Общественное питание, вне зависимости от своих организационно-правовых форм, является частью социальной инфраструктуры, имеющее вспомогательный характер по обслуживанию ряда отраслей народного хозяйства. Сфера общественного питания в силу своей специфики затрагивает интересы практически всех слоев населения. Эта специфика заключается, во-первых, в том, что она является отраслью, способствующей решению целого ряда социальных проблем. Во-вторых, это наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики в России, способная быстро реагировать на изменения рынка. И, в-третьих, именно общественное питание выступает в качестве сегмента российского рынка, наиболее привлекательного для иностранных инвестиций.
В связи с тем, что сфера общественного питания является привлекательным объектом для изучения, на фоне большого спроса потребителей, целесообразно говорить о конкурентоспособности предприятия. Нами были проведены маркетинговые исследования для более полного представления о состоянии спроса на услуги предприятий ресторанного бизнеса. Всего участие в опросе приняло 250 человек.
На основании полученных результатов, проанализируем конкурентоспособность пяти заведений нашего города, для того что бы понять концепция какого из них имеет большие шансы на успех у целевой аудитории нашего города.
В настоящее время для диагностики внутреннего и внешнего состояния предприятия, а так же его конкурентоспособности достаточно широко применяется SWOT-анализ.
Сравним данные, полученные при проведении SWOT-анализа каждого заведения, чтобы определить их конкурентные преимущества и позиции. Выберем основные параметры для сравнения предприятий между собой. Наиболее оптимальным в нашем случае, является комплекс маркетинга, который включает в себя такие критерии как: местоположение, меню, цены, доступность для разных возрастных категорий, продвижение, атмосфера. Выберем десятибалльную шкалу оценки и проведем самостоятельный анализ этих параметров всех пяти заведений. Информация об оценки параметров представлена в таблице 1. На основании данной таблицы и полученных результатов построим многоугольник конкурентоспособности (рисунок 1).
Таблица 1 – «Сравнительная характеристика основных параметров »
Наименование предприятия/ оцениваемый параметр |
Бар «Кеды» |
Ресторан «ГудЛанч» |
Хинкальная «Антресоль» |
Кафетерии «Глобус» |
Кафе «Дворянская Усадьба» |
Местоположение |
9 |
7 |
9 |
10 |
8 |
Меню |
6 |
10 |
8 |
6 |
10 |
Цены |
8 |
5 |
7 |
10 |
7 |
Доступность для возрастных категорий |
5 |
9 |
10 |
5 |
8 |
Продвижение |
10 |
9 |
10 |
10 |
7 |
Атмосфера |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Из таблицы 1 и рисунка 1 видно, что местоположение у всех пяти заведений благоприятное. Однако наибольшим преимуществом пользуются кафетерии «Глобус», так как данное предприятие представлено сетью точек, которые располагаются все всех районах города. Бар «Кеды» и хинкальная «Антресоль», не получают наивысший бал, так как представлены одной геолокацией. Но в то же время они располагаются в центре не далеко друг от друга, вблизи многих учреждений, мест досуга и учебных заведений, имеют удобные места парковки, они расположены рядом с остановками общественного транспорта.
Рисунок 1 – Многоугольник конкурентоспособности (при оценке параметров использована 10-балльная шкала)
Дворянская Усадьба, в сравнении с «Кедами» и «Антресолью» находится в квартале ходьбы от крупных торговых центров, но зато рядом с ней располагается большое количество офисов, что привлекательно для их сотрудников во время обеда, а так же масса музеев, которые обеспечивают усадьбе приток посетителей-туристов. Ресторан «ГудЛанч» не имеет рядом с собой не музеев, не учебных заведений, но зато располагается в одном из самых крупных торговых центрах нашего города, посетители которого являются гостями ресторана.
Меню бара «Кеды» и кафетериев «Глобус», не отличаются большим разнообразием. В баре посетителям предлагают большое разнообразие алкогольных напитков и закусок. Кафетерии угощают своих гостей только огромным количеством сладостей (конфеты, пирожные, блинчики). Хинкальная «Антресоль» своим названием говорит о том, что в этом заведении в первую очередь посетителям предлагают хинкали, но кроме этого, так же здесь имеется большое количество горячих блюд, супов, закусок и напитков. Ресторан «ГудЛанч» и кафе «Дворянская Усадьба» занимают лидирующие позиции по меню, так как их меню сосредоточено на вкусах самых разных посетителей. В этих заведения проводятся различные корпоративные мероприятия, для которых составляются собственные меню (в «ГудЛанче» есть специальные помещения для каждого мероприятия, а в Усадьбе каждый день недели представлен кухней разных народов мира).
Цены представленных ресторанов разнообразны. Самый экономный средний чек в кафетериях 300 рублей, на бар «Кеды» в среднем посетители тратят по 500 рублей, в ресторане «ГудЛанч» средний чек составляет 1200 рублей. В «Антресоли» и «Дворянской Усадьбе» средний чек 800 рублей.
Атмосфера каждого представленного ресторана находится на высоком уровне, у каждого из них, есть то, что ищут те или иные потребители. Продвижение в «Кедах», «Антресоли», «Глобусе» и «ГудЛанче» тоже находится на достойном уровне. В баре для посетителей устраивают различные мероприятия, тематические вечера; в кафетерии веселые утренники для детей; Антресоль одно из четырех заведений ассоциации «Другие рестораны», о которых выходит ежемесячный журнал с одноименным названием; «ГудЛанч» проводит множество акций, последняя из которых «Свадьба в Аквамолле». Кроме этого, каждое из предприятий активно размещает рекламу в интернете (на официальном сайте, в социальных сетях), проводит мастер-классы, привлекает клиентов своими акциями и подарками.
Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод о том, что каждое предприятие имеет ряд преимуществ, к которым относится широкий ассортимент блюд, благоприятная атмосфера, удобное местоположение, различные стимулирующие акции. Естественно, встречаются и недостатки, но, не смотря на это, многие из них уже давно функционируют на рынке, и в большей мере удовлетворяют потребности и желания своих гостей.
Укрепить свои позиции на рынке можно не только с помощью ценовой политики и высокого качества предлагаемых услуг, но и с помощью соответствующего имиджа заведения.
Мы согласны с мнением М.А.Максимовой, что можно предложить ряд рекомендаций в этом направлении, способствующих повышению конкурентоспособности предприятий быстрого питания[5]:
- проведение PR кампании;
- совершенствование методов подбора персонала;
- создание системы обучения и оценки обслуживающего персонала;
- разработка стандартов обслуживания;
- создание «бренд-бука» фирменного стиля ресторана.
Проведение PR кампании направлено на повышение интереса потребителя к предприятию быстрого питания, установление положительного отношения и доверия, то есть на формирование положительного имиджа, репутации и уважения к предприятию в глазах общественности.
Библиографический список
- Долгова, Ильгизя Музякиевна. Учебно-методический комплекс / И.М.Долгова /- Ульяновск: УГХА, 2008.- 198 с.
- Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. – М.: ФОРУМ, 2009. – 333 с.
- Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.
- Ефимушкин С.Н., Маркетинговый анализ ключ к успеху молодой компании//Российское предпринимательство.-2015.-№8.-3013-3022
- Максимова М.А. Развитие рынка предприятий быстрого питания в регионе / М.А. Максимова, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург.-2013-18с.
- Мягков А.П., Важность маркетинговых задач для современных компаний// Маркетинг и финансы.-2014.-№1.-38-42
- Осинцева М.А, Сегментация рынка, как важнейший принцип и маркетинговых исследований//Экономика и предпринимательство.-2015.-№12.-840-842
- Кафе «Антресоль.Хинкальная»//Другие рестораны.-2015.-№1.-11-28
- Ульяновские кафетерии «Глобус»//Вкус жизни.-2015.-№3.-10-52
- http://www.usadba-ul.ru/ (официальный сайт кафе «Дворянская Усадьба»)
- http://goodlunch73.ru/about (официальный сайт ресторана «ГудЛанч»)