Научный руководитель Терентьева Ирина Викторовна – заместитель декана по научной работе, к.э.н., доцент кафедры экономики Муромского института (филиала) Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
Данные статистического исследования, приведенные в таблице 1 свидетельствуют, что по состоянию на 1 января 2022 года в Российской Федерации насчитывалось 19 675 муниципальных образования, в т.ч. 1 544 муниципальных района, 1 307 городских и 15 742 сельских поселений, 180 муниципальных и 608 городских округов, количество городских округов с делением составило 4, внутригородских районов в городских округах 23, внутригородские муниципальные образования в 2022 году остались без изменений.
Таблица 1. Изменение количества муниципальных образований в разбивке по видам в 2022 году
Количество муниципальных образований, в т.ч. |
по состоянию |
||
на 1 января 2020 г. |
на 1 января 2021 г. |
на 1 января 2022 г. |
|
муниципальных районов |
1 667 |
1 593 (–74) |
1 544 (-49) |
городских поселений |
1 392 |
1 327 (–65) |
1 307 (-20) |
сельских поселений |
16 800 |
16 235 (–565) |
15 742 (-493) |
муниципальных округов |
39 |
113 (+74) |
180 (+67) |
городских округов |
632 |
627 (–5) |
608 (-19) |
городских округов с делением |
3 |
3 (без изменений) |
4 (+1) |
внутригородских районов |
19 |
19 (без изменений) |
23 (+4) |
внутригородских территорий |
267 |
267 (без изменений) |
267 (без изменений) |
ВСЕГО |
20 819 |
20 184 (–635) |
19 675 (-509) |
Наименьшее число муниципальных образований расположено в Магаданской области (9), городе Севастополе (10) и Сахалинской области (18), наибольшее – в Республике Татарстан (956), Республике Башкортостан (895) и Республике Дагестан (761).
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается, прежде всего, наличием собственных доходных источников, в отношении которых органы местного самоуправления вправе по своему усмотрению определять направления их расходования. Конгресс местных и региональных властей Европы определил, что для обеспечения финансовой самостоятельности местного самоуправления доля собственных доходов местных бюджетов должна составлять около 75 %. Здесь следует иметь ввиду то, что ст. 47 Бюджетного кодекса РФ к собственным доходам бюджетов относит все зачисляемые в бюджеты налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления за исключением субвенций, т. е. доход признается собственным доходом муниципального бюджета вне зависимости от того, кем принимается решение о доходе.
Далее рассмотрим, за счет каких налогов формируются налоговые доходы местных бюджетов.
Таблица 2. Основные показатели местных бюджетов в Российской Федерации, млрд.руб.
Наименование показателя |
Исполнено на 01.01.2021 |
Исполнено на 01.01.2022 |
Темп изменения показателей местных бюджетов |
Исполнено на 01.01.2022 / Исполнено на 01.01.2021 |
|||
Доходы, всего |
5049,6 |
5536.0 |
109,6% |
Собственные доходы |
3401,7 |
3751,7 |
110,3% |
Налоговые и неналоговые доходы |
1647,2 |
1868,7 |
113,5% |
Налоговые доходы |
1404,5 |
1569,8 |
111,8% |
в % к собственным доходам |
41,3% |
41,8% |
|
Неналоговые доходы |
242,7 |
298,9 |
123,2% |
в % к собственным доходам |
7,1% |
8% |
|
Межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (без субвенций) и другие безвозмездные поступления |
1754,5 |
1883,0 |
107,3% |
в % к собственным доходам |
51,6% |
50,2% |
|
в том числе: дотации |
544,6 |
597,5 |
109,7% |
в % в межбюджетных трансфертах |
31,0% |
31,7% |
|
субсидии |
909,2 |
950,2 |
104,5% |
в % в межбюджетных трансфертах |
51,8% |
50,5% |
|
иные межбюджетные трансферты |
299,0 |
332,4 |
111,2% |
Другие безвозмездные поступления ( в т.ч. возврат остатков) |
1,7 |
2,9 |
|
Субвенции |
1647,9 |
1784,3 |
108,3% |
в % к доходам |
32,6% |
32,2% |
|
Расходы, всего |
5017,7 |
5480,0 |
109,2% |
расходы на решение вопросов местного значения |
3369,8 |
3695,7 |
109,7% |
Дефицит/профицит |
31,9 |
56,0 |
175,4% |
Доходы местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 исполнены в объеме 5536,0 млрд рублей или с ростом на 9,6% к аналогичному периоду прошлого года. В структуре собственных доходов местных бюджетов собственные доходы бюджетов городских округов, в том числе с внутригородским делением, занимают 57,5% , бюджетов муниципальных районов 30,3%, бюджетов сельских поселений 6,7%, бюджетов городских поселений 4,6% ,бюджетов внутригородских муниципальных образований 0,8% и бюджетов внутригородских районов 0,1 процента. [30]
Рисунок 1. Доходы и расходы местных бюджетов
Собственные доходы местных бюджетов (без учета других безвозмездных поступлений, в том числе возвратов остатков прошлых лет), которые используются муниципальными образованиями для финансового обеспечения решения вопросов местного значения, по состоянию на 01.01.2022 выросли на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 3 748,8 млрд рублей. Информация о динамике собственных доходов в разрезе федеральных округов представлена на рисунке 6.
Рисунок 2. Динамика собственных доходов местных бюджетов
В объеме поступивших по состоянию на 01.01.2022 доходов местных бюджетов налоговые доходы составили 1569,8 млрд рублей (28,4%), неналоговые –298,9 млрд рублей (5,4%), безвозмездные поступления, в т.ч. межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней с учетом субвенций – 3 667,3 млрд рублей (66,2%).
Рисунок 3. Динамика исполнения доходов местных бюджетов
Рассмотрим структуру налоговых доходов местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 г. Отмечается значительный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговых доходов по таким видам платежей, как налог при патентной системе налогообложения – в 3,8 раза, налог на прибыль организаций – 72,2 % и единый сельскохозяйственный налог – 32,9 %.
Поступления от налога на доходы физических лиц увеличились на 9,0% и составили 988,9 млрд. рублей или 63,0% в объеме налоговых доходов местных бюджетов. Рост неналоговых доходов составил 23,2%.
Рисунок 4. Структура налоговых доходов местных бюджетов
В формировании доходов бюджетов находят выражение имеющиеся недостатки механизма функционирования современной бюджетной системы, такие, как:
-
стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;
-
широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы;
-
множественность форм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов;
-
полное отсутствие у муниципалитетов к расширению своего производственного, налогового потенциала. Все это не обеспечивает на деле принцип самостоятельности бюджетов, в первую очередь, из-за недостаточности налоговых доходов в бюджетах регионов и муниципалитетов». Сложившаяся система централизации финансовых потоков в бюджетах вышестоящих уровней власти тормозит процессы социально-экономического развития муниципальных образований, а, следовательно, и России в целом.
Рассмотрим динамику и структуру расходов местных бюджетов Российской Федерации. Общий объем расходов местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 составил 5 480,0 млрд рублей, что выше на 9,2% объема расходов местных бюджетов по состоянию на 01.01.2021. Наибольший удельный вес в структуре расходов по состоянию на 01.01.2022 занимают расходы на образование (47,9%), ЖКХ (12,8%), национальную экономику (12,4%). По сравнению с аналогичными показателями по состоянию на 01.01.2021 произошел рост расходов на национальную экономику (на 14,6%), ЖКХ (на 13,0%), образование (на 9,1 %).
Рисунок 5. Динамика и структура расходов местных бюджетов
Современное состояние бюджетной системы характеризуется, с одной стороны, децентрализацией расходных полномочий, с другой – одновременной концентрацией доходных источников на государственном уровне. Главной проблемой в сфере местных финансов является низкий уровень налоговых доходов в местных бюджетах.
Библиографический список
-
Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2016. – 448 с.
-
Багров М.В., Бюджет муниципального образования: понятие и функции, анализ структуры, и особенности бюджетного процесса // Основы экономики, управления и права. – 2018 – С. 8-13;
-
Левина В.В., Формирование и развитие механизмов инициативного бюджетирования // Финансы и кредит. – 2017 – С. 16-32;
-
Левина В.В., Особенности и проблемы региональных практик инициативного бюджетирования // Финансовый журнал. – 2021 – с. 110-121;
-
Лушникова Т. Ю., Ахатова А. М., Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018 – С. 22-30.
-
Панкова А.В. Навпраление роста налоговых доходов местных бюджетов // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – с. 58-61;
-
Родионова В.М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты // Финансы. 2017. – с. 546;
Количество просмотров публикации: Please wait