СУЩНОСТЬ СПРОСА УСЛУГ ФИРМЫ

Филиппова Мария Игоревна
Смоленский государственный университет
студентка 4 курса очного отделения специальности «экономическая безопасность»

Аннотация
В статье рассматриваются понятия спроса разными авторами. Выделено основное свойство спроса, а также сущность данного определения.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова М.И. Сущность спроса услуг фирмы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2021/10/17116 (дата обращения: 19.04.2025).

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор Таранова  И. В.

В экономической теории существует множество понятий и категорий, характеризующих состояние экономики. Одним из наиболее фундаментальных понятий является понятие спроса и предложения.

Для того, чтобы определить сущность спроса услуг фирмы необходимо рассмотреть определение данного понятия.

В научную лексику «платежеспособный спрос» был введен выдающимся английским экономистом Томасом Робертом Мальтусом (1766—1834). Им впервые была проведена четкая грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-либо благ и реальными возможностями их приобретения человеком. Позднее теоретическими исследованиями занимался Альфред Маршалл и ввел такие категории понятий как: «цена спроса», «цена предложения», «эластичность спроса».

На сегодняшний день существует множество подходов к определению понятия спроса.

Текеева А. Х. считает, что спрос — это желание и готовность потребителей приобрести некоторое благо в течение определенного промежутка времени при всех возможных уровнях цены. [3]

Силаева М.В., Силаев А.М. в своем труде «Спрос и предложение» говорят о том, что спрос характеризует желание и готовность потребителя приобрести определенное количество товара при некоторых заданных условиях. [3]

По мнению Борисова Е. Ф. спросом является потребность в данном товаре, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателей. [1]

Кривонос Ю.Е. определяет спрос как желание и способность покупателей купить какое-либо количество товара по определенной цене и приравнивает спрос к интересам покупателей. [2]

Таким образом, исходя из рассмотренных подходов к определению понятия спроса, становится очевидным, что спрос является платежеспособной потребностью потребителя, а его суть состоит в купле-продаже товаров, услуг.

Спрос услуг в современном обществе определяется потребностями, которые люди стремятся удовлетворить и их возможностями.

Спрос характеризует общее состояние рынка, а цены, по которым общество готово приобретать определенные товары/услуги – величину спроса.

Основываясь на рассмотренные определения спроса, можно выделить его основное свойство, которое состоит в том, что снижение цены при неизменном постоянстве остальных параметров и величин ведет к увеличению спроса. Таким образом, становиться очевидным, что речь идет о законе спроса, который утверждает о существовании обратной связь между количеством какого-либо блага, приобретаемого обществом и ценой, которую они должны заплатить для его приобретения. Данный термин был впервые математически сформулирован французским экономистом А.О. Курно.

Однако, необходимо отметить, что существуют изъятия из закона спроса и предложения, которые определяются следующим образом:

  • значительное уменьшение цены может восприниматься потребителями как ухудшение качества товара или услуги;
  • изкая цена услуги может восприниматься как отсутствие престижного статуса.

Эти факторы наоборот могут прямо пропорционально привести к уменьшению спроса.

Спрос является не только начальным, но и конечным звеном потребления.

Любая экономическая система имеет смысл только тогда, когда материальные блага не только произведены, но и потреблены.

Изменение модели потребительского спроса обычно отражает изменение потребностей общества и служит ориентиром для введения структурных изменений.

В современных условиях рыночных отношений основное внимание экономической деятельности транспортируется к главному звену экономики – предприятию (фирме). Именно на этом уровне создается вся необходимая для общества продукция и происходит оказание различных услуг.

Именно постоянное изучение потребительского спроса может принести фирме стабильность, благоприятную почву для развития и успешного функционирования.

Рассматривая вопрос сущности спроса необходимо также отметить, что в экономической теории разделяют: рыночный спрос; индивидуальный спрос; совокупный спрос; отраслевой спрос.

Рыночный спрос представляет собой суммарный спрос покупателей.

Индивидуальный спрос – это потребность конкретного покупателя в какой-либо услуге или товаре, выраженная в деньгах. [4]

Принципиальное отличие совокупного и отраслевого спроса состоит в том, что совокупный представляет собой сумму всех расходов на услуги и товары, производимые в экономике, а отраслевой – сумму индивидуальных спросов всех фирм определенной заданной отрасли.

Также существует деление спроса на микро-спрос и макро-спрос – в зависимости от охвата.

Дополнительным разделением спроса служит деление в зависимости от степени удовлетворения. В теории выделяют:

  • реальный спрос;
  • неудовлетворенный спрос;
  • реализованный (удовлетворенный) спрос.

В зависимости от намерений принято разделять спрос на следующие виды:

  • устойчивый: заранее продуманный и обдуманный;
  • альтернативный;
  • спонтанный.

И также разделяют спрос в зависимости от влияния цены:

  • эластичный, на который влияют: услуги/товары заменители (чем их больше, тем спрос эластичнее спрос); удельный вес в расходах потребителя (спрос по цене ставится эластичнее в зависимости от расходов на определенную услугу/товар по сравнению с другими в бюджете потребителя); предметы роскоши и предметы первой необходимости; фактор времени (эластичность зависит от периода использования или применения;
  • неэластичный (остается неизменным вне зависимости от изменений иных величин и обстоятельств). [4]

Принимая во внимание тот факт, что постоянное изучение потребительского спроса ведет к стабильности и создает благоприятную почву для развития и успешного функционирования фирмы, необходимо рассматривать спрос во всем его многообразии видов и разбираться в факторах, непосредственно влияющих на него влияющих.

Таким образом, анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, выявил многообразие понятий спроса, которые отличаются между собой, однако на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сущность спроса услуг фирмы – это желание и готовность потребителей приобрести некоторое благо, воспользоваться какой-либо услугой в течение определенного промежутка времени при всех возможных уровнях цены.

На уровень спроса влияют различные факторы, такие как: количество потребителей; вкусы потребителей; доходы потребителей; налоги, субсидии (трансферты); ожидания потребителей; цена на аналогичные услуги.

На всех этапах функционирования фирмы и до момента ее создания необходимо постоянно изучать потребительский спрос.


Библиографический список
  1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб, пособие. – М. 2005. – С. –  114 [электронный ресурс].  URL: https://obuchalka.org/2011081058302/ekonomicheskaya-teoriya-borisov-e-f.html
  2. Кривонос Ю.Е. Экономическая теория: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.  – С. – 51 [электронный ресурс].  URL: http://www.aup.ru/books/m240/
  3. Микроэкономика. Часть I: Базовые экономические понятия. Рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции. Потребительский выбор: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. — М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. — С.28 [электронный ресурс].  URL: https://znanium.com/catalog/document?id=374036
  4. Силаева, М.В. Спрос и предложение: учебно – методическое пособие. / М.В. Силаева, А.М. Силаев. Нижний Новгород: НФ ГУ – ВШЭ, 2006. С. – 5. [электронный ресурс].  URL: https://docplayer.ru/38539525-M-v-silaeva-a-m-silaev-spros-i-predlozhenie.html


Все статьи автора «Федоркова Мария Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: