 |
3 |
+1 |
Калужская область |
3 |
2 |
-1 |
Тульская область |
4 |
10 |
+6 |
Тюменская область |
5 |
15 |
+10 |
Чувашская Республика |
6 |
9 |
+3 |
Краснодарский край |
7 |
7 |
- |
Владимирская область |
8 |
18 |
+10 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
9 |
12 |
+3 |
Москва |
10 |
13 |
+3 |
Ульяновская область |
11 |
5 |
-6 |
Томская область |
12 |
23 |
+11 |
Орловская область |
13 |
27 |
+14 |
Чеченская Республика |
14 |
17 |
+3 |
Кировская область |
15 |
25 |
+10 |
Липецкая область |
16 |
34 |
+18 |
Республика Мордовия |
17 |
24 |
+7 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
18 |
16 |
-2 |
Тамбовская область |
19 |
4 |
-15 |
Республика Башкортостан |
20 |
40 |
+20 |
Одна из важнейших задач для повышения конкурентоспособности Российской Федерации на мировой арене – это создание целостной системы улучшения инвестиционного климата в регионах. Целями такой системы являются обеспечение притока инвестиций в регионы, распространение лучших практик, а также их качественное внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионах и дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. Элементами целостной системы улучшения инвестиционного климата в регионах России должны стать прежде всего Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, а также, что немаловажно, инструменты мотивации органов власти в регионах и развитие этих инструментов. Механизм обмена лучшими практиками, выстроенном на диалоге власти и бизнеса является связующим звеном, способствующим ускоренному развитию целостной системы улучшения инвестиционного климата.
Механизм обмена лучшими практиками включает в себя выявление регионов – носителей лучших практик по результатам проведения рейтинга, их описание в сборнике лучших практик, тиражирование и проведение специальных образовательных мероприятий. Таким образом появляется возможность распространения положительного опыта. Однако нельзя исключать высокую дифференциацию в геополитическом направлении.
Так, согласно рейтингу в тройку лидеров в области национального состояния инвестиционного климата входит Калужская область.
Калужская область демонстрирует несомненные успехи в реализации политики комплексного, устойчивого социально-экономического развития территории с использованием принципа стимулирования предпринимательской деятельности. Положительный опыт региона представляет интерес для субъектов Федерации [5, с. 46].
Калужская область занимает лидирующие позиции по темпу роста промышленности и уровню внедряемых в производство передовых технологий. с 2006 по 2015 год объем привлеченных инвестиций в промышленность составил 452,8 млрд. рублей за счет создания порядка 100 промышленных производств. На сегодняшний день в регионе реализуется 155 инвестиционных проектов.
Калужская область – одна из лучших практик в области повышения инвестиционной привлекательность благодаря использованию следующих составляющих элементов общей системы:
1. Параллельное прохождение – ресурсоснабжающие организации проводят работу параллельно с проведением процедур получения и согласования технических условий. Ведется упрощение контроля соблюдения сроков (как государственными структурами, так и сетевыми организациями).
2. Территориальное зонирование – реализация стандартизованной и понятной процедуры оформления и разработки документов для всех муниципальных образований.
3. Типовые проекты – ускорение темпов и скорости прохождения госэксперизы.
4. Процедура приоритизации – сроки выдачи разрешения на строительство значительно сокращаются в случае если объектом выступает, например, муниципальное образование или субъект Российской Федерации за счет присвоения приоритета обработки для запроса.
5. Схема единого окна – госструктуры и сетевые организации взаимодействуют таким образом, что сроки выдачи технических условий значительно сокращаются, скорость согласования проектов и реализация работ увеличивается в разы. Координатором действия объектов единого окна в Калужской области стало Агентство регионального развития.
6. Мотивация исполнителей – оказание своевременной поддержки исполнителей и создание стимулов. Сам рейтинг так же является средством нематериальной мотивации.
7. Диалог бизнеса и власти (регулярное взаимодействие) – партнерство представителей бизнеса и власти на базе созданных площадок, направленное на выработку эффективных решений в области разработки и совершенствования необходимых процедур.
8. Регулярное обучение – проведение семинаров и лекций для субъектов бизнеса, представителей муниципальных образований и органов государственной власти на тему – выдача разрешений на строительство ( под этим подразумевается такие аспекты как процедура выдачи разрешения, регламент проведения выдачи разрешения, а также наиболее эффективные механизмы взаимодействия всех участников).
Так, для улучшения такого показателя, как среднее время регистрации предприятий, в Калужской области был предпринят ряд действий [6, с.12-13].
Первым шагом было внедрение контроля за соблюдением регламента, а именно срока осуществления регистрации, проводимыми инспекциями Федеральной налоговой службы (ФНС):
- процедура стала проводиться один раз в неделю;
- осуществление процедуры возможно дистанционно с помощью единой базы инспекции по области;
- скрупулезное рассматривание нарушений сроков регистрации с целью выявления источников задержки;
- проведение регулярного (один раз в три года) внутреннего аудита работы управления ФНС, один раз в два года проводится контроль инспекций. Постпроверочный контроль, проводимый после аудита, является закрепляющим мероприятием.
С целью оценки трудовой загрузки сотрудников УФНС проводится анализ, по результатам которого проводится дальнейшее перераспределение трудовых обязанностей:
- рассчитаны следующие показатели на каждого сотрудника: затраченное время на прием посетителя, общее количество работающих сотрудников, занимающихся приемом заявлений на регистрацию, а также количество поданных обращений за день;
- сотрудники УФНС проходят регулярное обучение всем процедурам в целях повышения их универсальности;
- проведено перераспределение сотрудников УФНС между отделами по приему документов для постановки на учет все налогоплательщиков и отделом регистрации субъектов муниципальных образований (предприятий).
Внедрена система, позволяющая обеспечить организацию выездов представителей УФНС в инспекции других населенных пунктов для обучения сотрудников. Обучение проводится в следующих случаях:
- выявление ошибок по причине сотрудника при заполнении документации;
- нововведения в законодательстве, выход новых редакций нормативно-правовых актов;
- допущения ошибок при общении с заявителем. В таких случаях проводятся семинары по улучшению сервиса.
Стали использоваться новые методы и инструменты мотивации сотрудников УФНС:
- сотрудники с наилучшими результатами ведения работы и выполнения функциональных обязанностей получают ведомственные награды и грамоты;
- проводится выплата премий для сотрудников, сумма премии зависит от вклада в работу УФНС.
Для улучшения оперативной информационной осведомленности заявителей проводятся следующие мероприятия:
- размещение популярной с точки зрения заявителя информации на сайте www.nalog.ru [7], а также распространение сведений о возможности получения необходимых данных;
- установка гостевых компьютеров в налоговых инспекциях;
- появилась возможность использования программы по автозаполнению заявления от лица заявителя;
- предоставление примеров заполнения заявлений для заявителя;
- предоставление возможности распечатки заявление;
- предоставление администраторами зала инспекции помощи гражданам (будущим заявителям) при работе с гостевыми компьютерами;
- стали использоваться средства массовой информации (радио, телевидение, информационные стенды) для распространения необходимой информации для заявителей;
- разработан буклет, который содержит необходимую информацию для регистрации юридических лиц (буклет формируется на основе буклета «Бизнес-старт в Москве»).
Появилась возможность подать пакет документов на регистрацию предприятий в электронном виде:
- распространение информации среди налогоплательщиков по всем возможным каналам;
- более 95% нотариусов Калужской области приобрели электронную цифровую подпись с целью обеспечения возможности подготовки заверенного электронного пакета документов на регистрацию заявителя.
В целях повышения качества услуг и профессионализма сотрудников УФНС по Калужской области при приеме на работу предпочтение отдается кандидатам с высшим экономическим или юридическим образованием.
Регулярно (раз в полгода) проводится мониторинг нескольких предприятий, процедура регистрации которых проводилась недавно, с целью выяснить мнение их руководства о качестве предоставления данной процедуры и способах ее улучшения. Итогом данных обзвонов становятся замечания конкретным сотрудникам по улучшению качества обслуживания.
Немаловажным является то, что было подписано соглашение с МФЦ о возможности приема документов для государственной регистрации заявителей (предприятий).
Работа по приему документов на регистрацию предприятий организована по принципу одного окна:
- ежедневно в конце дня сотрудники УФНС выгружают информацию о заявителях в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также Фонд социального страхования Российской Федерации;
- номер страхователя забирает сам заявитель.
Таким образом, после проведения всех вышеперечисленных мероприятий был в Калужской области был получен следующий результат:
- сокращено количества жалоб в 2 раза;
- увеличено количества пакетов документов на регистрацию предприятий в 9 раз за счет подачи документов в электронном виде;
- по итогам пилотной апробации Национального Рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации среднее время прохождения процедур для регистрации предприятий в Калужской области составило 10,08 дня.
Подводя итоги рассмотрения в настоящей статье задач формирования благоприятной инвестиционной среды на региональном уровне и роли в этом процессе Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, можно отметить, что за последние годы был принят целый ряд мер для улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Был сформирована и усовершенствована соответствующая законодательная база, стали реализовываться «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, запущен национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах.
Использование такого рода шагов обеспечивает контроль за работой органов власти, что влияет на их мотивацию. Рейтинг является результатом использования эффективной методологии оценки, что в свою очередь выделяет лидеров и аутсайдеров среди регионов Российской Федерации.
Так, в регионах-лидерах последовательно снижаются избыточные административные барьеры, сокращаются сроки и процедуры предоставления государственных услуг переводятся в электронный вид, что способствует развитию бизнеса (получение большего объема налогов за счет создания новы предприятий, и создание новых рабочих мест, что может способствовать снижению уровню безработицы в регионе).
Становится очевидно, что данный путь влияния на регионы путем оценки является эффективным и его необходимо активно распространять, а значит тиражировать успешные практики регионов-лидеров.
Благодаря внедрению лучших практик у всех субъектов Российской Федерации появляется реальный шанс в разы повысить свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, создается единое, высокое качество деловой среды на всей территории страны, а значит предпринимателю будет удобно и комфортно работать в каждом нашем регионе.
Для международных экспертов инвестиционная привлекательность страны в целом связана с общим состоянием экономики и финансов. В то же время инвесторы остро реагируют на повышение уровня инвестиционной привлекательности, а значит будет обеспечен рост капитала.
Полномасштабное внедрение рейтинга среди всех регионов началось в 2015 году. Итоги рейтинга свидетельствуют, что есть существенные резервы, в первую очередь в части оптимизации ключевых условий ведения бизнеса. Соответственно появляется высокая вероятность повышения общего уровня инвестиционной привлекательности страны.
Библиографический список
- Осипов В.А. Рейтинг «Doing Business» как важнейший инструмент оценки инвестиционного климата России // Человек в XXI веке: Материалы X Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов (2015). – Обнинск: ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД», 2016. – С. 150-152.
- Рулинская А.Г. Анализ инвестиционной политики региона как фактора экономического роста // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 2. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.e-rej.ru/ publications/164/.
- Егоров Ю.О. Сущность и специфика региональных инвестиционных рисков // Российский экономический интернет-журнал. 2015. № 3. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.e-rej.ru/ publications/160/.
- Национальный рейтинг // Сайт Агентства стратегических инициатив. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://asi.ru/investclimate/ rating/.
- Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Якунина М.В. Новые подходы к решению проблем государственной политики развития регионов // Вестник Образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Экономика и управление. 2016. № 8 декабрь. С. 45-46. [электронный ресурс] Режим доступа. – URL: http://www. вестник-университи.рф/archives/p13_ sectionid/5.
- Лучшие управленческие практики. Итоги пилотного апробирования Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. – М.: АСИ, 2014. – 173 с.
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы, регион – Калужская область. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.nalog. ru/rn40/.
Количество просмотров публикации: Please wait