УДК 0.331

ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОЙ КОМАНДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Смыковская Татьяна Константиновна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике

Аннотация
В условиях модернизации отечественной системы образования стала актуальной проблема оперативного решения задач, связанных с повышением имиджа образовательной организации, участия в грантовых конкурсах, разработки программ и стратегий развития образовательной организации и т.п. В этих условиях решение задач только с помощью административных структур становится практически невозможным, поэтому необходимо создание успешной команды единомышленников. Анализ практики и теоретических предпосылок позволил нам выделить факторы создания успешной команды в образовательной организации.

Ключевые слова: команда, работа в команде., ситуационные переменные, управление персоналом, успешная команда


FACTORS IN BUILDING A SUCCESSFUL TEAM THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Smykovskaya Tatiana Konstantinovna
Volgograd state social-pedagogical university
professor, department of theory and methodology of education mathematics and informatics

Abstract
In the conditions of modernization of Russian system of education has become an urgent problem quickly solve problems related to improving the image of educational institutions, participation in grant competitions, development programs and development strategies of the educational organization, etc. In these circumstances, the decision of tasks only with the help of administrative structures is almost impossible, so it is necessary to create a successful team of like-minded people. The analysis of practices and theoretical assumptions allowed us to identify the factors of creating a successful team in an educational institution.

Библиографическая ссылка на статью:
Смыковская Т.К. Факторы создания успешной команды в образовательной организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12209 (дата обращения: 26.05.2017).

Анализ образовательных организаций Южного федерального округа (ЮФО) показал, что в последние годы произошел переход от единоличного управления к опоре на деятельность команд при принятии оперативных управленческих решений, особенно значимых в условиях модернизации образования. К сожалению, результаты мониторингов демонстрируют недостаточно высокий уровень успешности команд в образовательных организациях.

Команда – сложный организм, состоящий из изменяющихся элементов, в процессе своей жизнедеятельности.

Созданию успешной команды, по нашему мнению, способствует предварительное моделирование внешних и внутренних ситуационных факторов (переменных). Мы исходим из того, что главными переменными внутри образовательной организации являются цели, структура, задачи, технологии и субъекты – участники процесса [1].

Для образовательной организации цели как конечные состояния формируются, исходя из Закона об образовании, государственных образовательных стандартов, ставятся в процессе планирования и сообщаются всем участникам образовательного процесса путем фиксации в программе развития организации. Бесспорна роль команды в определении целей разных уровней и их конкретизации для определенных промежутков времени развития и функционирования организации. При этом позиция руководителя образовательной организации должна состоять в оказании помощи участникам команды в постановке задач и обозначению общих целей; в определении необходимого для совместной деятельности времени; в проявлении заинтересованности в работе команды; в демонстрации уверенности в способностях и профессионализме участников команды и успехе ее деятельности. Такая позиция руководителя обеспечивает среду для формирования команды единомышленников, готовых к постоянному сотрудничеству и сотворчеству, а также способствует поиску решений обозначенных задач.

Деятельность команды наиболее успешна, если участники имеют разные взгляды, способы и подходы к решению обозначенных задач, если ее участники отличаются друг от друга по возрасту и половому признаку. К сожалению, статистические данные о кадровом составе образовательных организаций ЮФО демонстрируют рост среднего возраста работников (увеличивается доля работников предпенсионного и пенсионного возраста, резко снижается количество молодых специалистов и работников со стажем работы от 5 до 10 лет); сохранение традиционного превалирования количества женщин в образовательных организациях. В связи с этим акцент руководителю необходимо делать на наличие различий во взглядах, способах и подходах к решению обозначенных задач, что становится возможным в условиях создания партнерских связей между образовательными организациями систем высшего, среднепрофессионального, среднего, дошкольного и дополнительного образования.

Второй важной ситуационной переменной является структура организации. Если в производственных организациях структура четко задается специализированным разделением труда, то в образовательных организациях (особенно с количеством работников до 50 человек) – это практически невозможно. В отечественной системе образования сложилась следующая структура образовательных организаций: в средних общеобразовательных организациях – администрация, методические объединения по предметной направленности, хозяйственный отдел, в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования – ректорат, факультеты / отделения, кафедры, отделы / управления, обеспечивающие функционирование жизнедеятельности организации (например, учебное управление, отдел кадровой политики и т.п.). Причем методические объединения или кафедры – это основное сосредоточение работников организации. Исходя из этого, успешные команды могут формироваться как временные коллективы из числа работников разных структур, так и в рамках отдельных структурных подразделений. В обозначенных условиях актуализируется такой фактор успешности команды как ее единство. Единство команды понимается нами как мера привязанности участников команды друг к другу и к коллективу. Чем сильнее проявляется единство команды, тем большее влияние командные цели оказывают на эффективность деятельности  отдельно взятых участников команды и эффективность работы всей команды в целом. Таким образом, имеющуюся в образовательных организациях моноструктурность следует компенсировать единством в команде образовательной организации.

Третья внутренняя переменная – это постановка задач. В производственных организациях задачи условно делятся на три группы: работа с людьми, предметами и информацией. Для образовательных организаций первая и вторая группы задач интегрируются, т.к. работа с предметами представляет собой инструментальную основу образовательного процесса, который в свою очередь ориентирован на работу с людьми. Очень важное значение в работе организации имеют частота повторения задач и время для их выполнения. Для образовательных организаций характерны высокая повторяемость задач с незначительными, но значимыми для достижения цели, изменениями условий, а также отведение для их выполнения весьма незначительных временных отрезков. Учитывая обозначенные характеристики, успешность работы команды зависит от четкого осознания роли и места, как своего, так и других членов команды, в совместной работе; владения необходимыми для выполнения поставленных задач профессиональными навыками и компетенциями; желанием достигать поставленные цели, работая именно в команде; готовности действовать в соответствии со сложившейся ситуацией без постоянных распоряжений и пошагового контроля со стороны  руководства. В ранее выполненных исследованиях определены такие социальные роли, выполнение которых членами команды обеспечивает эффективность ее деятельности, как: лидер, реализатор, генератор идей, критик, организатор, снабженец, душа команды, контроллер [2]. Для успешных команд образовательных организаций достаточно, чтобы члены команды выполняли следующие роли: лидер-организатор, реализатор, генератор идей, критик и контроллер, при этом лидер-организатор должен быть готов распределять задания и должности, учитывая пригодность кандидатов к выполнению той или иной роли. Исключение роли снабженца из состава команды обусловлено тем, что команде образовательной организации приходится решать задачи, используя уже имеющиеся ресурсы. Профессиональные компетенции педагога таковы, что эмоционально-волевая составляющую хорошо развита у всех членов команды, поэтому роль души команды интегрируется в роль лидера-организатора.

Деятельность успешной команды характеризуется ее сплоченностью и высокой скоростью принятия решений. В связи с этим негативное влияние на эффективность деятельности команды оказывает необоснованная ротация в составе команды, переводы сотрудников, частота возникновения конфликтов. В процессе деятельности команды не исключена вероятность возникновения конфликтов, поэтому в командах образовательных организаций лидер-организатор также должен разрешать конфликты, обеспечивая устойчивую сплоченность команды.

Охарактеризованные нами выше факторы успешной команды коррелируют с выделенными А.Я. Кибановым [3] элементам успешной работы команды (сплоченность участников команды, достижение обозначенных перед командой целей, удовлетворение личных интересов всех членов команды) и факторами, снижающими эффективность командной работы (неясные цели или их постоянное изменение, недостаточные внутренние ресурсы организации, постоянная борьба за лидерство и конфликты, незаинтересованность в работе команды высшего руководства организации).

Успешность команды также зависит от того, что произойдет после решения поставленных задач. Исследования деятельности команд в организациях доказывают, что существенная часть энергии, если не вся, расходуется на решение задач извне (на то, что необходимо получить, когда, какими средствами и ресурсами) [3]. Несомненно, это важно, но следует  рассматривать степень готовности ее участников к решению новых проблем, наличие у них желания продолжать совместную деятельность, отсутствие намерений изменить вид своей деятельности из-за неудовлетворености деятельностью организации.

Создание успешной команды в образовательной организации возможно при соблюдении следующих условий:

- наличие реальных, достижимых целей, обусловленных социальными потребностями,

- члены команды и руководитель организации заинтересованы и обеспечивают максимально эффективную работу команды,

- участники команды понимают и уважают личные приоритеты друг друга и помогают или поддерживают при возникновении непредвиденных ситуаций, конфликтов,

- приветствуются новые идеи, новые методы, постановка и решение новых проблем и т.д.,

- используются профессиональные компетенции, опыт и навыки всех участников команды,

- поддерживается равновесие между деятельностью команды и удовлетворением потребностей отдельных участников,

- поощряется реализация членами команды своих возможностей, идей и замыслов,

- члены команды осознают важность сплоченной деятельности и стараются сплотить команду для решения общих задач,

- обучение эффективной деятельности в качестве команды в одной организации является хорошей платформой для командной работы с организациями-партнерами.


Библиографический список
  1. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие для учащихся сред. спец. учеб. заведений экон. профиля: Учеб. пособие / Е.Е. Вершигора. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 282 с.
  2. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 224 с.
  3. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 4-е изд. – М.: Инфра-М, 2010. – 695 с.


Все статьи автора «stk5»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: