МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аскаракова Наталья Олеговна1, Подвербных Ольга Ефимовна2
1Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, студент 2 курса магистратуры
2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, доктор экономических наук, профессор

Аннотация
В статье рассматривается механизм реализации профессионального стандарта в высшей школе при внедрении эффективного контракта с профессорско-преподавательским составом.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Аскаракова Н.О., Подвербных О.Е. Механизм реализации профессионального стандарта в высшей школе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/01/16383 (дата обращения: 18.03.2024).

Новые экономические условия в России преобразовали действующую структуру рынка образовательных услуг и потребовали создания новых механизмов его регулирования. Организационно-управленческий механизм реализации профессионального стандарта профессорско-преподавательского состава позволит реализовать стратегические планы со стороны руководства по внедрению эффективного контракта.

Эффективный контракт — это новый вид трудового договора, в котором более конкретно оговариваются обязанности работника, его зарплата, критерии оценки эффективности его труда и размер стимулирующих выплат [2].

Необходимость внедрения профессиональных стандартов, в первую очередь, обуславливается появлением новых требований к характеристикам должностей, содержащихся в Едином квалификационном справочнике. Актуальность профессиональных стандартов базируется на современных конструкциях в виде синтеза требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, носящим комплексный характер (рисунок 1) [3].

Рисунок 1 – Структура профессионального стандарта

Опыт зарубежных стран показывает, насколько важно создание качественных профессиональных стандартов, требующее привлечения всех заинтересованных сторон по формированию и использованию профессиональных стандартов, рационального распределения полномочий и ответственности, при этом особого внимания требует роль и участие работодателей в данном процессе. Внедрение профессиональных стандартов имеет как положительные, так и отрицательные стороны (таблица 1)

Таблица 1 – «Плюсы» и «минусы» применения профессиональных стандартов в высшей школе

«Плюсы»

«Минусы»

Для работодателя упрощается разработка должностных инструкций и определение квалификационных требований к персоналу Обучение, повышение квалификационного уровня персонала потребуют внушительного финансирования и временных затрат
Не возникает проблем при отборе кандидатов на должность или в ходе аттестации Организациям придется понести немалые затраты временных и трудовых ресурсов в процессе подготовки и утверждения внутренней кадровой документации организации в соответствии с требованиями, установленными в профессиональных стандартах
Работник четко понимает необходимые требования к должности
Проще и аргументировать отказ в приеме на работу

Применение профессионального стандарта профессорско-преподавательского состава в российских высших учебных заведений является обязательным и регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Механизм реализации профессионального стандарта профессорско-преподавательского состава (рисунок 2)

Рисунок 2 – Механизм реализации профессионального стандарта ППС

Отказ от внедрения профессионального стандарта повлечет за собой применение санкций со стороны инспекции труда, осуществляющей контроль за соблюдением трудового законодательства [1].

Список использованной литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а так же государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной или муниципальной собственности»;
  2. Письмо Министерства культуры РФ от 15 июня 2017 г. № 172-01.1-39-НМ О рекомендациях по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на «эффективный контракт» с указанием перспектив его внедрения и приложением методологии условий оплаты труда, определяемых в «эффективном контракте» работника государственного (муниципального) учреждения культуры.
  3. Профессиональные стандарты в России: современное состояние вопроса, возможности применения / Под общ. ред. В.В. Федотовой. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 51 с.

    © Аскаракова Н.О., Подвербных О.Е., 2019


Библиографический список
  1. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а так же государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной или муниципальной собственности»;
  2. Письмо Министерства культуры РФ от 15 июня 2017 г. № 172-01.1-39-НМ О рекомендациях по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на «эффективный контракт» с указанием перспектив его внедрения и приложением методологии условий оплаты труда, определяемых в «эффективном контракте» работника государственного (муниципального) учреждения культуры.
  3. Профессиональные стандарты в России: современное состояние вопроса, возможности применения / Под общ. ред. В.В. Федотовой. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 51 с.


Все статьи автора «Аскаракова Наталья Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: