СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В РОССИИ

Корнеева Кристина Ивановна
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
студентка факультета Экономики и менеджмента

Аннотация
Статья посвящена анализу характеристики современного состояния местных бюджетов Российской Федерации. Современная бюджетная система характеризуется централизацией финансовых потоков в бюджетах вышестоящих уровней. В связи с этим актуальным является исследование объема финансовых ресурсов, необходимого для выполнения полномочий муниципальных образований и выявление проблем их формирования.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Корнеева К.И. Современное состояние местных бюджетов в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2023/01/24197 (дата обращения: 27.04.2024).

Научный руководитель Терентьева Ирина Викторовна – заместитель декана по научной работе, к.э.н., доцент кафедры экономики Муромского института (филиала) Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Данные статистического исследования, приведенные в таблице 1 свидетельствуют, что по состоянию на 1 января 2022 года в Российской Федерации насчитывалось 19 675 муниципальных образования, в т.ч. 1 544 муниципальных района, 1 307 городских и 15 742 сельских поселений, 180 муниципальных и 608 городских округов, количество городских округов с делением составило 4, внутригородских районов в городских округах 23, внутригородские муниципальные образования в 2022 году остались без изменений.

Таблица 1. Изменение количества муниципальных образований в разбивке по видам в 2022 году

Количество муниципальных образований, в т.ч.

по состоянию

на 1 января 2020 г.

на 1 января 2021 г.

на 1 января 2022 г.

муниципальных районов

1 667

1 593 (–74)

1 544 (-49)

городских поселений

1 392

1 327 (–65)

1 307 (-20)

сельских поселений

16 800

16 235 (–565)

15 742 (-493)

муниципальных округов

39

113 (+74)

180 (+67)

городских округов

632

627 (–5)

608 (-19)

городских округов с делением

3

3 (без изменений)

4 (+1)

внутригородских районов

19

19 (без изменений)

23 (+4)

внутригородских территорий

267

267 (без изменений)

267 (без изменений)

ВСЕГО

20 819

20 184 (–635)

19 675 (-509)

Наименьшее число муниципальных образований расположено в Магаданской области (9), городе Севастополе (10) и Сахалинской области (18), наибольшее – в Республике Татарстан (956), Республике Башкортостан (895) и Республике Дагестан (761).

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается, прежде всего, наличием собственных доходных источников, в отношении которых органы местного самоуправления вправе по своему усмотрению определять направления их расходования. Конгресс местных и региональных властей Европы определил, что для обеспечения финансовой самостоятельности местного самоуправления доля собственных доходов местных бюджетов должна составлять около 75 %. Здесь следует иметь ввиду то, что ст. 47 Бюджетного кодекса РФ к собственным доходам бюджетов относит все зачисляемые в бюджеты налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления за исключением субвенций, т. е. доход признается собственным доходом муниципального бюджета вне зависимости от того, кем принимается решение о доходе.

Далее рассмотрим, за счет каких налогов формируются налоговые доходы местных бюджетов.

Таблица 2. Основные показатели местных бюджетов в Российской Федерации, млрд.руб.

Наименование показателя

Исполнено на 01.01.2021

Исполнено на 01.01.2022

Темп изменения показателей местных бюджетов

Исполнено на 01.01.2022 / Исполнено на 01.01.2021

Доходы, всего

5049,6

5536.0

109,6%

Собственные доходы

3401,7

3751,7

110,3%

Налоговые и неналоговые доходы

1647,2

1868,7

113,5%

Налоговые доходы

1404,5

1569,8

111,8%

в % к собственным доходам

41,3%

41,8%

Неналоговые доходы

242,7

298,9

123,2%

в % к собственным доходам

7,1%

8%

Межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (без субвенций) и другие безвозмездные поступления

1754,5

1883,0

107,3%

в % к собственным доходам

51,6%

50,2%

в том числе: дотации

544,6

597,5

109,7%

в % в межбюджетных трансфертах

31,0%

31,7%

субсидии

909,2

950,2

104,5%

в % в межбюджетных трансфертах

51,8%

50,5%

иные межбюджетные трансферты

299,0

332,4

111,2%

Другие безвозмездные поступления ( в т.ч. возврат остатков)

1,7

2,9

Субвенции

1647,9

1784,3

108,3%

в % к доходам

32,6%

32,2%

Расходы, всего

5017,7

5480,0

109,2%

расходы на решение вопросов местного значения

3369,8

3695,7

109,7%

Дефицит/профицит

31,9

56,0

175,4%

Доходы местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 исполнены в объеме 5536,0 млрд рублей или с ростом на 9,6% к аналогичному периоду прошлого года. В структуре собственных доходов местных бюджетов собственные доходы бюджетов городских округов, в том числе с внутригородским делением, занимают 57,5% , бюджетов муниципальных районов 30,3%, бюджетов сельских поселений 6,7%, бюджетов городских поселений 4,6% ,бюджетов внутригородских муниципальных образований 0,8% и бюджетов внутригородских районов 0,1 процента. [30]


Рисунок 1. Доходы и расходы местных бюджетов

Собственные доходы местных бюджетов (без учета других безвозмездных поступлений, в том числе возвратов остатков прошлых лет), которые используются муниципальными образованиями для финансового обеспечения решения вопросов местного значения, по состоянию на 01.01.2022 выросли на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 3 748,8 млрд рублей. Информация о динамике собственных доходов в разрезе федеральных округов представлена на рисунке 6.


Рисунок 2. Динамика собственных доходов местных бюджетов

В объеме поступивших по состоянию на 01.01.2022 доходов местных бюджетов налоговые доходы составили 1569,8 млрд рублей (28,4%), неналоговые –298,9 млрд рублей (5,4%), безвозмездные поступления, в т.ч. межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней с учетом субвенций – 3 667,3 млрд рублей (66,2%).


Рисунок 3. Динамика исполнения доходов местных бюджетов

Рассмотрим структуру налоговых доходов местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 г. Отмечается значительный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговых доходов по таким видам платежей, как налог при патентной системе налогообложения – в 3,8 раза, налог на прибыль организаций – 72,2 % и единый сельскохозяйственный налог – 32,9 %.

Поступления от налога на доходы физических лиц увеличились на 9,0% и составили 988,9 млрд. рублей или 63,0% в объеме налоговых доходов местных бюджетов. Рост неналоговых доходов составил 23,2%.


Рисунок 4. Структура налоговых доходов местных бюджетов

В формировании доходов бюджетов находят выражение имеющиеся недостатки механизма функционирования современной бюджетной системы, такие, как:

  • стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;
  • широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы;
  • множественность форм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов;
  • полное отсутствие у муниципалитетов к расширению своего производственного, налогового потенциала. Все это не обеспечивает на деле принцип самостоятельности бюджетов, в первую очередь, из-за недостаточности налоговых доходов в бюджетах регионов и муниципалитетов». Сложившаяся система централизации финансовых потоков в бюджетах вышестоящих уровней власти тормозит процессы социально-экономического развития муниципальных образований, а, следовательно, и России в целом.

Рассмотрим динамику и структуру расходов местных бюджетов Российской Федерации. Общий объем расходов местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 составил 5 480,0 млрд рублей, что выше на 9,2% объема расходов местных бюджетов по состоянию на 01.01.2021. Наибольший удельный вес в структуре расходов по состоянию на 01.01.2022 занимают расходы на образование (47,9%), ЖКХ (12,8%), национальную экономику (12,4%). По сравнению с аналогичными показателями по состоянию на 01.01.2021 произошел рост расходов на национальную экономику (на 14,6%), ЖКХ (на 13,0%), образование (на 9,1 %).

Рисунок 5. Динамика и структура расходов местных бюджетов

Современное состояние бюджетной системы характеризуется, с одной стороны, децентрализацией расходных полномочий, с другой – одновременной концентрацией доходных источников на государственном уровне. Главной проблемой в сфере местных финансов является низкий уровень налоговых доходов в местных бюджетах.


Библиографический список
  1. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2016. – 448 с.
  2. Багров М.В., Бюджет муниципального образования: понятие и функции, анализ структуры, и особенности бюджетного процесса // Основы экономики, управления и права. – 2018 – С. 8-13;
  3. Левина В.В., Формирование и развитие механизмов инициативного бюджетирования // Финансы и кредит. – 2017 – С. 16-32;
  4. Левина В.В., Особенности и проблемы региональных практик инициативного бюджетирования // Финансовый журнал. – 2021 – с. 110-121;
  5. Лушникова Т. Ю., Ахатова А. М., Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018 – С. 22-30.
  6. Панкова А.В. Навпраление роста налоговых доходов местных бюджетов // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – с. 58-61;
  7. Родионова В.М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты // Финансы. 2017. – с. 546;


Все статьи автора «Корнеева Кристина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: