УДК 330.342.001.36

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ

Бондаренко Анастасия Олеговна1, Кудинова Анна Ивановна2
1ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», студентка 2 курса факультета управления
2ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», студентка 2 курса факультета управления

Аннотация
Понимая, что в течение нескольких лет произойдет высвобождение более половины муниципальных служащих, замещающих высшие должности, появляется острая необходимость применять действенные меры по подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров. Нами была разработана профессионально-квалификационная модель муниципального служащего. В ней представлены качества, которыми должен обладать кандидат на замещаемую должность.Мы считаем, что необходимо создать постоянно действующее учебное заведение по дополнительному профессиональному образованию государственных и муниципальных служащих.Таким образом, на данный момент эффективность профессиональной переподготовки и подготовки государственных и муниципальных служащих стоит под вопросом. Поэтому будет разумным создать соответствующее научно-методическое обеспечение, разработать профессионально-квалификационные модели и критерии оценки государственных и муниципальных служащих по всем профилям.

Ключевые слова: переподготовка, подготовка, служащие


TRAINING AND RETRAINING OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES IN RUSSIA

Bondarenko Anastasiya Olegovna1, Kudinova Anna Ivanovna2
1Kuban State Agrarian University, 2nd year student of the Faculty of Management
2Kuban State Agrarian University, 2nd year student of the Faculty of Management

Abstract
Realizing that for several years will see the release of more than half of municipal employees, replacing senior positions, there is a strong need to apply effective measures for training, retraining and advanced training of personnel. We occupation model municipal employee has been developed. It presents the qualities that an applicant should have at substitutable dolzhnost.My believe that you need to create a permanent institution for further professional training of state and municipal sluzhaschih.Takim way, at the moment the effectiveness of retraining and training of state and municipal employees is in question. Therefore, it is reasonable to establish appropriate scientific and methodological support, to develop vocational qualification models and criteria for evaluation of state and municipal employees of all profiles.

Библиографическая ссылка на статью:
Бондаренко А.О., Кудинова А.И. Профессиональная подготовка и переподготовка государственных и муниципальных служащих в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11955 (дата обращения: 26.05.2017).

В настоящее время проблема развития муниципальной службы представляет большой интерес, так как большинство региональных и федеральных программ реализуется именно на муниципальном уровне. Федеральный закон №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” [1] определяет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, также признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Муниципальная служба совершенно невозможна без эффективной деятельности органов местного самоуправления. В Российской Федерации существует острая потребность в квалифицированных муниципальных служащих.

Понимая, что в течение нескольких лет произойдет высвобождение более половины муниципальных служащих, замещающих высшие должности, появляется острая необходимость применять действенные меры по подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров. В противном случае у муниципальных органов власти возникнут огромные трудности из-за невозможности замещения этих должностей муниципальными служащими. Причиной этому станет отсутствие необходимого опыта работы на муниципальной службе и необходимой квалификации.

Если сравнивать профессионализм работников в СССР и современной России, то можно отметить, что в СССР люди, стоявшие на главных постах управления были более грамотными и подкованными в своей специальности. Именно поэтому в нашей стране острая нехватка профессиональных кадров.

Зачастую различные вопросы в сфере государственной и муниципальной службы приходится решать способом «проб и ошибок», так как современные нормативные источники не до конца готовы в полной мере осветить все вопросы.

Термины «кризис государственного управления» и «непрофессиональные кадры» вошли в обиход людей и уже не кажутся необычными  и стали употребляться все чаще. Кадрам нужно профессиональное обучение, которое позволит получить запас знаний. Принцип определяющего обучения- это закрепление в систему знаний при помощи теории и концептуального мышления различного с узкопрофильным обучением в конкретной отрасли, непрерывным освоением частных фактов, деталей о чем-либо.

Нами была разработана профессионально-квалификационная модель муниципального служащего. В ней представлены качества, которыми должен обладать кандидат на замещаемую должность. Можно выделить три критерия для оценки государственных и муниципальных служащих:

1)      профессиональные знания кандидата;

2)      профессиональные навыки кандидата;

3)      личные качества кандидата.

Критерии и их составляющие представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Критерии и составляющие оценки государственных и муниципальных служащих

Критерии оценки кандидата

Критерии

Составляющие

Профессиональные знания -                  наличие высшего образования;

-                  знание Конституции Российской Федерации;

-                  знание Федеральных конституционных законов в данной области;

-                  знание федеральных законов в данной области;

-                  знание указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, связанных с деятельностью муниципальных служащих;

-                  знание законодательства о муниципальной службе в целом;

-                  знание регламентов органов местного самоуправления, а также иные нормы и правила;

-                  знание необходимых программ на персональном компьютере.

Профессиональные навыки -                  обладание управленческими и организаторскими способностями;

-                  умением принимать оптимальные решения в разных ситуациях;

-                  коммуникабельность;

-                  обучаемость;

-                  компетентность;

-                  обладание аналитическими способностями;

-                  способность в поиске нужной информации и обработки ее.

Личные качества -                  умение вести деловые переговоры, публично выступать, сотрудничать с коллегами;

-                  способность принимать конструктивные решения и нести ответственность за них

-                  служащий должен владеть компьютерной и другой оргтехникой.

Таким образом, в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных или муниципальных служащих действуют три субъекта: государственный или муниципальный служащий, учебное заведение и государственный или муниципальный орган. Все субъекты играют огромную роль в получении компетентного, квалифицированного специалиста.[2]

От эффективной образовательной деятельности подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих зависит эффективное формирование кадрового резерва и высокого уровня подготовки служащих.

Мы считаем, что необходимо создать постоянно действующее учебное заведение по дополнительному профессиональному образованию государственных и муниципальных служащих. Например, в Краснодарском крае, можно создавать филиалы ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» по дополнительному профессиональному образованию государственных и муниципальных служащих. В его состав могут войти представители других высших учебных заведений (доктора наук, профессора, высшие преподаватели), компетентных в данном вопросе.

Также, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть вопрос о ежегодном повышении квалификации государственных и муниципальных служащих. Причем, необходимо создать 3 сферы вопросов:

1)      Правовая база Российской Федерации.

2)      Экономические изменения в Российской Федерации.

3)      Социально-культурная сфера и изменения информационных технологий.

Следует чередовать данные сферы каждый год, что позволит повысить эффективность работы государственных и муниципальных служащих.

Таким образом, на данный момент эффективность профессиональной переподготовки и подготовки государственных и муниципальных служащих стоит под вопросом. Поэтому будет разумным создать соответствующее научно-методическое обеспечение, разработать профессионально-квалификационные модели и критерии оценки государственных и муниципальных служащих по всем профилям. И, конечно, следует соединить усилия научных сотрудников, преподавателей и самих государственных и муниципальных служащих.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрании законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – ст. 3822.
  2. Система муниципального управления в схемах: учеб. пособие: изд. третье, доп. и перер. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011– 322 с.


Все статьи автора «svetabondarenko0703»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: