В настоящее время проблема развития муниципальной службы представляет большой интерес, так как большинство региональных и федеральных программ реализуется именно на муниципальном уровне. Федеральный закон №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” [1] определяет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, также признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Муниципальная служба совершенно невозможна без эффективной деятельности органов местного самоуправления. В Российской Федерации существует острая потребность в квалифицированных муниципальных служащих.
Понимая, что в течение нескольких лет произойдет высвобождение более половины муниципальных служащих, замещающих высшие должности, появляется острая необходимость применять действенные меры по подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров. В противном случае у муниципальных органов власти возникнут огромные трудности из-за невозможности замещения этих должностей муниципальными служащими. Причиной этому станет отсутствие необходимого опыта работы на муниципальной службе и необходимой квалификации.
Если сравнивать профессионализм работников в СССР и современной России, то можно отметить, что в СССР люди, стоявшие на главных постах управления были более грамотными и подкованными в своей специальности. Именно поэтому в нашей стране острая нехватка профессиональных кадров.
Зачастую различные вопросы в сфере государственной и муниципальной службы приходится решать способом «проб и ошибок», так как современные нормативные источники не до конца готовы в полной мере осветить все вопросы.
Термины «кризис государственного управления» и «непрофессиональные кадры» вошли в обиход людей и уже не кажутся необычными и стали употребляться все чаще. Кадрам нужно профессиональное обучение, которое позволит получить запас знаний. Принцип определяющего обучения- это закрепление в систему знаний при помощи теории и концептуального мышления различного с узкопрофильным обучением в конкретной отрасли, непрерывным освоением частных фактов, деталей о чем-либо.
Нами была разработана профессионально-квалификационная модель муниципального служащего. В ней представлены качества, которыми должен обладать кандидат на замещаемую должность. Можно выделить три критерия для оценки государственных и муниципальных служащих:
1) профессиональные знания кандидата;
2) профессиональные навыки кандидата;
3) личные качества кандидата.
Критерии и их составляющие представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Критерии и составляющие оценки государственных и муниципальных служащих
Критерии оценки кандидата |
|
Критерии |
Составляющие |
Профессиональные знания | - наличие высшего образования;
- знание Конституции Российской Федерации; - знание Федеральных конституционных законов в данной области; - знание федеральных законов в данной области; - знание указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, связанных с деятельностью муниципальных служащих; - знание законодательства о муниципальной службе в целом; - знание регламентов органов местного самоуправления, а также иные нормы и правила; - знание необходимых программ на персональном компьютере. |
Профессиональные навыки | - обладание управленческими и организаторскими способностями;
- умением принимать оптимальные решения в разных ситуациях; - коммуникабельность; - обучаемость; - компетентность; - обладание аналитическими способностями; - способность в поиске нужной информации и обработки ее. |
Личные качества | - умение вести деловые переговоры, публично выступать, сотрудничать с коллегами;
- способность принимать конструктивные решения и нести ответственность за них - служащий должен владеть компьютерной и другой оргтехникой. |
Таким образом, в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных или муниципальных служащих действуют три субъекта: государственный или муниципальный служащий, учебное заведение и государственный или муниципальный орган. Все субъекты играют огромную роль в получении компетентного, квалифицированного специалиста.[2]
От эффективной образовательной деятельности подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих зависит эффективное формирование кадрового резерва и высокого уровня подготовки служащих.
Мы считаем, что необходимо создать постоянно действующее учебное заведение по дополнительному профессиональному образованию государственных и муниципальных служащих. Например, в Краснодарском крае, можно создавать филиалы ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» по дополнительному профессиональному образованию государственных и муниципальных служащих. В его состав могут войти представители других высших учебных заведений (доктора наук, профессора, высшие преподаватели), компетентных в данном вопросе.
Также, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть вопрос о ежегодном повышении квалификации государственных и муниципальных служащих. Причем, необходимо создать 3 сферы вопросов:
1) Правовая база Российской Федерации.
2) Экономические изменения в Российской Федерации.
3) Социально-культурная сфера и изменения информационных технологий.
Следует чередовать данные сферы каждый год, что позволит повысить эффективность работы государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, на данный момент эффективность профессиональной переподготовки и подготовки государственных и муниципальных служащих стоит под вопросом. Поэтому будет разумным создать соответствующее научно-методическое обеспечение, разработать профессионально-квалификационные модели и критерии оценки государственных и муниципальных служащих по всем профилям. И, конечно, следует соединить усилия научных сотрудников, преподавателей и самих государственных и муниципальных служащих.
Библиографический список
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрании законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – ст. 3822.
- Система муниципального управления в схемах: учеб. пособие: изд. третье, доп. и перер. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011– 322 с.
Количество просмотров публикации: Please wait