Качественные показатели экономики страны формируются на основе конкурентоспособности отраслей, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько эффективно работают отдельные предприятия. В исследованиях российских ученых рассматривается целый ряд факторов повышения конкурентоспособности предприятий и отраслей [2,9,10, 11,14]. Среди этих факторов с точки зрения исследования, проводимого в данной статье, следует выделить качество кадрового потенциала, а также активность в разработке инноваций и восприимчивость к их внедрению. Фактор инновационной активности важен как для сферы производства, так и для сферы услуг. Сфера образовательных услуг представляет собой особую область, уровень восприимчивости к инновациям которой влияет на формирование кадрового потенциала отдельных предприятий и отраслей в целом.
Переход к инновационно ориентированной экономике предполагает готовность предприятий к применению новых организационных решений, технологий, оборудования. Чтобы разрабатывать и внедрять все эти новшества, необходим соответствующий кадровый потенциал. Этот потенциал формируется на основе того, какие специалисты приходят на предприятия после окончания учебных заведений и как организована система повышения квалификации кадров. Таким образом, необходим переход к инновационно ориентированному обучению студентов на всех уровнях: среднего профессионального и высшего образования (бакалавриата, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации). Причем, инновационная ориентированность сферы образования имеет двоякий характер. С одной стороны, подготовка специалистов для определенного отраслевого рынка предполагает их знакомство уже на стадии обучения с новейшими технологиями, востребованными на этом рынке. Только в этом случае молодые специалисты будут готовы иметь дело с передовыми технологиями на практике, будут обладать необходимыми компетенциями в категориях «знать, уметь, владеть». С другой стороны, донесение знаний, умений и навыков до студентов должно происходить с применением инновационных технологий обучения.
Статья 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» [1].
Далее в указанном законе раскрываются направления ориентации инновационной деятельности, среди которых выделены «совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования» [1].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагает, что инновационная деятельность действующими в сфере образования организациями должна осуществляться «в форме реализации инновационных проектов и программ» [1]. Причем, при реализации инновационных проектов и программ должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.
В настоящее время огромные деньги тратятся на поддержание отдельных инновационно ориентированных учебных заведений. [8,12]Например, в Сколковский институт науки и технологии (Сколтех) из федерального бюджета «за 2013-2015 годы вложено 12 млрд. рублей» [7]. При этом «Сколтех получает из федерального бюджета больше денег, чем федеральные университеты, где учится в разы больше студентов» [7]. Например, по данным счетной палаты РФ за 2015 год можно привести следующие данные (Таблица 1).
Таблица 1. Финансирование из федерального бюджета федеральных университетов [7]
Наименование университета |
Численность студентов, чел. |
Объем финансирования из федерального бюджета за 2015 год, млн.руб. |
Сколковский институт науки и технологии (Сколтех) |
315 |
4 798,1 |
Северо-Кавказский федеральный университет |
9 903 |
2 516,9 |
Крымский федеральный университет |
14 763 |
3 772,5 |
Сибирский федеральный университет |
20 510 |
4 680,6 |
Северный (Арктический) федеральный университет |
6 437 |
2 281,15 |
На взгляд авторов данной статьи, инновационная деятельность в системе образования не должна быть уделом отдельных «инновационных проектов», а должна стать неотъемлемым элементом образовательного процесса, ориентированного на повышение качества подготовки специалистов для отраслевых рынков.
Так какие же инновационные технологии помогают современным образовательным учреждениям в повышении эффективности процесса донесения знаний, умений и навыков до студентов.
К ним можно отнести, по мнению современных ученых [3,4,5,6] проблемные лекции, «кейс-технологии», метод «перевернутой классной комнаты», обучающие мобильные приложения, использование «кликеров» и другие.
Проведение проблемных лекций по сравнению с традиционными лекционными занятиями предполагает большую вовлеченность всех присутствующих на лекции, начиная с постановки вопросов, ответы на которые преподаватель ищет совместно со студентами.[13] Для организации эффективной подготовки студентов для отраслевых рынков, вопросы должны быть ориентированы на «болевые точки» конкретной отрасли или отраслевого рынка.
Использование «кликеров» возможно как в ходе обычных лекционных занятий, так и при проведении проблемных лекций. «Кликер» представляет собой устройство (пульт), позволяющее студенту при ответе на заданные преподавателем вопросы нажимать кнопку с номером выбранного из предложенных вариантов ответов.
«Кейс-технологии» представляют собой разбор ситуаций, взятых из практики деятельности конкретной отрасли. Студентам предлагается текст, знакомящий их с основными характеристиками ситуации, имеющими значение для ответов на поставленные вопросы и выполнения заданий.
Метод «перевернутой классной комнаты» предполагает, что в отличие от традиционной системы, лекционные материалы студенты изучают самостоятельно, либо читая текст презентаций, либо просматривая заранее записанную лекцию, а вот выполнение практических и домашних заданий проводят совместно с преподавателями.
За обучающими мобильными приложениями, на взгляд авторов данной статьи, большое будущее, хотя пока они не нашли широкого применения в сфере образования. Для пользователей смартфонов уже стало привычно пользоваться мобильными приложениями, разработанными для клиентов магазинов или ресторанов. Клиенты имеют возможность оперативно получать информацию через мобильные приложения, знакомиться с новинками ассортимента. По аналогии с этим студентам учебных заведений может быть удобно в мобильном режиме просматривать материал лекций, которые они пропустили выполнять индивидуальные задания и т.д. Такая форма взаимодействия студента с учебным заведением, безусловно, никогда не заменит личного общения, но может стать инновационным дополнением к нему, выполняющим важные функции.
Логическая последовательность выбора целевых установок и определения набора технологий подготовки инновационно ориентированных специалистов для отраслевых рынков изображена на рисунке 1.
Рисунок 1. Выбор целевых установок и образовательных технологий подготовки инновационно ориентированных специалистов для отраслевых рынков
Таким образом, можно утверждать, что эффективность подготовки специалистов для отраслевых рынков в большой степени зависит от ориентированности учебных заведений, учебных планов и программ на отраслевые проблемы, от степени знакомства студентов в процессе обучения с передовыми достижениями отраслевой науки и практики.
Библиографический список
- Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.11.2016).
- Алиев Э.Г., Мусостова Д.Ш. Формирование и перспективы развития особой рекреационной зоны Чеченской Республики //
Мир экономики и права. 2015. № 10. С. 22-27. - Аристархов Л.Н., Юсупов О.Р. Инновации в экономике сферы услуг и проблемы развития предпринимательства в полиграфической отрасли //
Мир экономики и права. 2015. № 10. С. 28-32. - Берденникова Н.Г., Гончарова В.В. Методические основы стратегического управления туризмом в Российской Федерации//Вестник Национальной академии туризма. -2012. -№ 24. -С. 27-29.
- Власова Т.И. Международное и межрегиональное сотрудничество в реализации туристско-рекреационного потенциала регионов//Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 3 (15). С. 7-8.
- Закорин Н. Д. Методология инвестиционного развития туристского потенциала территориальных образований: дис…. докт. экон. наук. -СПб.: БАТиП, 2006.
- Калинина Ю. Сколько стоит «Сколково»? // Московский комсомолец. – 2016. – 19-26 октября. – С.6.
- Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Контракты жизненного цикла как инновационный подход к комплексному решению инфраструктурных проблем в туризме//Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 1 (21). С. 18-21.
- Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью. – М.: Омега-Л, 2008. – 325с.
- Мотышина М. С., Большаков А. С., Михайлов В. И. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. пособие. -М.: Феникс, 2008.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
- Хольнова Е. Г., Новикова Л. Н. Система страхования банковских вкладов в России проблемы и перспективы развития/монография Хольнова Е. Г., Новикова Л. Н./Вологодский науч.-координационный центр ЦЭМИ РАН, Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. Вологда, 2006.
- Чайковская А.В. Требования к повышению качества образовательных услуг по направлению «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»//Современная педагогика. 2016. № 2 (39). С. 10-12.
- Шлафман А.И. Экономические субъекты и объекты регулирования предпринимательской деятельности//Вестник Мурманского государственного технического университета. 2012. Т. 15. № 1. С. 250-253.
Количество просмотров публикации: Please wait