УДК 331.2

ПРИНЦИПЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Масыч Марина Анатольевна1, Шевченко Инна Константиновна2
1ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия
2ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», доктор экономических наук, доцент, декан факультета управления в экономических и социальных системах

Аннотация
В статье представлено концептуальное понимание сущности эффективного контракта в высших учебных заведениях. Проанализированы экономико-правовые основы, факторы и возможные эффекты от его внедрения.

Ключевые слова: высшая школа, научно-педагогические работники, результативность деятельности, эффективный контракт


THE PRINCIPLES AND POSSIBILITIES OF APPLICATION THE EFFECTIVE CONTRACT AT THE HIGHER SCHOOL

Masych Marina Anarolievna1, Shevchenko Inna Konstantinovna2
1Southern Federal University, PhD, associate professor, Department of business economics
2Southern Federal University, Dean’s office of Faculty of Management in Economic and Social Systems, Doctor of Economics

Abstract
The conceptual understanding of essence the effective contract is presented in article in higher educational institutions. Economical and legal bases, factors and possible effects from its introduction are analyzed.

Keywords: effective contract, productivity of the activity, scientific and pedagogical workers, the higher school


Библиографическая ссылка на статью:
Масыч М.А., Шевченко И.К. Принципы и возможности применения эффективного контракта в высшей школе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3503 (дата обращения: 28.09.2017).

Система мотивации и стимулирования научно-педагогических сотрудников вузов можно с полным правом отнести к проблемам развития науки и образования как во всем мире, так и в Российской Федерации (Миллер, Коэн, 2005) [1,2]. Для создания необходимых для высокоэффективного и производительного труда [3,4] условий в принципиально новой рыночной среде необходима и принципиально новая система социального, экономического и правового взаимодействия между государством, работодателями и работниками. Научно-педагогические сотрудники являются основным элементом высших учебных заведений – от педагогической компетентности преподавателя, его квалификации и общей культуры зависит уровень подготовки специалистов, а, следовательно, и уровень социально-экономического развития страны.

Однако в настоящее время данная проблема рассматривается на государственном уровне в рамках поддержки образования и науки, направленной на повышение результативности деятельности научно-педагогических работников и, в соответствии с этим, увеличения их заработной платы [5,6,7]. В соответствии с представленным комплексом мер по развитию социальной политики молодежи, повышению результативности научной и образовательной деятельности образовательным учреждениям высшего профессионального образования необходимо усовершенствовать систему оплаты труда в части повышения базовой части заработной платы, определить перечень показателей результативности деятельности основного персонала в рамках определения стимулирующей части заработной платы и привести их в соответствие с показателями для оценки вузов в мировых рейтингах. В частности, соответствие заработной платы и результативности деятельности научно-педагогических сотрудников возможно через систему «эффективного контракта» [8,9], которая еще не в полной мере разработана и требует осмысления как на институциональном, так и на функциональном уровнях.

Впервые идею введения системы эффективных контрактов в бюджетной сфере озвучил в 2012 году Владимир Путин в одной из своих предвыборных статей. Он отметил, что применение этой формы договора должно стать основой совершенствования оплаты труда бюджетников: зарплата служащих обязана напрямую зависеть от сложности выполняемой ими работы, количества и качества затраченного труда.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы предполагает актуализацию квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организацию соответствующей профессиональной переподготовки и повышение квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, что является основой для использования принципов эффективного контракта.

В эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. В связи с чем, необходимо определение результатов и эффектов услуг, и здесь основная проблема заключается в инструментах оценки результатов.

Общий концепт применения эффективного контракта заключается в том, что эффективный контракт [8]: не изменяет условий трудового договора как формы реализации социально-трудовых отношений; срочность может не совпадать со срочностью трудового договора; может быть обеспечен не только финансовыми ресурсами, но и иным материальным стимулированием в вещественной или иной форме; может быть реализован как в индивидуальном порядке, так и в рамках реализации приоритетных программ и проектов с несколькими работниками с указанием конкретных результатов каждого; не является стимулирующей выплатой для всех работников, не определяется критериями расширения объема работ или повышением их трудоёмкости.

В результате внедрение в практику деятельности образовательных организаций эффективного контракта руководство вуза сможет реализовать кадровую политику, ориентированную:

-   на обеспечение качества услуг посредством включения в предмет эффективных контрактов формализованных конкретных показателей;

-  на повышение результативности научных исследований (например, публикация определенного количества научных статей в журналах, реферируемых в Scopus и Web of Science и пр.);

-   на расширение программ международного сотрудничества;

-   на обеспечение реализации приоритетных программ и проектов развития, предусмотренных программой развития вуза.

Таким образом, мероприятиями по формальному «переходу» на «эффективный контракт» будут являться работы по заключению дополнительных соглашений к уже существующим трудовым договорам с руководителями и работниками учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги. Фактический же «переход» будет зависеть от степени реализации остальных мероприятий, в том числе в первую очередь качества типовых отраслевых норм труда. Переход на новую систему оплаты труда, основанную на «эффективном контракте» направлен на решение проблем кадрового обеспечения образовательных учреждений, увеличение доходов и повышения статуса работников образования, стимулирование обеспечения качества и результативности деятельности, как работников, так и образовательных учреждений в целом.


Библиографический список
  1. Miller, R.D. , Cohen, N.H., The impact of productivity-based incentives on faculty salary-based compensation Anesthesia and Analgesia, Volume 101, Issue 1, July 2005, Pages 195-199
  2. Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко; пер. с англ. Е.В. Сивак под науч. ред. М.М. Юдкевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 439с.
  3. Богомолова И.С., Масыч М.А. Воспроизводство трудового потенциала в системе социально-экономических и демографических факторов // Известия ЮФУ. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – С.17-23.
  4. Бечвая М.Р., Боровская М.А., Масыч М.А. Анализ системы оплаты труда преподавателей вузов //Высшее образование в России, 2013. – №2, С.3-8.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 10.11.2013)
  6. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (дата обращения: 10.11.2013)
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012г. N2190-р // [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru/2012/12/04/oplata-site-dok.html (дата обращения: 10.11.2013).
  8. Масыч М.А. Боровская М.А., Шевченко И.К. Эффективный контракт в системе стимулирования научно-педагогических работников // Высшее образование в России, 2013. – №5. –С. 13-20
  9. Масыч М.А., Шевченко И.К., Гриненко С.В. Эффективный контракт в системе воспроизводства научно-педагогических кадров // Университетское управление: практика и анализ, 2013. – №5. – С. 30-35.


Все статьи автора «Масыч Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: