УДК 338.012

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

Любарская Мария Александровна1, Семакова Людмила Александровна2
1Балтийская академия туризма и предпринимательства, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и предпринимательства
2Балтийская академия туризма и предпринимательства, старший преподаватель кафедры экономики и предпринимательства

Аннотация
Статья обосновывает актуальность внедрения технологических и управленческих инноваций в сферу образовательных услуг с целью повышения качества подготовки специалистов для различных отраслевых рынков. Доказано, что конкурентоспособность предприятий на рынке во многом зависит от того, каким кадровым потенциалом обладают данные предприятия. Кадровый же потенциал формируется на основе того, какие специалисты приходят на предприятия после окончания учебных заведений и как организована система повышения квалификации кадров.

Ключевые слова: кадровый потенциал, качество подготовки, конкурентоспособность, отраслевые рынки, предприятие, сфера образовательных услуг


INNOVATIONS IN THE FIELD OF EDUCATIONAL SERVICES AND THEIR ROLE IN IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING FOR INDUSTRIAL MARKETS

Lyubarskaya Maria Aleksandrovna1, Semakova Liudmila Aleksandrovna2
1Baltic Academy of Tourism and Entrepreneurship, Doctor of Economics, Professor, Head of Department of Economics and Entrepreneurship
2Baltic Academy of Tourism and Entrepreneurship, Senior Lecturer, Department of Economics and Business

Abstract
The article substantiates the relevance of technological and managerial innovations in the sphere of educational services in order to improve the quality of training of specialist for industrial markets. It is proved that the competitiveness of enterprises at the markets largely depends on the quality of their human resources. Human resources potential is forming on the basis of specialists coming to the company after graduation and system of professional training.

Keywords: competitiveness, educational services, enterprise, human resources, industrial markets, quality of training


Библиографическая ссылка на статью:
Любарская М.А., Семакова Л.А. Инновации в сфере образовательных услуг и их роль в повышении качества подготовки специалистов для отраслевых рынков // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12872 (дата обращения: 29.09.2017).

Качественные показатели экономики страны формируются на основе конкурентоспособности отраслей, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько эффективно работают отдельные предприятия. В исследованиях российских ученых рассматривается целый ряд факторов повышения конкурентоспособности предприятий и отраслей [2,9,10, 11,14]. Среди этих факторов с точки зрения исследования, проводимого в данной статье, следует выделить качество кадрового потенциала, а также активность в разработке инноваций и восприимчивость к их внедрению. Фактор инновационной активности важен как для сферы производства, так и для сферы услуг. Сфера образовательных услуг представляет собой особую область, уровень восприимчивости к инновациям которой влияет на формирование кадрового потенциала отдельных предприятий и отраслей в целом.

Переход к инновационно ориентированной экономике предполагает готовность предприятий к применению новых организационных решений, технологий, оборудования. Чтобы разрабатывать и внедрять все эти новшества, необходим соответствующий кадровый потенциал. Этот потенциал формируется на основе того, какие специалисты приходят на предприятия после окончания учебных заведений и как организована система повышения квалификации кадров. Таким образом, необходим переход к инновационно ориентированному обучению студентов на всех уровнях: среднего профессионального и высшего образования (бакалавриата, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации). Причем, инновационная ориентированность сферы образования имеет двоякий характер. С одной стороны, подготовка специалистов для определенного отраслевого рынка предполагает их знакомство уже на стадии обучения с новейшими технологиями, востребованными на этом рынке. Только в этом случае молодые специалисты будут готовы иметь дело с передовыми технологиями на практике, будут обладать необходимыми компетенциями в категориях «знать, уметь, владеть». С другой стороны, донесение знаний, умений и навыков до студентов должно происходить с применением инновационных технологий обучения.

Статья 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» [1].

Далее в указанном законе раскрываются направления ориентации инновационной деятельности, среди которых выделены «совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования» [1].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагает, что инновационная деятельность действующими в сфере образования организациями должна осуществляться «в форме реализации инновационных проектов и программ» [1]. Причем, при реализации инновационных проектов и программ должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

В настоящее время огромные деньги тратятся на поддержание отдельных инновационно ориентированных учебных заведений. [8,12]Например, в Сколковский институт науки и технологии (Сколтех) из федерального бюджета «за 2013-2015 годы вложено 12 млрд. рублей» [7]. При этом «Сколтех получает из федерального бюджета больше денег, чем федеральные университеты, где учится в разы больше студентов» [7]. Например, по данным счетной палаты РФ за 2015 год можно привести следующие данные (Таблица 1).

Таблица 1. Финансирование из федерального бюджета федеральных университетов [7]

Наименование университета

Численность студентов, чел.

Объем финансирования из федерального бюджета за 2015 год, млн.руб.

Сколковский институт науки и технологии (Сколтех)

315

4 798,1

Северо-Кавказский федеральный университет

9 903

2 516,9

Крымский федеральный университет

14 763

3 772,5

Сибирский федеральный университет

20 510

4 680,6

Северный (Арктический) федеральный университет

6 437

2 281,15

На взгляд авторов данной статьи, инновационная деятельность в системе образования не должна быть уделом отдельных «инновационных проектов», а должна стать неотъемлемым элементом образовательного процесса, ориентированного на повышение качества подготовки специалистов для отраслевых рынков.

Так какие же инновационные технологии помогают современным образовательным учреждениям в повышении эффективности процесса донесения знаний, умений и навыков до студентов.

К ним можно отнести, по мнению современных ученых [3,4,5,6] проблемные лекции, «кейс-технологии», метод «перевернутой классной комнаты», обучающие мобильные приложения, использование «кликеров» и другие.

Проведение проблемных лекций по сравнению с традиционными лекционными занятиями предполагает большую вовлеченность всех присутствующих на лекции, начиная с постановки вопросов, ответы на которые преподаватель ищет совместно со студентами.[13] Для организации эффективной подготовки студентов для отраслевых рынков, вопросы должны быть ориентированы на «болевые точки» конкретной отрасли или отраслевого рынка.

Использование «кликеров» возможно как в ходе обычных лекционных занятий, так и при проведении проблемных лекций. «Кликер» представляет собой устройство (пульт), позволяющее студенту при ответе на заданные преподавателем вопросы нажимать кнопку с номером выбранного из предложенных вариантов ответов.

«Кейс-технологии» представляют собой разбор ситуаций, взятых из практики деятельности конкретной отрасли. Студентам предлагается текст, знакомящий их с основными характеристиками ситуации, имеющими значение для ответов на поставленные вопросы и выполнения заданий.

Метод «перевернутой классной комнаты» предполагает, что в отличие от традиционной системы, лекционные материалы студенты изучают самостоятельно, либо читая текст презентаций, либо просматривая заранее записанную лекцию, а вот выполнение практических и домашних заданий проводят совместно с преподавателями.

За обучающими мобильными приложениями, на взгляд авторов данной статьи, большое будущее, хотя пока они не нашли широкого применения в сфере образования. Для пользователей смартфонов уже стало привычно пользоваться мобильными приложениями, разработанными для клиентов магазинов или ресторанов. Клиенты имеют возможность оперативно получать информацию через мобильные приложения, знакомиться с новинками ассортимента. По аналогии с этим студентам учебных заведений может быть удобно в мобильном режиме просматривать материал лекций, которые они пропустили выполнять индивидуальные задания и т.д. Такая форма взаимодействия студента с учебным заведением, безусловно, никогда не заменит личного общения, но может стать инновационным дополнением к нему, выполняющим важные функции.

Логическая последовательность выбора целевых установок и определения набора технологий подготовки инновационно ориентированных специалистов для отраслевых рынков изображена на рисунке 1.

Рисунок 1. Выбор целевых установок и образовательных технологий подготовки инновационно ориентированных специалистов для отраслевых рынков

Таким образом, можно утверждать, что эффективность подготовки специалистов для отраслевых рынков в большой степени зависит от ориентированности учебных заведений, учебных планов и программ на отраслевые проблемы, от степени знакомства студентов в процессе обучения с передовыми достижениями отраслевой науки и практики.


Библиографический список
  1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.11.2016).
  2. Алиев Э.Г., Мусостова Д.Ш. Формирование и перспективы развития особой рекреационной зоны Чеченской Республики //
    Мир экономики и права. 2015. № 10. С. 22-27.
  3. Аристархов Л.Н., Юсупов О.Р. Инновации в экономике сферы услуг и проблемы развития предпринимательства в полиграфической отрасли //
    Мир экономики и права. 2015. № 10. С. 28-32.
  4.  Берденникова Н.Г.,  Гончарова В.В. Методические основы стратегического управления туризмом в Российской Федерации//Вестник Национальной академии туризма. -2012. -№ 24. -С. 27-29.
  5. Власова Т.И. Международное и межрегиональное сотрудничество в реализации туристско-рекреационного потенциала регионов//Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 3 (15). С. 7-8.
  6. Закорин Н. Д. Методология инвестиционного развития туристского потенциала территориальных образований: дис…. докт. экон. наук. -СПб.: БАТиП, 2006.
  7. Калинина Ю. Сколько стоит «Сколково»? // Московский комсомолец. – 2016. – 19-26 октября. – С.6.
  8. Клейман А.А.Бабанчикова О.А. Контракты жизненного цикла как инновационный подход к комплексному решению инфраструктурных проблем в туризме//Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 1 (21). С. 18-21.
  9. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью. – М.: Омега-Л, 2008. – 325с.
  10. Мотышина М. С.Большаков А. С.Михайлов В. И. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. пособие. -М.: Феникс, 2008.
  11. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
  12. Хольнова Е. Г.Новикова Л. Н. Система страхования банковских вкладов в России проблемы и перспективы развития/монография Хольнова Е. Г.Новикова Л. Н./Вологодский науч.-координационный центр ЦЭМИ РАН, Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. Вологда, 2006.
  13. Чайковская А.В. Требования к повышению качества образовательных услуг по направлению «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»//Современная педагогика. 2016. № 2 (39). С. 10-12.
  14. Шлафман А.И. Экономические субъекты и объекты регулирования предпринимательской деятельности//Вестник Мурманского государственного технического университета. 2012. Т. 15. № 1. С. 250-253.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: