УДК 330.34(470.12)

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЁРСТВА ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Разгулина Екатерина Дмитриевна
Институт социально-экономического развития территорий РАН

Аннотация
В статье выявлены предпосылки, способствующие развитию института партнерства власти и бизнеса в регионе.

Ключевые слова: бизнес, взаимодействие, власть, партнерство, региональное развитие


PREREQUISITES FOR A PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE REGION

Razgulina Ekaterina Dmitrievna
Institute of Socio-Economic Development of Territories of the RAS

Abstract
The article reveals the premise promotional Institute partnership between business and government in the region.

Keywords: businesses, cooperation, governments, partnership, regional development


Библиографическая ссылка на статью:
Разгулина Е.Д. Предпосылки формирования партнёрства власти и бизнеса в регионе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/08/5628 (дата обращения: 24.09.2018).

Усиление интеграции российской экономики в международное экономическое пространство предопределяет необходимость повышения устойчивости страны на основе наращивания экономического потенциала её регионов. Однако сегодня с помощью только налогово-бюджетных средств решить задачу крайне сложно. Выход на траекторию повышения уровня социально-экономического развития территорий возможен только совместными усилиями власти и бизнеса. Поэтому актуальным становится анализ предпосылок развития института партнёрства органов власти и бизнес-структур.

Вологодская область располагается на севере европейской части России, относится к субъектам Северо-Западного федерального округа, граничит с Архангельской, Кировской, Костромской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областями, а также с Республикой Карелия. Региональным центром является город Вологда. Город Череповец – крупнейший индустриальный центр. Регион занимает выгодное географическое положение, находясь в 500 километрах от Москвы и примерно в 650 километрах от Санкт-Петербурга. Таким образом, в близкой досягаемости сосредоточена огромная потребительская база примерно в 50 миллионов человек. В Вологодской области сосредоточены все виды транспортных коммуникаций: железные дороги; федеральные автотрассы, среди которых А114, М8; Волго-Балтийский водный путь; авиасообщение между крупными городами России.

В регионе возрастает количество официально зарегистрированных предприятий. С 1995 по 2012 гг. число юридических лиц, их филиалов и обособленных подразделений, учтенных в территориальном разделе Статистического регистра по Вологодской области, увеличилось в два с половиной раза; по сравнению с предыдущим годом выросло  почти на тысячу и составило  на   1 января 2013 г. 40,3 тыс. единиц, из них  юридических лиц –  38,6 тыс. единиц (табл. 1).

Таблица 1

Распределение организаций по видам экономической деятельности

(на начало года; единиц)

2006 г.

2009  г.

2010  г.

2011  г.

2012  г.

2013  г.

Всего

31540

33861

36373

38561

39367

40299

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное

хозяйство

2956

2137

2113

2094

1911

1816

рыболовство, рыбоводство

24

26

31

33

38

40

добыча полезных ископаемых

41

55

57

62

72

76

обрабатывающие производства

2842

2613

2849

3083

3142

3217

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

184

269

329

328

342

363

строительство

2950

3972

4129

4412

4571

4813

оптовая и розничная торговля;

ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

8716

8939

9957

10780

10906

11154

гостиницы и рестораны

372

557

610

652

660

693

транспорт и связь

2563

2871

3009

3215

3313

3419

финансовая деятельность

542

746

818

864

1057

1085

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

3590

5127

5834

6552

6930

7164

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

1340

1632

1619

1442

1346

1320

образование

1872

1817

1795

1736

1701

1688

здравоохранение и предоставление

социальных услуг

567

634

684

726

735

772

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2955

2441

2509

2578

2640

2676

Источник: Общая характеристика хозяйствующих субъектов  и демография организаций по Вологодской области за 2008-2012 годы / Статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики  Территориальный орган, Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. – 2012 . – 95 с.

 

Из общего количества организаций в 2012 году 27,7% занимались торговлей, 17,8% – операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 11,9% –  строительством, более 8,5% – транспортом и связью.

За последние пять лет наблюдался наибольший рост числа организаций, которые при государственной регистрации основным видом экономической деятельности заявили: производство резиновых и пластмассовых изделий (в 1,9 р);  финансовое посредничество (в 1,7 р); металлургическое производство (в 1,6 р); операции c недвижимым имуществом – в 1,5 раза.

Наряду с этим, за пять лет на четверть снизилось количество организаций, занятых лесозаготовками, на 19% – государственного управления и обеспечения военной безопасности; на 13% – общественных объединений. По-прежнему наибольшее число организаций (более 70%) сосредоточено в городах Вологде и Череповце (44% и 29% соответственно).

В институциональной среде г. Вологды преобладает частная форма собственности (табл. 2).

Таблица 2

Количество организаций по основным формам собственности

(на начало года; единиц)

Годы

Число организаций, всего

из них по формам собственности:

государственная и муниципальная

частная

смешанная российская

всего

%

всего

%

всего

%

1996

15966

2363

14,8

11493

72,0

1200

7,5

1997

16979

2519

14,8

12258

72,2

1261

7,4

1998

18271

2638

14,4

13072

71,5

1243

6,8

1999

19158

2808

14,7

13751

71,8

1170

6,1

2000

20896

3227

15,4

14502

69,4

1051

5,0

2001

22633

3711

16,4

15516

68,6

1033

4,6

2002

24300

4061

16,7

16741

68,9

1012

4,2

2003

25743

4210

16,4

18023

70,0

979

3,8

2004

26823

4250

15,8

19073

71,1

915

3,4

2005

28439

4270

15,0

20675

72,7

866

3,0

2006

31540

4780

15,2

23291

73,8

803

2,5

2007

32544

5288

16,2

24204

74,4

623

1,9

2008

34712

5246

15,1

26645

76,8

615

1,8

2009

33861

4933

14,6

26551

78,4

546

1,6

2010

36373

4908

13,5

29108

80,0

578

1,6

2011

38561

4647

12,1

31625

82,0

521

1,4

2012

39367

4523

11,5

32446

82,4

627

1,6

2013

40299

4449

11,0

33475

83,1

601

1,5

Источник: Общая характеристика хозяйствующих субъектов  и демография организаций по Вологодской области за 2008-2012 годы / Статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики  Территориальный орган, Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. – 2012 . – 95 с.

 

По данным Территориального органа Росстата, на 01 января 2013 года в области было зарегистрировано 33475 частных предприятий. В сравнении с аналогичным периодом 2000 г. их число увеличилось в 2,3 раза. В целом за 2000 – 2013 гг. количество предприятий смешанной российской формы собственности, учтенных в Статистическом реестре предприятий, сокращается.

Очевидно, что институциональное разнообразие форм собственности и тенденции их развития создают весомые предпосылки для формирования партнерских отношений в регионе.

На начало 2013 года насчитывалось 40,6 тысячи индивидуальных предпринимателей, что на 4,8% ниже уровня предыдущего года; за 5 лет их число уменьшилось   на 6,4%. Почти половина  предпринимателей (41%) сосредоточено в торговле, 15% – на транспорте и связи, 10% занимались предоставлением персональных услуг. Из общего числа индивидуальных предпринимателей 373 являются главами крестьянских (фермерских) хозяйств, 60 – нотариусами, занимающимися частной практикой и 160 – адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально. По-прежнему большинство индивидуальных предпринимателей (60%) проживает в городах Вологде и Череповце.

В общем количестве зарегистрированных юридических лиц, их филиалов и обособленных подразделений на территории Северо-Западного федерального округа организации Вологодской области составили на 1 января 2013 года  7%, индивидуальные предприниматели – 11%;  без  г. Санкт – Петербурга – по 16% как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Региональный и местный бюджеты играют в процессе взаимодействия две роли: во-первых, это источник ресурсов для некоторых форм взаимодействия (таких, например, как концессии, муниципальный заказ, компенсация процентной ставки по кредитам и др.); во-вторых, это индикатор эффективности существующего партнерства, так как реализация многих форм (концессии, контрактов на обслуживание и управление и др.) ведет к увеличению доходов бюджета [1].

О тяжелом положении бюджетной системы Вологодской области  свидетельствуют результаты исполнения консолидированного бюджета региона в 2008-2012 гг. Возникший в период разгара экономического кризиса дефицит не только не сокращался в последующие 2010 и 2011 гг., но и увеличился на 14,5% достигнув 7,5 млрд. руб. В 2012 году органам управления региона удалось преломить негативную тенденцию роста его объемов и размер дефицита был сокращен более чем на 57% [1]. Однако даже при этом его размер является одним из самых больших среди субъектов СЗФО (табл. 3).

Таблица 3

Профицит (+), дефицит (-) консолидированных бюджетов в 2008-2012 гг., млн. руб.

Регион

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 к2008 г., %

Вологодская область

273,74

-6516,65

-6824,81

-7460,31

-3153,19

х

СЗФО

-20544,72

-32034,89

-20881,20

-10993,52

-21518,73

104,74

Российская федерация

-48715,92

-328543,44

-99251,05

-14473,33

-273294,80

561,00

Рассчитано по данным отчётности об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/reports/mb.html

 

Нерешенная проблема достижения сбалансированного исполнения консолидированного бюджета Вологодской области на протяжении последних четырех лет привела к необходимости внешних заимствований. Являясь одним из самых благополучных регионов СЗФО в 2008 году, Вологодская область в 2009 году увеличила объем накопленных долговых обязательств в 6,3 раза. Всего же за период 2008-2012 гг. область накопила более 30 млрд. руб. долгов, что выше уровня 2008 года более чем в 17 раз. Долговые обязательства Вологодской области на конец 2012 года являются максимальными среди субъектов СЗФО (табл. 4).

Таблица 4

Объем государственного и муниципального долга  субъектов СЗФО в 2008-2012 гг., млн. руб.

Регион

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 к2008 г., %

Вологодская область

1752,5

10992,5

18975,1

26946,7

30897,7

1763,06

Архангельская область

5448

11111,2

15646,7

20607,4

24748,2

454,26

Калининградская область

7461,4

11998,9

17886,5

21570

21502,5

288,18

г. Санкт-Петербург

341,5

1818

6614,2

8520,7

21285,7

6233,00

Республика Карелия

4143

7433,3

10246,8

9677,7

12485,4

301,36

Республика Коми

3171

7093,9

6813,3

9279

12403

391,14

Новгородская область

2752,2

4736,3

8941,1

9963,5

11547,5

419,57

Мурманская область

825

7309,2

9594,1

6046,4

10152,5

1230,61

Псковская область

201,5

419

1779,4

5333,6

8025,4

3982,83

Ленинградская область

5755

6323,5

6518,2

6635,8

7977

138,61

Российская федерация, млрд. руб.

599,6

1024,5

1265,5

1387,3

1596,8

266,31

СЗФО, млрд. руб.

31,5

69,2

102,7

124,6

161

511,11

Рассчитано по данным Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/

 

По данным опроса руководителей промышленных предприятий, большинство респондентов (53,8%) полагают, что бизнес должен вносить вклад в  социально-экономическое развитие территории присутствия, но не в ущерб собственным интересам [2]. Кроме того, 24,7% руководителей считают, что бизнес способен повлиять на ситуацию в регионе, не ущемляя свои собственные интересы (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что предприятия должны быть социально ответственными?», % от числа ответивших

 

В настоящее время Вологодская область имеет высокий потенциал для реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнёрства, что подтверждено данными рейтинга активности регионов в данном направлении («ГЧП-старт»). Однако стоит отметить, что если в 2013 году регион вошел в 10-ку лидеров, заняв 8 место, то в 2014 году он занял лишь 18 место [3]. Тем не менее, Вологодская область относится к числу регионов, на территории которых партнёрские отношения органов власти и бизнес-структур характеризуются как находящееся в стадии формирования, но при этом уровень инвестиционной привлекательности максимально возможный.

Таким образом, наиболее эффективной формой взаимодействия власти и бизнеса является совместное определение приоритетов социально-экономической политики территорий присутствия в тех областях, где бизнес может проявить себя наиболее активно. Использование органами власти и  бизнесом преимуществ совместной работы и принятие, с одной стороны, инновационного подхода к управлению региональными программами, а с другой стороны, инвестиционного подхода к финансированию социальной сферы, приведут к повышению эффективности совместных действий в улучшении социально-экономической сферы территорий.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Эффективность бюджетных расходов на реализацию долгосрочных целевых программ (на примере Вологодской области) [Текст]: заключительный отчет о НИР / исполн. Т.В. Ускова, А.И. Поварова, А.В. Галухин. – Вологда, 2013. – 120 c.
  2. Разгулина Е.Д. Социально ответственное поведение бизнеса: эмпирический анализ [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. – 2014. – № 1 (11).  – Режим доступа: http://vtr.isert-ran.ru/file.php?module=Articles&action=view&file=article&aid=3495
  3. Разгулина Е.Д. Взаимодействие власти и бизнеса как инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5221


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Разгулина Екатерина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация