Усиление интеграции российской экономики в международное экономическое пространство предопределяет необходимость повышения устойчивости страны на основе наращивания экономического потенциала её регионов. Однако сегодня с помощью только налогово-бюджетных средств решить задачу крайне сложно. Выход на траекторию повышения уровня социально-экономического развития территорий возможен только совместными усилиями власти и бизнеса. Поэтому актуальным становится анализ предпосылок развития института партнёрства органов власти и бизнес-структур.
Вологодская область располагается на севере европейской части России, относится к субъектам Северо-Западного федерального округа, граничит с Архангельской, Кировской, Костромской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областями, а также с Республикой Карелия. Региональным центром является город Вологда. Город Череповец – крупнейший индустриальный центр. Регион занимает выгодное географическое положение, находясь в 500 километрах от Москвы и примерно в 650 километрах от Санкт-Петербурга. Таким образом, в близкой досягаемости сосредоточена огромная потребительская база примерно в 50 миллионов человек. В Вологодской области сосредоточены все виды транспортных коммуникаций: железные дороги; федеральные автотрассы, среди которых А114, М8; Волго-Балтийский водный путь; авиасообщение между крупными городами России.
В регионе возрастает количество официально зарегистрированных предприятий. С 1995 по 2012 гг. число юридических лиц, их филиалов и обособленных подразделений, учтенных в территориальном разделе Статистического регистра по Вологодской области, увеличилось в два с половиной раза; по сравнению с предыдущим годом выросло почти на тысячу и составило на 1 января 2013 г. 40,3 тыс. единиц, из них юридических лиц – 38,6 тыс. единиц (табл. 1).
Таблица 1
Распределение организаций по видам экономической деятельности
(на начало года; единиц)
2006 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
Всего |
31540 |
33861 |
36373 |
38561 |
39367 |
40299 |
в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2956 |
2137 |
2113 |
2094 |
1911 |
1816 |
рыболовство, рыбоводство |
24 |
26 |
31 |
33 |
38 |
40 |
добыча полезных ископаемых |
41 |
55 |
57 |
62 |
72 |
76 |
обрабатывающие производства |
2842 |
2613 |
2849 |
3083 |
3142 |
3217 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
184 |
269 |
329 |
328 |
342 |
363 |
строительство |
2950 |
3972 |
4129 |
4412 |
4571 |
4813 |
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
8716 |
8939 |
9957 |
10780 |
10906 |
11154 |
гостиницы и рестораны |
372 |
557 |
610 |
652 |
660 |
693 |
транспорт и связь |
2563 |
2871 |
3009 |
3215 |
3313 |
3419 |
финансовая деятельность |
542 |
746 |
818 |
864 |
1057 |
1085 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
3590 |
5127 |
5834 |
6552 |
6930 |
7164 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
1340 |
1632 |
1619 |
1442 |
1346 |
1320 |
образование |
1872 |
1817 |
1795 |
1736 |
1701 |
1688 |
здравоохранение и предоставление
социальных услуг |
567 |
634 |
684 |
726 |
735 |
772 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2955 |
2441 |
2509 |
2578 |
2640 |
2676 |
Источник: Общая характеристика хозяйствующих субъектов и демография организаций по Вологодской области за 2008-2012 годы / Статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган, Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. – 2012 . – 95 с.
Из общего количества организаций в 2012 году 27,7% занимались торговлей, 17,8% – операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 11,9% – строительством, более 8,5% – транспортом и связью.
За последние пять лет наблюдался наибольший рост числа организаций, которые при государственной регистрации основным видом экономической деятельности заявили: производство резиновых и пластмассовых изделий (в 1,9 р); финансовое посредничество (в 1,7 р); металлургическое производство (в 1,6 р); операции c недвижимым имуществом – в 1,5 раза.
Наряду с этим, за пять лет на четверть снизилось количество организаций, занятых лесозаготовками, на 19% – государственного управления и обеспечения военной безопасности; на 13% – общественных объединений. По-прежнему наибольшее число организаций (более 70%) сосредоточено в городах Вологде и Череповце (44% и 29% соответственно).
В институциональной среде г. Вологды преобладает частная форма собственности (табл. 2).
Таблица 2
Количество организаций по основным формам собственности
(на начало года; единиц)
Годы |
Число организаций, всего |
из них по формам собственности: |
|||||
государственная и муниципальная |
частная |
смешанная российская |
|||||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
||
1996 |
15966 |
2363 |
14,8 |
11493 |
72,0 |
1200 |
7,5 |
1997 |
16979 |
2519 |
14,8 |
12258 |
72,2 |
1261 |
7,4 |
1998 |
18271 |
2638 |
14,4 |
13072 |
71,5 |
1243 |
6,8 |
1999 |
19158 |
2808 |
14,7 |
13751 |
71,8 |
1170 |
6,1 |
2000 |
20896 |
3227 |
15,4 |
14502 |
69,4 |
1051 |
5,0 |
2001 |
22633 |
3711 |
16,4 |
15516 |
68,6 |
1033 |
4,6 |
2002 |
24300 |
4061 |
16,7 |
16741 |
68,9 |
1012 |
4,2 |
2003 |
25743 |
4210 |
16,4 |
18023 |
70,0 |
979 |
3,8 |
2004 |
26823 |
4250 |
15,8 |
19073 |
71,1 |
915 |
3,4 |
2005 |
28439 |
4270 |
15,0 |
20675 |
72,7 |
866 |
3,0 |
2006 |
31540 |
4780 |
15,2 |
23291 |
73,8 |
803 |
2,5 |
2007 |
32544 |
5288 |
16,2 |
24204 |
74,4 |
623 |
1,9 |
2008 |
34712 |
5246 |
15,1 |
26645 |
76,8 |
615 |
1,8 |
2009 |
33861 |
4933 |
14,6 |
26551 |
78,4 |
546 |
1,6 |
2010 |
36373 |
4908 |
13,5 |
29108 |
80,0 |
578 |
1,6 |
2011 |
38561 |
4647 |
12,1 |
31625 |
82,0 |
521 |
1,4 |
2012 |
39367 |
4523 |
11,5 |
32446 |
82,4 |
627 |
1,6 |
2013 |
40299 |
4449 |
11,0 |
33475 |
83,1 |
601 |
1,5 |
Источник: Общая характеристика хозяйствующих субъектов и демография организаций по Вологодской области за 2008-2012 годы / Статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган, Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. – 2012 . – 95 с.
По данным Территориального органа Росстата, на 01 января 2013 года в области было зарегистрировано 33475 частных предприятий. В сравнении с аналогичным периодом 2000 г. их число увеличилось в 2,3 раза. В целом за 2000 – 2013 гг. количество предприятий смешанной российской формы собственности, учтенных в Статистическом реестре предприятий, сокращается.
Очевидно, что институциональное разнообразие форм собственности и тенденции их развития создают весомые предпосылки для формирования партнерских отношений в регионе.
На начало 2013 года насчитывалось 40,6 тысячи индивидуальных предпринимателей, что на 4,8% ниже уровня предыдущего года; за 5 лет их число уменьшилось на 6,4%. Почти половина предпринимателей (41%) сосредоточено в торговле, 15% – на транспорте и связи, 10% занимались предоставлением персональных услуг. Из общего числа индивидуальных предпринимателей 373 являются главами крестьянских (фермерских) хозяйств, 60 – нотариусами, занимающимися частной практикой и 160 – адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально. По-прежнему большинство индивидуальных предпринимателей (60%) проживает в городах Вологде и Череповце.
В общем количестве зарегистрированных юридических лиц, их филиалов и обособленных подразделений на территории Северо-Западного федерального округа организации Вологодской области составили на 1 января 2013 года 7%, индивидуальные предприниматели – 11%; без г. Санкт – Петербурга – по 16% как организации, так и индивидуальные предприниматели.
Региональный и местный бюджеты играют в процессе взаимодействия две роли: во-первых, это источник ресурсов для некоторых форм взаимодействия (таких, например, как концессии, муниципальный заказ, компенсация процентной ставки по кредитам и др.); во-вторых, это индикатор эффективности существующего партнерства, так как реализация многих форм (концессии, контрактов на обслуживание и управление и др.) ведет к увеличению доходов бюджета [1].
О тяжелом положении бюджетной системы Вологодской области свидетельствуют результаты исполнения консолидированного бюджета региона в 2008-2012 гг. Возникший в период разгара экономического кризиса дефицит не только не сокращался в последующие 2010 и 2011 гг., но и увеличился на 14,5% достигнув 7,5 млрд. руб. В 2012 году органам управления региона удалось преломить негативную тенденцию роста его объемов и размер дефицита был сокращен более чем на 57% [1]. Однако даже при этом его размер является одним из самых больших среди субъектов СЗФО (табл. 3).
Таблица 3
Профицит (+), дефицит (-) консолидированных бюджетов в 2008-2012 гг., млн. руб.
Регион |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 к2008 г., % |
Вологодская область |
273,74 |
-6516,65 |
-6824,81 |
-7460,31 |
-3153,19 |
х |
СЗФО |
-20544,72 |
-32034,89 |
-20881,20 |
-10993,52 |
-21518,73 |
104,74 |
Российская федерация |
-48715,92 |
-328543,44 |
-99251,05 |
-14473,33 |
-273294,80 |
561,00 |
Рассчитано по данным отчётности об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/reports/mb.html
Нерешенная проблема достижения сбалансированного исполнения консолидированного бюджета Вологодской области на протяжении последних четырех лет привела к необходимости внешних заимствований. Являясь одним из самых благополучных регионов СЗФО в 2008 году, Вологодская область в 2009 году увеличила объем накопленных долговых обязательств в 6,3 раза. Всего же за период 2008-2012 гг. область накопила более 30 млрд. руб. долгов, что выше уровня 2008 года более чем в 17 раз. Долговые обязательства Вологодской области на конец 2012 года являются максимальными среди субъектов СЗФО (табл. 4).
Таблица 4
Объем государственного и муниципального долга субъектов СЗФО в 2008-2012 гг., млн. руб.
Регион |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 к2008 г., % |
Вологодская область |
1752,5 |
10992,5 |
18975,1 |
26946,7 |
30897,7 |
1763,06 |
Архангельская область |
5448 |
11111,2 |
15646,7 |
20607,4 |
24748,2 |
454,26 |
Калининградская область |
7461,4 |
11998,9 |
17886,5 |
21570 |
21502,5 |
288,18 |
г. Санкт-Петербург |
341,5 |
1818 |
6614,2 |
8520,7 |
21285,7 |
6233,00 |
Республика Карелия |
4143 |
7433,3 |
10246,8 |
9677,7 |
12485,4 |
301,36 |
Республика Коми |
3171 |
7093,9 |
6813,3 |
9279 |
12403 |
391,14 |
Новгородская область |
2752,2 |
4736,3 |
8941,1 |
9963,5 |
11547,5 |
419,57 |
Мурманская область |
825 |
7309,2 |
9594,1 |
6046,4 |
10152,5 |
1230,61 |
Псковская область |
201,5 |
419 |
1779,4 |
5333,6 |
8025,4 |
3982,83 |
Ленинградская область |
5755 |
6323,5 |
6518,2 |
6635,8 |
7977 |
138,61 |
Российская федерация, млрд. руб. |
599,6 |
1024,5 |
1265,5 |
1387,3 |
1596,8 |
266,31 |
СЗФО, млрд. руб. |
31,5 |
69,2 |
102,7 |
124,6 |
161 |
511,11 |
Рассчитано по данным Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
По данным опроса руководителей промышленных предприятий, большинство респондентов (53,8%) полагают, что бизнес должен вносить вклад в социально-экономическое развитие территории присутствия, но не в ущерб собственным интересам [2]. Кроме того, 24,7% руководителей считают, что бизнес способен повлиять на ситуацию в регионе, не ущемляя свои собственные интересы (рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что предприятия должны быть социально ответственными?», % от числа ответивших
В настоящее время Вологодская область имеет высокий потенциал для реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнёрства, что подтверждено данными рейтинга активности регионов в данном направлении («ГЧП-старт»). Однако стоит отметить, что если в 2013 году регион вошел в 10-ку лидеров, заняв 8 место, то в 2014 году он занял лишь 18 место [3]. Тем не менее, Вологодская область относится к числу регионов, на территории которых партнёрские отношения органов власти и бизнес-структур характеризуются как находящееся в стадии формирования, но при этом уровень инвестиционной привлекательности максимально возможный.
Таким образом, наиболее эффективной формой взаимодействия власти и бизнеса является совместное определение приоритетов социально-экономической политики территорий присутствия в тех областях, где бизнес может проявить себя наиболее активно. Использование органами власти и бизнесом преимуществ совместной работы и принятие, с одной стороны, инновационного подхода к управлению региональными программами, а с другой стороны, инвестиционного подхода к финансированию социальной сферы, приведут к повышению эффективности совместных действий в улучшении социально-экономической сферы территорий.
Библиографический список
- Эффективность бюджетных расходов на реализацию долгосрочных целевых программ (на примере Вологодской области) [Текст]: заключительный отчет о НИР / исполн. Т.В. Ускова, А.И. Поварова, А.В. Галухин. – Вологда, 2013. – 120 c.
- Разгулина Е.Д. Социально ответственное поведение бизнеса: эмпирический анализ [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. – 2014. – № 1 (11). – Режим доступа: http://vtr.isert-ran.ru/file.php?module=Articles&action=view&file=article&aid=3495
- Разгулина Е.Д. Взаимодействие власти и бизнеса как инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5221