В настоящее время проведение мероприятий по формированию экономической культуры и повышению уровня финансовой грамотности учащихся, молодежи Смоленской области имеет особенную актуальность. Данные мероприятия – ответ на вызов времени.
Современное поколение российской молодежи живет в условиях рыночной экономики, в итоге возникает необходимость в адаптации к новым реалиям и получении навыков управлять своими финансовыми потоками.
Мировой экономический кризис оказал значительное влияние на российскую экономику: невозможно находиться в мировом экономическом сообществе и развиваться отдельно от него. Российская экономика за последние более чем 20 лет неотделимо стала частью мировой. Поспешная интеграция привела к определенным потерям во многих отраслях, чего вероятно можно было избежать. Но появились и плюсы: усиление внешней конкуренции, увеличение разнообразия и доступности многих благ и услуг, развитие финансового рынка России.
Рисунок 1- Индикаторы уровня финансовой грамотности населения России [3]
Учитывая совокупность сложившихся факторов, 29 декабря 2008 года вышло Распоряжение Правительства РФ №2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской федерации на период до 2020 года», в котором отмечено: сложившаяся ситуация требует формирования дополнительных мер, направленных на совершенствование регулирования финансового рынка Российской Федерации. Отдельные инициативы требуют концептуально пересмотра с учетом новых вызовов, предъявляемых динамично меняющейся ситуацией на мировом финансовом рынке. [1] Так же в данном Постановлении определены меры, реализация которых будет способствовать повышению осведомленности граждан о возможностях на финансовом рынке.
Однако в России общественная значимость вопросов повышения финансовой грамотности населения еще не получила должного внимания как среди взрослого населения, так и среди молодежи. Большинство граждан не разбирается в финансовых инструментах и не доверяют финансовой системе, познав потери значительных денежных средств (замораживание счетов в Сбербанке, дефолт 17 августа 1998 года, крах финансовых пирамид).
Сегодня в условиях рыночной экономики, с ее взлетами и кризисами, вопросы личной финансовой безопасности приобретают жизненно-важное значение практически для каждого человека.
Поэтому, согласно Приказу ФСФР России от 24.09.2009 №09-237/пз «Об утверждении основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения» определена концепция программы и приняты основные направления деятельности.[2]
В основных задачах отмечено: необходимо проводить мероприятия в рамках программ повышения финансовой грамотности с обязательным учетом различных целевых аудиторий граждан: учащихся, тех, кто впервые приступает к работе, молодежи.
В соответствии со статистическими данными на 2011 год, именно в России зафиксирован самый высокий уровень населения в возрасте от 25 до 54 лет, получившего высшее образование. При этом уровень финансовой грамотности находится на довольно низком уровне.
Выпускники ВУЗов – это активная часть населения нашей страны, будущие руководители, управленцы, владельцы малых предприятий и физические лица, которые могут начать свои отношения с банком, более подготовленными с точки зрения финансовой грамотности.
Рисунок 2- Доля населения в возрасте от 25 до 54 лет, получившего высшее образование (в процентах) [3]
Данный вывод подтвержден результатами исследования, проведенного Национальным исследовательским университетом “Высшая школа экономики”, согласно которому только 2% взрослого населения России считают себе финансово грамотными, а более 50% населения оценивают свой уровень финансовой грамотности на единицу или двойку по пятибалльной шкале. При этом наибольший интерес со стороны учащихся средних и высших учебных заведений вызывает нестандартные формы обучения основам финансовой грамотности (онлайн-игры, комиксы, интерактивные модели) [3]
Особенно важно начинать знакомить с финансовой грамотности именно учащихся. Чтобы, уже начиная свою взрослую жизнь, они могли не только грамотно пользоваться финансовыми инструментами, но и легко распознать и уберечься от недобросовестных финансово-кредитных операций. В этом – перспективы дальнейшего цивилизованного развития смоленского региона и страны в целом.
Однако, доля лиц, начавших бизнес по данным на 2011 год, не достигает среднего уровня, так же не достигает уровней, сопоставимых с европейскими странами.
Рисунок 3- Доля лиц, начавших бизнес (% от населения в возрасте от 18 до 64 лет) (Составлен автором)
Рисунок 4 – Доля профильных (с экономическим уклоном) ВУЗов в г. Смоленске и Смоленской области (Составлен автором)
Таким образом, профильные ВУЗы составляют 25% от общего количества ВУЗов
Рисунок 5- Доля ВУЗов с экономическим факультетом среди ВУЗов Смоленска и Смоленской области (Составлен автором)
Таким образом, ВУЗы с экономическим факультетом составляют 40% от общего количества ВУЗов
Выпускники высших и средних специальных заведений, заканчивая учебное заведение, получают специальность, обучены конкретной профессии и некоторая доля молодых специалистов, имея возможность быть обученным основам финансовой грамотности, могут в будущем заняться бизнесом и предпринимательством, входить в число клиентов банка. Проблематичным остается обучение организации финансового образования и просвещения в непрофильных учебных заведениях Смоленской области.
Здесь необходима разработка учебных, методических и образовательных материалов по тематике финансового рынка, включенных в факультативные курсы, дополнительные семинарские занятия и в учебные планы таких высших и средних учебных заведений. [2]
Для решения проблемы организации финансового образования и просвещения в непрофильных учебных заведениях Смоленской области предлагается экспериментальный план мероприятий, изложенный ниже.
Таблица 1 – План (экспериментальный) Реализации комплекса мероприятий по формированию экономической культуры и повышению уровня финансовой грамотности
учащихся непрофильных высших и средних учебных заведений г. Смоленска и Смоленской области (Составлена автором)
№
п/п |
Научно-методический и практический план работы и мероприятий по этапам |
Форма организационной работы |
Сроки выполнения этапов (ориентировочно) |
Отчетные документы о результатах выполнения этапов работы |
|
1 этап. Организационный | |||||
Разработка плана мероприятий | Сентябрь | График взаимодействия всех участников | |||
1 | Определение перечня бизнес-партнеров | Оформление соглашений между заинтересованными сторонами | |||
2 | Разработка скоординированного графика всех участников эксперимента, обеспечивающего реализацию плана | Составление графика проведения мероприятий | |||
3 | Подготовка тематических лекций и планов тематических практических занятий | Разработка лекций для целевой аудитории и планов практических занятий | |||
4 | Подготовка наглядных пособий, и методического материала.
Подготовка оборудования для демонстрации наглядных пособий. |
Распространение и демонстрация наглядного материала в соответствии с темой практической работы | |||
2 этап. Практическая работа | |||||
1 | Проведение семинаров | Проводят бизнес-партнеры | Октябрь – май | Аналитическая справка по результатам каждого проведенного мероприятия | |
2 | Проведение круглого стола | Участники: студенты, преподаватели, бизнес- партнеры | |||
3 | Проведение лекций с демонстрационным материалом | Использование демонстрационного оборудования | |||
4 | Проведение мастер-классов | Использование демонстрационного материала, полезного в практике | |||
5 | Проведение интеллектуальных игр между подгруппами, группами, факультетами | Коллективная игра | |||
6 | Проведение тематических конкурсов | Определение победителей и призеров
Использование призового фонда для поощрения |
|||
7 | Организация тематических экскурсий к бизнес-партнерам | Организация выездов в организации | |||
3 этап. Заключительный | |||||
1 | Подведение итогов по результатам реализации плана | Аналитическая работа по итогам проведенных мероприятий | Июнь | Итоговый отчет | |
2 | Статистический и аналитический анализ реализации плана | ||||
3 | Подготовка отчетов | ||||
4 | Подготовка рекомендаций по результатам работы | ||||
5 | Корректировка организационной модели |
Основной целью мероприятий, изложенных в плане, является формирование гибкой, грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Одна из важнейших составляющих и основа достижения таких целей – финансово – экономическая грамотность всех выпускников высших и средних учебных заведений.
Для успешного осуществления представленного плана необходимо:
1. Подготовительные работы
- Разработать учебные программы повышения квалификации (переподготовки) для преподавателей лекций, участников реализации представленного плана;
- Обеспечение преподавателей, участников реализации представленного плана, современными учебно-методическими пособиями и технологиями;
- Разработать программу, учитывающую последовательность проведения тематических мероприятий;
2. Организационная работа
- Определение учебным заведениям круга бизнес – партнеров, таких как финансовые компании, страховые компании, банки;
- Заключение соглашения с бизнес – партнерами о сотрудничестве, в рамках которого представители будут проводить для студентов мастер-классы, семинары, круглые столы, практические занятия;
- Выступления в качестве лекторов сотрудников банков, страховых компаний, финансовых компаний, пенсионных фондов, налоговых службы, преподавателей финансово-экономических ВУЗов.
- Развитие дальнейшего сотрудничества между учебным заведением и бизнес-партнерами
- Установление связей учебного заведения с другими учебными заведениями по обмену опытом организации подобных мероприятий.
3. Возможность инновационных методов обучения:
- Разъяснение принципов торговли на финансовых рынках,
- Демонстрация реальных торгов на бирже, операции по продаже акций;
Для координации взаимодействий между учащимися, бизнес-партнерами, преподавателями необходимо создать координационный центр в составе:
- Руководитель
- Научный руководитель
- Координатор
Сегодня учащиеся средних и высших учебных заведений – это образованная молодежь, будущие управленцы, руководители, служащие. Формирование грамотного обращения с собственными финансовыми ресурсами, понимания механизма денежных операций, а так же применение полученных знаний,- вот, что способствует финансовой безопасности и успешному карьерному росту.
Библиографический список
- Система информационно-правового обеспечения ГАРАНТ// Распоряжение Правительства РФ от 29. 12.2008 №2043-р «Об утверждении стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020»; Интернет-портал. URL: http://base.garant.ru/12164654 (дата обращения 30.09.2015)
- Компьютерная справочно-правовая система СПС «Консультант Плюс»// Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 24. 09.2009 №09-237/пз «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения»; Официальный интернет-портал.URL://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4845/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518 (дата обращения 01.10.2015)
- Методический журнал «Банковское кредитование»// Григорян С. А. статья «Синергия взаимодействия банковской и микрофинансовой систем»; Интернет-портал Reglament.ru.URL:// http://www.reglament.net/bank/credit/2012_6/get_article.htm?id=2155