Научный руководитель:
доктор экономических наук, профессор Таранова И. В.
В экономической теории существует множество понятий и категорий, характеризующих состояние экономики. Одним из наиболее фундаментальных понятий является понятие спроса и предложения.
Для того, чтобы определить сущность спроса услуг фирмы необходимо рассмотреть определение данного понятия.
В научную лексику «платежеспособный спрос» был введен выдающимся английским экономистом Томасом Робертом Мальтусом (1766—1834). Им впервые была проведена четкая грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-либо благ и реальными возможностями их приобретения человеком. Позднее теоретическими исследованиями занимался Альфред Маршалл и ввел такие категории понятий как: «цена спроса», «цена предложения», «эластичность спроса».
На сегодняшний день существует множество подходов к определению понятия спроса.
Текеева А. Х. считает, что спрос — это желание и готовность потребителей приобрести некоторое благо в течение определенного промежутка времени при всех возможных уровнях цены. [3]
Силаева М.В., Силаев А.М. в своем труде «Спрос и предложение» говорят о том, что спрос характеризует желание и готовность потребителя приобрести определенное количество товара при некоторых заданных условиях. [3]
По мнению Борисова Е. Ф. спросом является потребность в данном товаре, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателей. [1]
Кривонос Ю.Е. определяет спрос как желание и способность покупателей купить какое-либо количество товара по определенной цене и приравнивает спрос к интересам покупателей. [2]
Таким образом, исходя из рассмотренных подходов к определению понятия спроса, становится очевидным, что спрос является платежеспособной потребностью потребителя, а его суть состоит в купле-продаже товаров, услуг.
Спрос услуг в современном обществе определяется потребностями, которые люди стремятся удовлетворить и их возможностями.
Спрос характеризует общее состояние рынка, а цены, по которым общество готово приобретать определенные товары/услуги – величину спроса.
Основываясь на рассмотренные определения спроса, можно выделить его основное свойство, которое состоит в том, что снижение цены при неизменном постоянстве остальных параметров и величин ведет к увеличению спроса. Таким образом, становиться очевидным, что речь идет о законе спроса, который утверждает о существовании обратной связь между количеством какого-либо блага, приобретаемого обществом и ценой, которую они должны заплатить для его приобретения. Данный термин был впервые математически сформулирован французским экономистом А.О. Курно.
Однако, необходимо отметить, что существуют изъятия из закона спроса и предложения, которые определяются следующим образом:
- значительное уменьшение цены может восприниматься потребителями как ухудшение качества товара или услуги;
- изкая цена услуги может восприниматься как отсутствие престижного статуса.
Эти факторы наоборот могут прямо пропорционально привести к уменьшению спроса.
Спрос является не только начальным, но и конечным звеном потребления.
Любая экономическая система имеет смысл только тогда, когда материальные блага не только произведены, но и потреблены.
Изменение модели потребительского спроса обычно отражает изменение потребностей общества и служит ориентиром для введения структурных изменений.
В современных условиях рыночных отношений основное внимание экономической деятельности транспортируется к главному звену экономики – предприятию (фирме). Именно на этом уровне создается вся необходимая для общества продукция и происходит оказание различных услуг.
Именно постоянное изучение потребительского спроса может принести фирме стабильность, благоприятную почву для развития и успешного функционирования.
Рассматривая вопрос сущности спроса необходимо также отметить, что в экономической теории разделяют: рыночный спрос; индивидуальный спрос; совокупный спрос; отраслевой спрос.
Рыночный спрос представляет собой суммарный спрос покупателей.
Индивидуальный спрос – это потребность конкретного покупателя в какой-либо услуге или товаре, выраженная в деньгах. [4]
Принципиальное отличие совокупного и отраслевого спроса состоит в том, что совокупный представляет собой сумму всех расходов на услуги и товары, производимые в экономике, а отраслевой – сумму индивидуальных спросов всех фирм определенной заданной отрасли.
Также существует деление спроса на микро-спрос и макро-спрос – в зависимости от охвата.
Дополнительным разделением спроса служит деление в зависимости от степени удовлетворения. В теории выделяют:
- реальный спрос;
- неудовлетворенный спрос;
- реализованный (удовлетворенный) спрос.
В зависимости от намерений принято разделять спрос на следующие виды:
- устойчивый: заранее продуманный и обдуманный;
- альтернативный;
- спонтанный.
И также разделяют спрос в зависимости от влияния цены:
- эластичный, на который влияют: услуги/товары заменители (чем их больше, тем спрос эластичнее спрос); удельный вес в расходах потребителя (спрос по цене ставится эластичнее в зависимости от расходов на определенную услугу/товар по сравнению с другими в бюджете потребителя); предметы роскоши и предметы первой необходимости; фактор времени (эластичность зависит от периода использования или применения;
- неэластичный (остается неизменным вне зависимости от изменений иных величин и обстоятельств). [4]
Принимая во внимание тот факт, что постоянное изучение потребительского спроса ведет к стабильности и создает благоприятную почву для развития и успешного функционирования фирмы, необходимо рассматривать спрос во всем его многообразии видов и разбираться в факторах, непосредственно влияющих на него влияющих.
Таким образом, анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, выявил многообразие понятий спроса, которые отличаются между собой, однако на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сущность спроса услуг фирмы – это желание и готовность потребителей приобрести некоторое благо, воспользоваться какой-либо услугой в течение определенного промежутка времени при всех возможных уровнях цены.
На уровень спроса влияют различные факторы, такие как: количество потребителей; вкусы потребителей; доходы потребителей; налоги, субсидии (трансферты); ожидания потребителей; цена на аналогичные услуги.
На всех этапах функционирования фирмы и до момента ее создания необходимо постоянно изучать потребительский спрос.
Библиографический список
- Борисов, Е. Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб, пособие. – М. 2005. – С. – 114 [электронный ресурс]. URL: https://obuchalka.org/2011081058302/ekonomicheskaya-teoriya-borisov-e-f.html
- Кривонос Ю.Е. Экономическая теория: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. – С. – 51 [электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m240/
- Микроэкономика. Часть I: Базовые экономические понятия. Рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции. Потребительский выбор: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. — М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. — С.28 [электронный ресурс]. URL: https://znanium.com/catalog/document?id=374036
- Силаева, М.В. Спрос и предложение: учебно – методическое пособие. / М.В. Силаева, А.М. Силаев. Нижний Новгород: НФ ГУ – ВШЭ, 2006. С. – 5. [электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/38539525-M-v-silaeva-a-m-silaev-spros-i-predlozhenie.html