УДК 330.341

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ Г.СМОЛЕНСКА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Нененкова Александра Юрьевна
Смоленский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена обзору одной из актуальных проблем современного общества: развитие финансовой грамотности у молодого населения России. Для поиска решения данного вопроса, в статье проведен анализ профильной подготовки ВУЗов Смоленска и Смоленской области, предложен экспериментальный план реализации комплекса мероприятий по формированию экономической культуры и повышению уровня финансовой грамотности.

Ключевые слова: молодежь, образование, развитие, стратегия, студенческая среда, финансовые ресурсы, экономика, экономическая культура


METHOD OF IMPROVING THE FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE EXAMPLE OF SMOLENSK CITY AND SMOLENSK REGION

Nenenkova Aleksandra Yur’yevna
Smolensk State University

Abstract
This article represents one of one of the main problems of modern society: the development of financial literacy among the younger population of Russia. To find a solution to this issue, was analyzed the profile preparation of Smolensk and Smolensk region universities, proposed a pilot plan for implementing a set of measures on formation of economic culture and raise the level of financial literacy.

Keywords: development, economic culture, economics, education, financial resources, strategy, student environment, youth


Библиографическая ссылка на статью:
Нененкова А.Ю. Методика повышения уровня финансовой грамотности учащихся высших учебных заведений на примере г.Смоленска Смоленской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/10/9835 (дата обращения: 28.09.2017).

В настоящее время проведение мероприятий по формированию экономической культуры и повышению уровня  финансовой грамотности учащихся, молодежи Смоленской области имеет особенную актуальность. Данные мероприятия – ответ на вызов времени.

Современное поколение российской молодежи живет в условиях рыночной экономики, в итоге возникает необходимость в адаптации к новым реалиям и получении навыков управлять своими финансовыми потоками.

Мировой экономический кризис оказал значительное влияние на  российскую экономику: невозможно находиться в мировом экономическом сообществе и развиваться отдельно от него. Российская экономика за последние  более чем 20 лет неотделимо стала частью мировой. Поспешная интеграция привела к определенным потерям во многих отраслях, чего вероятно можно было избежать. Но появились и плюсы:  усиление внешней конкуренции, увеличение разнообразия и доступности многих благ и услуг, развитие финансового рынка России.

Рисунок 1- Индикаторы уровня финансовой грамотности населения России [3]

Учитывая совокупность сложившихся факторов, 29 декабря 2008 года вышло Распоряжение Правительства РФ №2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской федерации на период до 2020 года», в котором отмечено: сложившаяся ситуация требует формирования дополнительных мер, направленных на совершенствование регулирования финансового рынка Российской Федерации. Отдельные инициативы требуют  концептуально пересмотра с учетом новых вызовов, предъявляемых динамично меняющейся ситуацией на мировом финансовом рынке. [1] Так же в данном Постановлении определены меры, реализация которых будет способствовать повышению осведомленности граждан о возможностях на финансовом рынке.

Однако в России общественная значимость вопросов повышения финансовой грамотности населения еще не получила должного внимания как среди взрослого населения, так и среди молодежи. Большинство граждан не разбирается в финансовых инструментах и  не доверяют финансовой системе,  познав потери значительных денежных средств (замораживание счетов в Сбербанке, дефолт 17 августа 1998 года, крах финансовых пирамид).

Сегодня в условиях рыночной экономики, с ее взлетами и кризисами, вопросы личной финансовой безопасности приобретают жизненно-важное значение практически для каждого человека.

Поэтому, согласно Приказу ФСФР России от 24.09.2009 №09-237/пз «Об утверждении основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения»  определена концепция программы и приняты основные направления деятельности.[2]

В основных задачах отмечено: необходимо проводить мероприятия в рамках программ повышения финансовой грамотности с обязательным учетом различных целевых аудиторий граждан: учащихся, тех, кто впервые приступает к работе, молодежи.

В соответствии со статистическими данными на 2011 год, именно в России зафиксирован самый высокий уровень населения в возрасте от 25 до 54 лет, получившего высшее образование. При этом уровень финансовой грамотности находится на довольно низком уровне.

Выпускники ВУЗов – это активная часть населения нашей страны, будущие руководители, управленцы, владельцы малых предприятий и физические лица, которые могут начать свои отношения с банком, более подготовленными с точки зрения финансовой грамотности.

Рисунок 2- Доля населения в возрасте от 25 до 54 лет, получившего высшее образование (в процентах) [3]

Данный вывод подтвержден результатами исследования, проведенного  Национальным исследовательским университетом “Высшая школа экономики”, согласно которому только 2% взрослого населения России считают себе финансово грамотными, а более 50% населения оценивают свой уровень финансовой грамотности на единицу или двойку по пятибалльной шкале. При этом наибольший интерес со стороны учащихся средних и высших учебных заведений вызывает нестандартные формы обучения основам финансовой грамотности (онлайн-игры, комиксы, интерактивные модели) [3]

Особенно важно начинать знакомить с  финансовой грамотности именно учащихся. Чтобы, уже начиная свою взрослую жизнь, они могли не только грамотно пользоваться финансовыми инструментами, но и легко распознать и уберечься от недобросовестных  финансово-кредитных операций. В этом – перспективы дальнейшего цивилизованного развития смоленского региона и страны в целом.

Однако, доля лиц, начавших бизнес  по данным на 2011 год, не достигает среднего уровня, так же не достигает уровней, сопоставимых с европейскими странами.

Рисунок 3- Доля лиц, начавших бизнес (% от населения в возрасте от 18 до 64 лет) (Составлен автором)

Рисунок 4 –  Доля профильных (с экономическим уклоном) ВУЗов в г. Смоленске и Смоленской области (Составлен автором)

Таким образом, профильные ВУЗы составляют 25% от общего количества ВУЗов

Рисунок 5- Доля ВУЗов с экономическим факультетом среди ВУЗов Смоленска и Смоленской области (Составлен автором)

Таким образом, ВУЗы с экономическим факультетом составляют 40% от общего количества ВУЗов

 

Выпускники высших и средних специальных заведений, заканчивая учебное заведение, получают специальность,  обучены конкретной профессии и некоторая доля молодых специалистов, имея возможность быть обученным основам финансовой грамотности, могут в будущем заняться бизнесом и предпринимательством, входить в число клиентов банка. Проблематичным остается обучение организации финансового образования и просвещения в непрофильных учебных заведениях Смоленской области.

Здесь необходима разработка учебных, методических и образовательных материалов по тематике финансового рынка, включенных в факультативные курсы, дополнительные семинарские занятия и в учебные планы таких высших и средних учебных заведений. [2]

Для решения проблемы организации финансового образования и просвещения в непрофильных учебных заведениях Смоленской области предлагается экспериментальный план мероприятий, изложенный ниже.

Таблица 1 – План  (экспериментальный) Реализации комплекса мероприятий по формированию экономической культуры и повышению уровня финансовой грамотности

учащихся непрофильных высших и средних учебных заведений г. Смоленска и Смоленской области (Составлена автором)

п/п

Научно-методический и практический план работы и мероприятий по этапам

Форма организационной работы

Сроки выполнения этапов

(ориентировочно)

Отчетные документы о результатах выполнения этапов работы

             1 этап. Организационный
Разработка плана мероприятий Сентябрь График взаимодействия всех участников
1 Определение перечня бизнес-партнеров Оформление соглашений между заинтересованными сторонами
2 Разработка скоординированного графика всех участников эксперимента, обеспечивающего реализацию плана Составление графика проведения мероприятий
3 Подготовка тематических лекций и планов тематических практических занятий Разработка лекций для целевой аудитории и планов практических занятий
4 Подготовка наглядных пособий, и методического материала.

Подготовка оборудования для демонстрации наглядных пособий.

Распространение и демонстрация наглядного материала в соответствии с темой практической работы
                  2 этап. Практическая работа
1 Проведение семинаров Проводят бизнес-партнеры Октябрь – май Аналитическая справка по результатам каждого проведенного мероприятия
2 Проведение круглого стола Участники: студенты, преподаватели, бизнес- партнеры
3 Проведение лекций с демонстрационным материалом Использование демонстрационного оборудования
4 Проведение мастер-классов Использование демонстрационного материала, полезного  в практике
5 Проведение интеллектуальных игр между подгруппами, группами, факультетами Коллективная игра
6 Проведение тематических конкурсов Определение победителей и призеров

Использование призового фонда для поощрения

7 Организация  тематических экскурсий к бизнес-партнерам Организация выездов в организации
              3 этап. Заключительный
1 Подведение итогов по результатам реализации плана Аналитическая работа по итогам проведенных мероприятий Июнь Итоговый отчет
2 Статистический и аналитический анализ реализации плана
3 Подготовка отчетов
4 Подготовка рекомендаций по результатам работы
5 Корректировка организационной модели

Основной целью мероприятий, изложенных в плане,  является формирование гибкой, грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Одна из важнейших составляющих и основа достижения таких целей – финансово – экономическая грамотность всех выпускников высших и средних учебных заведений.

Для успешного осуществления представленного плана необходимо:

1. Подготовительные работы

  • Разработать учебные программы повышения квалификации (переподготовки)  для преподавателей лекций, участников реализации представленного плана;
  • Обеспечение преподавателей, участников реализации представленного плана, современными учебно-методическими пособиями и технологиями;
  • Разработать программу, учитывающую последовательность проведения тематических мероприятий;

2.  Организационная работа

  • Определение учебным заведениям круга бизнес – партнеров, таких как финансовые компании, страховые компании, банки;
  • Заключение соглашения с бизнес – партнерами о сотрудничестве, в рамках которого представители будут проводить для студентов мастер-классы, семинары, круглые столы, практические занятия;
  • Выступления в качестве лекторов сотрудников банков, страховых компаний, финансовых компаний, пенсионных фондов, налоговых службы, преподавателей финансово-экономических ВУЗов.
  • Развитие дальнейшего сотрудничества между учебным заведением и бизнес-партнерами
  • Установление связей учебного заведения с другими учебными заведениями по обмену опытом организации подобных мероприятий.

3.   Возможность инновационных методов обучения:

  • Разъяснение принципов торговли на финансовых рынках,
  • Демонстрация реальных торгов на бирже, операции по продаже акций;

Для координации взаимодействий между учащимися, бизнес-партнерами, преподавателями необходимо создать координационный центр в составе:

  • Руководитель
  • Научный руководитель
  • Координатор

Сегодня учащиеся средних и высших учебных заведений – это образованная молодежь, будущие управленцы, руководители, служащие. Формирование грамотного обращения с собственными финансовыми ресурсами, понимания механизма денежных операций, а так же  применение полученных знаний,- вот, что способствует финансовой безопасности и успешному карьерному росту.


Библиографический список
  1. Система информационно-правового обеспечения ГАРАНТ// Распоряжение Правительства РФ от 29. 12.2008 №2043-р «Об утверждении стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020»; Интернет-портал. URL: http://base.garant.ru/12164654 (дата обращения 30.09.2015)
  2. Компьютерная справочно-правовая система СПС «Консультант Плюс»// Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 24. 09.2009 №09-237/пз «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения»; Официальный интернет-портал.URL://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4845/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518 (дата обращения 01.10.2015)
  3. Методический журнал «Банковское кредитование»// Григорян С. А. статья «Синергия взаимодействия банковской и микрофинансовой систем»; Интернет-портал Reglament.ru.URL:// http://www.reglament.net/bank/credit/2012_6/get_article.htm?id=2155


Все статьи автора «Нененкова Александра Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: