АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Долгова Ильгизя Музякиевна1, Кудакова Надежда Александровна2
1ФГБОУ ВО Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятии
2ФГБОУ ВО Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина, студентка 3 курса факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств

Аннотация
В статье обоснована необходимость использования инструментария маркетинга услуг и проведения маркетинговых исследований при анализе конкурентоспособности предприятий общественного питания, представлены результаты маркетинговых исследований, предложен ряд рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания.

Ключевые слова: конкурентоспособность, маркетинговые исследования, предприятия общественного питания


ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF CATERING

Dolgov Ilgiza Musayevna1, Kudakova Nadezhda Aleksandrovna2
1Ulyanovsk State Agricultural Academy named after Stolypin, candidate of economic sciences, associate professor
2Ulyanovsk State Agricultural Academy named after Stolypin, 3rd year student of the faculty of agricultural technologies, land and food production

Abstract
The article substantiates the need for tools of marketing services and marketing research in the analysis of the competitiveness of catering, the results of market research, a number of recommendations to improve the competitiveness of enterprises catering.

Keywords: catering, competitive, market research


Библиографическая ссылка на статью:
Долгова И.М., Кудакова Н.А. Анализ конкурентоспособности предприятий общественного питания // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12682 (дата обращения: 11.03.2024).

Общественное питание, вне зависимости от своих организационно-правовых форм, является частью социальной инфраструктуры, имеющее вспомогательный характер по обслуживанию ряда отраслей народного хозяйства. Сфера общественного питания в силу своей специфики затрагивает интересы практически всех слоев населения. Эта специфика заключается, во-первых, в том, что она является отраслью, способствующей решению целого ряда социальных проблем. Во-вторых, это наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики в России, способная быстро реагировать на изменения рынка. И, в-третьих, именно общественное питание выступает в качестве сегмента российского рынка, наиболее привлекательного для иностранных инвестиций.

В связи с тем, что сфера общественного питания является привлекательным объектом для изучения, на фоне большого спроса потребителей, целесообразно говорить о конкурентоспособности предприятия.  Нами были проведены маркетинговые исследования для более полного представления о состоянии спроса на услуги предприятий ресторанного бизнеса. Всего участие в опросе приняло 250 человек.

На основании полученных результатов, проанализируем конкурентоспособность пяти  заведений нашего города, для того что бы понять концепция какого из  них имеет большие шансы на успех у целевой аудитории нашего города.

В настоящее время для диагностики внутреннего и внешнего состояния предприятия, а так же его конкурентоспособности достаточно широко применяется SWOT-анализ.

Сравним данные, полученные при проведении SWOT-анализа каждого заведения, чтобы определить их конкурентные преимущества и позиции. Выберем основные параметры для сравнения предприятий между собой. Наиболее оптимальным в нашем случае, является комплекс маркетинга, который включает в себя такие критерии как: местоположение, меню, цены, доступность для разных возрастных категорий, продвижение, атмосфера. Выберем десятибалльную шкалу оценки и проведем самостоятельный анализ этих параметров всех пяти заведений. Информация об оценки параметров представлена в таблице 1.  На основании данной таблицы и полученных результатов построим многоугольник конкурентоспособности (рисунок 1).

Таблица 1 – «Сравнительная характеристика основных параметров »

Наименование предприятия/

оцениваемый параметр

Бар «Кеды»

Ресторан

«ГудЛанч»

Хинкальная

«Антресоль»

Кафетерии

«Глобус»

Кафе

«Дворянская Усадьба»

Местоположение

9

7

9

10

8

Меню

6

10

8

6

10

Цены

8

5

7

10

7

Доступность для возрастных категорий

5

9

10

5

8

Продвижение

10

9

10

10

7

Атмосфера

10

10

10

10

10

Из таблицы 1 и рисунка 1 видно, что местоположение у всех пяти заведений благоприятное. Однако наибольшим преимуществом пользуются кафетерии «Глобус», так как данное предприятие представлено сетью точек, которые располагаются все всех районах города. Бар «Кеды» и хинкальная «Антресоль», не получают наивысший бал, так как представлены одной геолокацией. Но в то же время они располагаются в центре не далеко друг от друга, вблизи многих учреждений, мест досуга и учебных заведений, имеют удобные места парковки, они расположены рядом с остановками общественного транспорта.

Рисунок 1 – Многоугольник конкурентоспособности (при оценке параметров использована 10-балльная шкала)

Дворянская Усадьба, в сравнении с «Кедами» и «Антресолью» находится в квартале ходьбы от крупных торговых центров, но зато рядом с ней располагается большое количество офисов, что привлекательно для их сотрудников во время обеда, а так же масса музеев, которые обеспечивают усадьбе приток посетителей-туристов. Ресторан «ГудЛанч» не имеет рядом с собой не музеев, не учебных заведений, но зато располагается в одном из самых крупных торговых центрах нашего города, посетители которого являются  гостями ресторана.

Меню бара «Кеды» и кафетериев «Глобус», не отличаются большим разнообразием. В баре посетителям предлагают большое разнообразие алкогольных напитков и закусок. Кафетерии угощают своих гостей только огромным количеством сладостей (конфеты, пирожные, блинчики). Хинкальная «Антресоль» своим названием говорит о том, что в этом заведении в первую очередь посетителям предлагают хинкали, но кроме этого, так же здесь имеется большое количество горячих блюд, супов, закусок и напитков.   Ресторан «ГудЛанч» и кафе «Дворянская Усадьба» занимают лидирующие позиции по меню, так как их меню сосредоточено на вкусах самых разных посетителей. В этих заведения проводятся различные корпоративные мероприятия, для которых составляются собственные меню (в «ГудЛанче»  есть специальные помещения для каждого мероприятия, а в Усадьбе каждый день недели представлен кухней разных народов мира).

Цены представленных ресторанов разнообразны. Самый экономный средний чек в кафетериях 300 рублей, на бар «Кеды» в среднем посетители тратят по 500 рублей, в ресторане «ГудЛанч» средний чек составляет 1200 рублей. В «Антресоли» и «Дворянской Усадьбе» средний чек 800 рублей.

Атмосфера каждого представленного ресторана находится на высоком уровне, у каждого из них, есть то, что ищут те или иные потребители. Продвижение в «Кедах», «Антресоли», «Глобусе» и «ГудЛанче» тоже находится на достойном уровне. В баре для посетителей устраивают различные мероприятия, тематические вечера; в кафетерии веселые утренники для детей; Антресоль одно из четырех заведений ассоциации «Другие рестораны», о которых выходит ежемесячный журнал с одноименным названием; «ГудЛанч» проводит множество акций, последняя из которых «Свадьба в Аквамолле». Кроме этого, каждое из  предприятий активно размещает рекламу в интернете (на официальном сайте, в социальных сетях), проводит мастер-классы, привлекает клиентов своими акциями и подарками.

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод о том, что каждое предприятие имеет ряд преимуществ, к которым относится широкий ассортимент блюд, благоприятная атмосфера, удобное местоположение, различные стимулирующие акции. Естественно, встречаются и недостатки, но, не смотря на это, многие из них уже давно функционируют на рынке, и в большей мере удовлетворяют потребности и желания своих гостей.

Укрепить свои позиции на рынке можно не только с помощью ценовой политики и высокого качества предлагаемых услуг, но и с помощью соответствующего имиджа заведения.

Мы согласны с мнением М.А.Максимовой, что можно предложить  ряд рекомендаций в этом направлении, способствующих повышению конкурентоспособности предприятий быстрого питания[5]:

  • проведение PR кампании;
  • совершенствование методов подбора персонала;
  • создание системы обучения и оценки обслуживающего персонала;
  • разработка стандартов обслуживания;
  • создание «бренд-бука» фирменного стиля ресторана.

Проведение PR кампании направлено на повышение интереса потребителя к предприятию быстрого питания, установление положительного отношения и доверия, то есть на формирование положительного имиджа, репутации и уважения к предприятию в глазах общественности.


Библиографический список
  1. Долгова, Ильгизя Музякиевна.  Учебно-методический комплекс / И.М.Долгова /- Ульяновск: УГХА, 2008.-  198 с.
  2. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. – М.: ФОРУМ, 2009. – 333 с.
  3. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.
  4. Ефимушкин С.Н., Маркетинговый анализ ключ к успеху молодой компании//Российское предпринимательство.-2015.-№8.-3013-3022
  5. Максимова М.А. Развитие рынка предприятий быстрого питания в регионе / М.А. Максимова, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата  экономических наук. Санкт-Петербург.-2013-18с.
  6. Мягков А.П., Важность маркетинговых задач для современных компаний// Маркетинг и финансы.-2014.-№1.-38-42
  7. Осинцева М.А, Сегментация рынка, как важнейший принцип и маркетинговых исследований//Экономика и предпринимательство.-2015.-№12.-840-842
  8. Кафе «Антресоль.Хинкальная»//Другие рестораны.-2015.-№1.-11-28
  9. Ульяновские кафетерии «Глобус»//Вкус жизни.-2015.-№3.-10-52
  10. http://www.usadba-ul.ru/ (официальный сайт кафе «Дворянская Усадьба»)
  11. http://goodlunch73.ru/about (официальный сайт ресторана «ГудЛанч»)


Все статьи автора «Долгова Ильгизя Музякиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: