УДК 316.422.42

КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Данакин Николай Семенович1, Демененко Инна Арамовна2, Шавырина Ирина Валерьевна3
1Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления
2Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, старший преподаватель кафедры социологии и управления
3Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления

Аннотация
В данной статье приведен анализ формирования и внедрения клиентоориентированной организационной культуры вуза в условиях социально-экономического развития региона. Рассмотрены результаты исследования организационной культуры вузов отдельных регионов. Трансляция клиентоориентированной организационной культуры в систему современного управления вузом определяет уровень конкурентоспособности вуза на региональном рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: вуз, клиентоориентированность, организационная культура, регион, управление


CUSTOMER-ORIENTED ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE UNIVERSITY IN TERMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Danakin Nikolay Semenovih1, Demenenko Inna Aramovna2, Shavyrina Irina Valerievna3
1Belgorod State Technological University V.G. Shukhov, doctor of social sciences, professor department of sociology and administration
2Belgorod State Technological University V.G. Shukhov, senior lecturer department of sociology and administration
3Belgorod State Technological University V.G. Shukhov, associate professor department of sociology and administration

Abstract
This article provides analysis of the formation and implementation of a customer-oriented organizational culture of the university in terms of socio-economic development of the region. The results of the study of the organizational culture of universities individual regions. Broadcast client-oriented organizational culture in the modern university management determines the level of competitiveness of the university in the regional market of educational services.

Keywords: customer focus, higher education, management, organizational culture


Библиографическая ссылка на статью:
Данакин Н.С., Демененко И.А., Шавырина И.В. Клиентоориентированная организационная культура вуза в условиях социально-экономического развития региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/05/11630 (дата обращения: 26.05.2017).

Система управления высшим учебным заведением  на современном этапе развития экономики, как всей страны, так и отдельного региона предопределяет переосмысление концепции управления вузом с учетом его статуса, уровня конкурентоспособности, международных показателей, достижений научно-инновационной деятельности  и территориальной расположенности. Несомненно, единые траектории развития высшего образования должны реализовываться всеми учебными заведениями в соответствии с регламентами и стандартами Министерства РФ на федеральном и региональном уровнях.  Особенности развития университетов отдельных регионов отражают прежде всего уровень социально-экономического развития региона, востребованность той или иной отрасли подготовки выпускников, количественными показателями региона и др.  Несмотря на это, важным вектором процветания вузов является формирование и внедрение «клиентоориентированной парадигмы» высшего образования. Ориентация на потребителя в условиях современного рынка образовательных услуг является одной из главных целей функционирования вуза. Специфика организации взаимоотношений высшего учебного заведения с потребителями заключается также в двойственности его положения по отношению к рынку труда. Вуз является связующим звеном между рынком образовательных услуг, на котором в качестве продукта предлагает спектр образовательных программ, и рынком труда, где в качестве предложения выступают выпускники.

Основные позиции российской образовательной политики зафиксированы в законе Российской Федерации «Об образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Одним из приоритетов современной социальной политики российского государства является национальный проект «Образование» [2].

Одним из важнейших векторов развития высшего образования является актуализация социокультурных траекторий управления в вузах. Формирование и развитие организационной культуры как эффективной корпоративной составляющей способствует переосознанию  участников образовательного процесса (клиентов организационной культуры вуза)    ценностей и миссии организации, установлению ее уникальности и индивидуальности,  обозначению преимуществ перед конкурентами и их трансляции вовне.

Организационная культура воздействует на каждого студента во время его адаптации, социализации, психологического роста и обучения в вузе. Но как же организационная культура отражается в дальнейшей жизни специалиста? Организационная культура и после окончания вуза находится в неразрывной взаимосвязи с работником как объектом профессиональной деятельности. Потенциальный работник в период обучения в вузе «потребляет» исторически сложившиеся ценности вуза, участвует в устоявшихся и развивающихся его традициях, соблюдает нормы и правила поведения, адаптируется в обществе с помощью различного рода символики вуза и т.д. В свою очередь, организационная культура вуза, являясь почвой для развития и социализации молодого человека, становится неотъемлемым источником позиционирования студента в процессе трудоустройства и профессиональной деятельности. В дальнейшей профессиональной деятельности специалист привносит сформированную в период обучения в вузе организационную культуру в трудовую деятельность.

Региональные особенности развития университетов определяют и социокультурную подсистему управления университетом. Являясь элементом социокультурной среды, организационная культура выступает фактором внутреннего и внешнего маркетинга университета, показателем его бренда и имиджа, а также методом повышения конкурентоспособности вуза.

Результаты социологического исследования В.В. Ермолаева и О.А. Мхитарян, проведенного на базе Воронежских университетов определили следующее: студенты минимально включены в организационные культуры вузов. Представления студентов об организационной культуре вуза находится на уровне артефактов, видимых организационных структур и процессов, и в основном базируются на поведенческих константах (наиболее конкретизированные представления студентов имеются о таких элементах организационной культуры как нормы и правила, требования вуза, руководство вуза), а в область недифференцируемых понятий входят такие константы как миссия и символика вуза, организационный язык вуза, мифы, традиции, памятные даты вуза [3, 99]. Исходя из этого, можно полагать, что в исследуемых авторами вузах г. Воронежа нет выстроенных эмоционально-культурных отношений еще на этапе принятия базовых элементов организационной культуры. Студенческая молодежь исследуемых университетов не является трансляторами оргкультурных ценностей и традиций, и как следствие, не является полноценным потребителем ее элементов.

Исследование организационного развития НовГУ (г. Новгород), проведенного М.И. Беляевой, позволило выявить, что гармонизация субкультур подразделений и общей культуры НовГУ позволяет рассматривать корпоративную культуру вуза как ресурс организационного развития. Большинство респондентов считает, что ценностные установки их подразделений в основном совпадают с общеуниверситетскими (82% анкетируемых) [2].

Организационная культура Владивостокского государственного университета экономики и сервиса нормативно закреплена в Кодексе нормативного поведения сотрудников и студентов ВГУЭС, в котором, в частности,  провозглашено, что работник дорожит деловой репутацией университета, формирует его достойный имидж в профессиональной деятельности, публичных выступлениях, личных беседах. В полной мере использует свои силы и способности, что является залогом процветания университета, приносит сотруднику моральное удовлетворение и материальную выгоду [4].

Проведенное нами исследование в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ «БелГУ»), целью которого выступило определение значения и особенностей формирования организационной культуры в вузе с позиции студентов и преподавателей, позволяет говорить о том, что в наибольшей степени студенты не осознают понятие и сущность организационной культуры в целом, имеют представление лишь об отдельных элементах. Оценивая эффективность организационной культуры, студенты высказали позитивные и уверенные ответы о неоспоримой эффективности организационной культуры и необходимости ее развития как фактора конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. С точки зрения преподавателей, культура в вузе – это развитое, устойчивое образование (40%). Также 30% респондентов отметили, что культура вуза находится на стадии совершенствования; 14% говорят о сформированной организационной культуре и нахождении ее на стадии развития. По мнению большинства преподавателей (34%), организационная культура НИУ «БелГУ» разрабатывается администрацией вуза и внедряется посредством четкой программы; 28% отметили ее формирование в среде персонала и студентов университета; 27% считают, что культура разрабатывается администрацией вуза, а внедрение идет само по себе. Сопоставляя данные результаты с мнением кураторов о том, как должно происходить формирование организационной культуры, необходимо отметить, что 72% респондентов говорили о необходимости разработки культуры вуза его администрацией и внедрения ее посредством четкой программы. 20% кураторов выделили необходимость формирования изучаемого феномена в среде персонала и студентов вуза. Таким образом, полученные результаты исследования о фактическом и желаемом формировании организационной культуры с позиции кураторов совпадают.

Потребление организационной культуры студентами вуза как клиентами образовательных услуг обуславливает необходимость рассмотрение данного феномена позиции клиентоориентированности.

С позиции И.Я. Рувенного, формирование клиентоориентированной культуры применительно к вузам выступает в виде систематизированного процесса накопления в их деятельности позитивных внутриорганизационных изменений, позволяющих эффективно управлять взаимоотношениями с потребителями образовательных услуг на всех стадиях их жизненного цикла (абитуриент, студент, молодой специалист) [5].

Целесообразно рассмотрение клиентоориентированной организационной культуры вуза как  системы ценностей, поведенческих норм, традиций, ритуалов и символов, ориентированных на внутреннего или внешнего клиента с целью учета и реализации его потребностей и интересов в деятельности образовательного учреждения [6].

Таким образом, рассмотрение вопросов формирования и развития организационной культуры с учетом территориальной принадлежности вуза и региональных особенностей субъекта, позволило выявить определенные траектории, определяющие специфику функционирования вуза, его ориентацию, социально-экономическую платформу университета. Неоспоримым фактом формирования и развития организационной культуры в радиусе  образовательной среды является важной и перспективной идеологемой высшего образования.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Белгородской области. Грант «Клиентоориентированная организационная культура вуза как фактор эффективного социально- экономического развития региона» № 16-13-31002 (рук. – И.В. Шавырина).

 


Библиографический список
  1. Лукинов Л.А. Организационная культура в системе управления вузами // Социология образования. 2008. №4. С. 4-8.
  2. Ермолаев В.В., Мхитарян О.А. Связь представлений студентов об организационной культуре вуза и его бренде // Вестник Воронежского института МФД России. 2009. № 4. С. 97-101.
  3. Масилова М.Г., Н.Н. Богдан Организационная культура и результативность деятельности вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3 (84). С. 34-41.
  4. Рувенный И.Я. Клиентоориентированная образовательная культура как форма реализации маркетинга взаимоотношений в вузах: сборник XV Международной научной конференции. 2015. С. 187-190.
  5. Avilova. Z.N., Gulei I.A., Shavyrina I.V. Formation of the Customer-Centric Organizational Culture of the University as a Factor of Effective Social and Economic Development of the Region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. №3. С. 207-216.


Все статьи автора «Демененко Инна Арамовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: