Анализ образовательных организаций Южного федерального округа (ЮФО) показал, что в последние годы произошел переход от единоличного управления к опоре на деятельность команд при принятии оперативных управленческих решений, особенно значимых в условиях модернизации образования. К сожалению, результаты мониторингов демонстрируют недостаточно высокий уровень успешности команд в образовательных организациях.
Команда – сложный организм, состоящий из изменяющихся элементов, в процессе своей жизнедеятельности.
Созданию успешной команды, по нашему мнению, способствует предварительное моделирование внешних и внутренних ситуационных факторов (переменных). Мы исходим из того, что главными переменными внутри образовательной организации являются цели, структура, задачи, технологии и субъекты – участники процесса [1].
Для образовательной организации цели как конечные состояния формируются, исходя из Закона об образовании, государственных образовательных стандартов, ставятся в процессе планирования и сообщаются всем участникам образовательного процесса путем фиксации в программе развития организации. Бесспорна роль команды в определении целей разных уровней и их конкретизации для определенных промежутков времени развития и функционирования организации. При этом позиция руководителя образовательной организации должна состоять в оказании помощи участникам команды в постановке задач и обозначению общих целей; в определении необходимого для совместной деятельности времени; в проявлении заинтересованности в работе команды; в демонстрации уверенности в способностях и профессионализме участников команды и успехе ее деятельности. Такая позиция руководителя обеспечивает среду для формирования команды единомышленников, готовых к постоянному сотрудничеству и сотворчеству, а также способствует поиску решений обозначенных задач.
Деятельность команды наиболее успешна, если участники имеют разные взгляды, способы и подходы к решению обозначенных задач, если ее участники отличаются друг от друга по возрасту и половому признаку. К сожалению, статистические данные о кадровом составе образовательных организаций ЮФО демонстрируют рост среднего возраста работников (увеличивается доля работников предпенсионного и пенсионного возраста, резко снижается количество молодых специалистов и работников со стажем работы от 5 до 10 лет); сохранение традиционного превалирования количества женщин в образовательных организациях. В связи с этим акцент руководителю необходимо делать на наличие различий во взглядах, способах и подходах к решению обозначенных задач, что становится возможным в условиях создания партнерских связей между образовательными организациями систем высшего, среднепрофессионального, среднего, дошкольного и дополнительного образования.
Второй важной ситуационной переменной является структура организации. Если в производственных организациях структура четко задается специализированным разделением труда, то в образовательных организациях (особенно с количеством работников до 50 человек) – это практически невозможно. В отечественной системе образования сложилась следующая структура образовательных организаций: в средних общеобразовательных организациях – администрация, методические объединения по предметной направленности, хозяйственный отдел, в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования – ректорат, факультеты / отделения, кафедры, отделы / управления, обеспечивающие функционирование жизнедеятельности организации (например, учебное управление, отдел кадровой политики и т.п.). Причем методические объединения или кафедры – это основное сосредоточение работников организации. Исходя из этого, успешные команды могут формироваться как временные коллективы из числа работников разных структур, так и в рамках отдельных структурных подразделений. В обозначенных условиях актуализируется такой фактор успешности команды как ее единство. Единство команды понимается нами как мера привязанности участников команды друг к другу и к коллективу. Чем сильнее проявляется единство команды, тем большее влияние командные цели оказывают на эффективность деятельности отдельно взятых участников команды и эффективность работы всей команды в целом. Таким образом, имеющуюся в образовательных организациях моноструктурность следует компенсировать единством в команде образовательной организации.
Третья внутренняя переменная – это постановка задач. В производственных организациях задачи условно делятся на три группы: работа с людьми, предметами и информацией. Для образовательных организаций первая и вторая группы задач интегрируются, т.к. работа с предметами представляет собой инструментальную основу образовательного процесса, который в свою очередь ориентирован на работу с людьми. Очень важное значение в работе организации имеют частота повторения задач и время для их выполнения. Для образовательных организаций характерны высокая повторяемость задач с незначительными, но значимыми для достижения цели, изменениями условий, а также отведение для их выполнения весьма незначительных временных отрезков. Учитывая обозначенные характеристики, успешность работы команды зависит от четкого осознания роли и места, как своего, так и других членов команды, в совместной работе; владения необходимыми для выполнения поставленных задач профессиональными навыками и компетенциями; желанием достигать поставленные цели, работая именно в команде; готовности действовать в соответствии со сложившейся ситуацией без постоянных распоряжений и пошагового контроля со стороны руководства. В ранее выполненных исследованиях определены такие социальные роли, выполнение которых членами команды обеспечивает эффективность ее деятельности, как: лидер, реализатор, генератор идей, критик, организатор, снабженец, душа команды, контроллер [2]. Для успешных команд образовательных организаций достаточно, чтобы члены команды выполняли следующие роли: лидер-организатор, реализатор, генератор идей, критик и контроллер, при этом лидер-организатор должен быть готов распределять задания и должности, учитывая пригодность кандидатов к выполнению той или иной роли. Исключение роли снабженца из состава команды обусловлено тем, что команде образовательной организации приходится решать задачи, используя уже имеющиеся ресурсы. Профессиональные компетенции педагога таковы, что эмоционально-волевая составляющую хорошо развита у всех членов команды, поэтому роль души команды интегрируется в роль лидера-организатора.
Деятельность успешной команды характеризуется ее сплоченностью и высокой скоростью принятия решений. В связи с этим негативное влияние на эффективность деятельности команды оказывает необоснованная ротация в составе команды, переводы сотрудников, частота возникновения конфликтов. В процессе деятельности команды не исключена вероятность возникновения конфликтов, поэтому в командах образовательных организаций лидер-организатор также должен разрешать конфликты, обеспечивая устойчивую сплоченность команды.
Охарактеризованные нами выше факторы успешной команды коррелируют с выделенными А.Я. Кибановым [3] элементам успешной работы команды (сплоченность участников команды, достижение обозначенных перед командой целей, удовлетворение личных интересов всех членов команды) и факторами, снижающими эффективность командной работы (неясные цели или их постоянное изменение, недостаточные внутренние ресурсы организации, постоянная борьба за лидерство и конфликты, незаинтересованность в работе команды высшего руководства организации).
Успешность команды также зависит от того, что произойдет после решения поставленных задач. Исследования деятельности команд в организациях доказывают, что существенная часть энергии, если не вся, расходуется на решение задач извне (на то, что необходимо получить, когда, какими средствами и ресурсами) [3]. Несомненно, это важно, но следует рассматривать степень готовности ее участников к решению новых проблем, наличие у них желания продолжать совместную деятельность, отсутствие намерений изменить вид своей деятельности из-за неудовлетворености деятельностью организации.
Создание успешной команды в образовательной организации возможно при соблюдении следующих условий:
- наличие реальных, достижимых целей, обусловленных социальными потребностями,
- члены команды и руководитель организации заинтересованы и обеспечивают максимально эффективную работу команды,
- участники команды понимают и уважают личные приоритеты друг друга и помогают или поддерживают при возникновении непредвиденных ситуаций, конфликтов,
- приветствуются новые идеи, новые методы, постановка и решение новых проблем и т.д.,
- используются профессиональные компетенции, опыт и навыки всех участников команды,
- поддерживается равновесие между деятельностью команды и удовлетворением потребностей отдельных участников,
- поощряется реализация членами команды своих возможностей, идей и замыслов,
- члены команды осознают важность сплоченной деятельности и стараются сплотить команду для решения общих задач,
- обучение эффективной деятельности в качестве команды в одной организации является хорошей платформой для командной работы с организациями-партнерами.
Библиографический список
- Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие для учащихся сред. спец. учеб. заведений экон. профиля: Учеб. пособие / Е.Е. Вершигора. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 282 с.
- Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 224 с.
- Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 4-е изд. – М.: Инфра-М, 2010. – 695 с.