ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ БЛОКЧЕЙН И СМАРТ-КОНТРАКТОВ В УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

Тарзанян Римма Самвеловна1, Суржук Дарья Сергеевна2
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, студентка факультета Менеджмент направления Маркетинг, группа МК2-1
2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, студентка факультета Менеджмент направления Менеджмент организации, группа МО2-3

Аннотация
Формирование новых информационных технологий предоставляет современному бизнесу возможности развиваться быстрее и качественнее. Так технологии блокчейн способствуют поиску эффективных решений проблем, связанных с застоем производства, ограниченности ресурсов на предприятии, возникновением тех или иных рисков в управлении цепями поставок. На сегодняшний день использование технологий блокчейн довольно распространилось и широко применяется в исследованиях в различных сферах деятельности. В свою очередь это способствует в дальнейшем к заключению организациями смарт-контрактов и использованию облачных технологий хранения данных.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Тарзанян Р.С., Суржук Д.С. Перспективы использования технологий блокчейн и смарт-контрактов в управлении цепями поставок // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16296 (дата обращения: 09.10.2024).

Научный руководитель: Удальцова Н.Л., к.э.н., доцент департамента “Менеджмент”

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Логистика является значимым сегментом мировой экономики – на нее приходится до 12% всех денежных потоков. Во всем процессе участвует большое количество взаимодействующих частей: грузоотправители, перевозчики, таможни и компании, которые предоставляют топливо для грузовиков, самолетов, поездов и т. д., транзакции. Вместо долгого ожидания оплаты заказа в 60-90 дней можно использовать технологии блокчейн и смарт-контрактов для ускорения платежей и остальных процессов. Это увеличит доверие в весь процесс, его автоматизацию, ускорит проверку и устранит операционные трудности. Таким образом, использование блокчейн эффективно для упрощения работы логистических цепочек. [1]

Благодаря внедрению этой технологии, участники получают все, что им нужно знать о своих перевозках и транзакциях, в одном месте, и они знают, что информация надежна из-за безопасности распределенных регистров. С точки зрения задач и потребностей транспортной отрасли, блокчейн как раз и может стать инструментом преобразования.

Одной из самых больших сложностей при оптимизации работы в отрасли является стоимость за услуги, однако значительная часть дополнительных платежей, в основном обусловлена фрагментированным и конкурентным характером логистической отрасли. Например, только в США насчитывается более 500 000 отдельных компаний-перевозчиков. При таком огромном числе заинтересованных сторон, вовлеченных в цепочку поставок, это часто создает низкую прозрачность, отсутствие одного стандарта для всех процессов, потерю данных и разнообразие в уровнях признанных технологий. Кроме того, потребители не имеют полной и достоверной информации о происхождении товаров, а также процессы, в которых участвуют участники цепей, чрезвычайно сложны, и невозможно отслеживать потери, возникающие при реализации всех требующихся действий.

Многие сферы работы логистической цепочки все также связаны с процессами обработки сотрудниками компаний, предусмотренными регулирующими органами. Таким образом, это включает множество участников, обращающихся к ручному вводу данных и напечатанную документацию, чтобы придерживаться таможенных процессов. Все это затрудняет отслеживание товаров и состояние перевозок по мере продвижения по цепочке поставок, что вызывает дискуссию в мировой торговле. Технологии блокчейн и смарт-контрактов потенциально могут помочь преодолеть эти противоречия и добиться значительных успехов в повышении эффективности логистических процессов. Эти технологии также могут обеспечить прозрачность данных и доступ к нужным записям для всех заинтересованных сторон цепи поставок, создавая единый документ с одной информацией. В дополнении, доверие, которое требуется между заинтересованными сторонами для обмена информацией, усиливается внутренними механизмами безопасности технологий. [2]

Мировые инвестиции в развитие технологии блокчейн в 2018 году выросли в 2,2 раза и составили $2,1 млрд, говорится в презентации Центробанка, где 36 процентов всех вложений осуществляется в финансовом секторе. За I квартал 2018 года мировое венчурное финансирование внедряющих блокчейн решений приблизилось к $1,3 млрд, еще около $8,9 млрд вложили через механизм ICO в различные проекты с применением данной технологии. [3]

На территории СНГ люди больше уделяют внимание автоматизации своих собственных операций, ЕС прилагает все усилия, чтобы интегрироваться с клиентами, поставщиками и подрядчиками, а в Америке и Китае они уже начинают работать над глобальным блокчейн – уровнем развития и продолжающимся внедрением новых технологий, зависящих от местоположения бизнеса.

Компания Capgemini провела в 2018 году исследование, связанное с практикой применения технологий блокчейн организациями в управлении цепей поставок.  Данные исследования показали , что  87% респондентов находятся на ранних стадиях экспериментов с блокчейном, 10% имеют пилотный вариант и только 3% организаций, активно используют технологии блокчейн в управлении поставками товара. Среди наблюдений так же имело место быть выделение основных факторов инвестиций в блокчейн: экономия средств (89%), улучшенная отслеживаемость (81%) и повышенная прозрачность (79%). Однако так же были отмечены препятствия реализации инвестирования в блокчейн. Они были связанны со следующими показателями: отсутствие четкой рентабельности инвестиций (66%), незрелой технологии (65%) и проблем регулирования (61%). [4]

В 2017 году уже были внедрены и протестированы некоторые проекты. Например, Marine Transport International (MTI) успешно завершила пилотную программу для цепи поставок блоками, где внедрение блокчейн позволило снизить стоимость работы на 90%, компании Maersk и IBM запустили проекты по транспортировке некоторых продуктов.

Как уже было раньше отмечено, данные технологии могут помочь улучшить прозрачность представленной информации и отслеживания ее появления. Так, компании могут включать в отчет информацию о процессе производства товара, месте изготовления и о том, как им удалось обеспечить сертифицированность и легальность товаров для фармацевтической отрасли, например, и подтверждение подлинности товаров категории «Люкс».

Одно из ключевых применений использования блокчейн – борьба с важной проблемой современного мира – подделкой лекарственных препаратов. По данным Международной организации уголовной полиции, около 1 миллиона человек ежегодно умирают от контрафактных препаратов. 15, 50% фармацевтических продуктов, продаваемых через сайты, считаются поддельными, а до 30% фармацевтической продукции, продаваемой на развивающихся рынках, является контрафактной. [5] Чтобы ответить на этот вызов, DHL и Accenture ведут проект сериализации на основе технологий блокчейн, предоставляющий инновационные возможности отслеживания информации фармацевтической промышленностью.

Когда возникает эпидемия пищевого происхождения, розничным торговцам трудно понять откуда именно пришли плохие ингредиенты и в какие магазины они были доставлены, через какие этапы прошли пока товары выложили на полки. Сегодня могут потребоваться недели, чтобы отследить источник загрязнения и восстановить доверие потребителей к безопасности пищевых продуктов.  В индустрии потребительских товаров и розничной торговли такие компании, как Unilever и Wal-Mart, изучают использование технологии блокчейн для улучшения прозрачности цепочки поставок и отслеживания их происхождения. Wal-Mart уделяет особое внимание отслеживанию безопасности пищевых продуктов. Вместе с партнерами Wal-Mart провела блокчейн-тест, созданный для внедрения возможности отслеживания происхождения и ухода за пищевыми продуктами, такими как перевозка свинины от небольших китайских ферм до китайских магазинов и даже международные движения продукция из Латинской Америки в магазины в Соединенных Штатах. [6] В этих проектах такие данные, как происхождение фермы, номера партий, фабрика и обработка сведения, сроки и детали доставки были переданы на блокчейн и мгновенно стали доступны всем участникам сети. В течение года запланированы дальнейшие пилотные проекты с большим количеством атрибутов данных. К тому же Wal-mart выделяет, что благодаря системе блокчейн существует возможность уменьшить пищевые отходы, если имеющиеся данные о сроке хранения используются в качестве параметра оптимизации цепочки поставок.

Также в США после вспышки кишечной палочки, которую американские санитарные власти связывают с потреблением в пищу листьев салата, FDA (управление по контролю за продуктами и лекарствами) задумалось о внедрении более эффективных методов отслеживания продуктов с использованием технологии блокчейна. Агентство заявило, что был нанят специалист из сети Walmart, в качестве заместителя комиссара по вопросам питания и ветеринарии. Ожидается, что Яннас представит агентству новые инструменты системы учета и отслеживания. [7]

DeBeers, компания, добывающая алмазы, применяет блокчейн для отслеживания добычи и продажи произведенных алмазов. Покупатель в этом случае может быть уверен, что он не покупает драгоценные камни, добытые на территории военных действий, деньги от продажи которых будут использованы для покупки вооружения («кровавые алмазы»). [8]

Также в декабре 2017 года Samsung SDS (дочерняя компания Samsung) завершила эксперимент по применению технологий блокчейн в управлении цепями поставок. Эксперимент продлился семь месяцев. Концепция перевозки заключалась в проведении экспортной таможенной логистики с судоходной отраслью Кореи на основе технологий блокчейн, чтобы обеспечить эффективность и пресечь мошенничество в отрасли.

Процесс поддерживался соглашениями с 48 другими организациями, соответствующих государственных органов, операторов перевозок, логистических фирм и страховых компаний. Эксперимент дал положительные результаты. Согласно информации, представленной Samsung SDS, документы судоходных компаний, таможенных служб и банков были сохранены в блоках сети и доступны в неизменном бухгалтерском журнале в режиме реального времени. Так же была обеспечена прозрачность данных об условиях транспортировки продуктов, а именно были указаны все даты отгрузок и отправок, в каких условиях в реальный момент времени находятся товары и т. д.. Данные показатели позволяют рассчитать все возможные риски, оценить страховые взносы и сократить издержки. [9]

Говоря о мировом применении блокчейн, нельзя забывать о том, как она внедряется на территории России. Стоит отметить, что область искусственного интеллекта столкнулась с довольно серьезной проблемой финансирования: за десятилетие государство выделило около 23 миллиардов рублей для анализа и развития в этой области, что намного ниже других стран. [10]

В России диджитализацию логистики можно назвать довольно отстающей -  низкий уровень ее использования. Многие логистические компании по-прежнему используют обычные каналы связи, относясь с предубеждением к новым способам передвижения товаров (по-прежнему наиболее широко используется путь: импортер – дилер – сеть розничной торговли).

Кража грузов стала колоссальной проблемой как в России, так и за рубежом. Это преступный бизнес с годовым оборотом в несколько миллиардов рублей в России и несколькими десятками миллиардов долларов в других странах, и это только по официальной статистике судебных дел. Использование смарт-контрактов компаниями позволило бы автоматизировать процесс закупок, что сократило бы затраты и сократило бы затраченное время. Кроме того, это поможет улучшить безопасность цепей поставок и улучшить скорость транзакций. [11]

Первые российские блокчейн-проекты в области логистики появились только в 2018 году. Компания Tradelens в партнерстве с ФГУП «Морсвязьспутник», подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта, планируют в 2019 году запустить в России цифровую торговую блокчейн-платформу для международных морских перевозок в режиме пилотного проекта на базе Большого порта Санкт-Петербург.

TradeLens использует технологию блокчейн от IBM как основу для создания цифровых цепочек поставок и предоставит возможность для более эффективного сотрудничества между торговыми партнерами — платформа позволит создавать базу данных о всех действиях, связанных с грузом, сохраняя при этом приватность информации и конфиденциальность сторон. [12]

Еще одна пара стартапов намерена организовать обмены, с помощью которых владельцы груза смогут найти перевозчиков, другие, соответственно, клиентов.

15 марта 2017 года в Москве в рамках правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» состоялся Международный Форум «Цифровая логистика и блокчейн-системы на сети международных транспортных коридоров». В результате была принята резолюция, в которой, в частности, говорится о необходимости предусмотреть возможность применения современных методов, цифровых технологий в области улучшения транспортных и логистических систем, включающих использование технологии блокчейн. [13]

Развитие российского блокчейн-рынка в будущем имеет перспективы на сильное увеличение в объёме благодаря масштабным изменениям в крупных организациях страны. Так ОАО «Российские железные дороги»

планируют в ближайшие два года внедрить технологию блокчейна с целью распределения базы данных, в которой будет храниться информация о запасных частях для локомотивов и вагонов. На данный момент проводятся тестирования, в результате которых ОАО «РЖД» планирует улучшить взаимодействие между участниками рынка, так же улучшить контроль за корректностью документационной работы организации. Используя распределительную базу данных ОАО «РЖД» стремится обеспечить прозрачность данных и их безопасность за счёт возможности доступа к информации всех заинтересованных в перевозках лиц.  На данный момент в качестве пилотной версии технология тестируется на отслеживании за колесными парами. Согласно плану весь процесс передвижения и изменения их функционирования будет заноситься в базу данных. К 2019 году организация планирует представить прототип системы и в дальнейшем успешно использовать его на практике. Данные внедрения со стороны ОАО «РЖД» смогут обеспечить качественный рост блокчейн-индустрии в России в ближайшие 2 года. [14]

Блокчейн, наряду со смарт-контрактами, сегодня может обеспечить компаниям экономию значительных затрат, времени и сил. Смарт-контракты, в свою очередь, могут помочь компаниям предотвратить возможные риски в будущем – такие как иски потребителей и ущерб репутации, спасая компании от крупных денежных средств, которые они в настоящее время тратят на разрешение потребительских споров и PR. Смарт-контракты позволяют компаниям обходить традиционные способы установления доверия и фактически обеспечивают гарантию безопасности работы с   неизвестными поставщиками.  Следовательно, можно настроить широкий спектр транзакций цепочки поставок, включая доставку сырья или готовой продукции, оплату услуг с добавленной стоимостью, страховые выплаты. Производитель аэрокосмической техники Moog в дальнейшем планирует протестировать заключение смарт-контрактов с рядом поставщиков, создав несколько заказов на поставку, в которых будут подробно указаны поставляемые детали и компоненты, цена и сроки поставки. [15]

Нью-Йоркская судоходная биржа (NYSHEX) тестирует технологию блокчейна и смарт-контракты для решения проблем неиспользуемых мощностей и отсутствия прозрачности в отрасли контейнерных перевозок. Эта инициатива поддерживается основными игроками данной отрасли, General Electric, Maersk Line, CMA CGM, Hapag-Lloyd и Goldman Sachs. Грузоотправители, которые участвуют в блокчейн-платформе NYSHEX, могут просматривать списки перевозчиков и прослеживать все блоки цепочки перевозки товаров. Как только грузоотправитель принимает условия, соглашение становится обязательным и регистрируется как договор, а грузовое пространство снимается с обмена. Более того смарт-контракты NYSHEX требуют, чтобы грузоотправители и перевозчики выдавали залог на сумму до 40% от суммы контракта, что будет гарантировать его безопасность и прозрачность.

В американских штатах Аризона и Вермонт уже приняты некоторые законодательные ограничения, связанные со смарт-контрактами. Благодаря этому призвана их законность и существует возможность использования их в суде. [16]


Библиографический список
  1. How Blockchain May Impact Logistics, Supply Chain And Transportation: A Conversation With The Blockchain In Transport Alliance [Electronic resource]. – 2013. – Access mode: https://www.forbes.com/sites/insights-penske/2018/09/04/how-blockchain-may-impact-logistics-supply-chain-and-transportation-a-conversation-with-the-blockchain-in-transport-alliance/#1c96e7fef2b3, free (date of circulation: 10.11.18).
  2. Blockchain in logistics [Electronic resource]: Matthias Heutger. – Research. – Germany: DHL Customer Solutions & Innovation, 2018. Access mode: https://www.logistics.dhl/content/dam/dhl/global/core/documents/pdf/glo-core-blockchain-trend-report.pdf, free (date of circulation: 10.11.18).
  3. Гладышева Т. Инвестиции в развитие блокчейна выросли вдвое [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://iz.ru/748924/tatiana-gladysheva/investitcii-v-razvitie-blokcheina-vyrosli-vdvoe, свободный (дата обращения: 14.11.18).
  4. Исследование компании Capgemini  https://bits.media/issledovanie-blokcheyn-ne-udovletvoryaet-trebovaniya-finansovogo-rynka/  свободный (дата обращения 01.12.2018).
  5. Southwick N. Counterfeit Drugs Kill 1 Mn People Annually: Interpol [Electronic resource]. – 2013. – Access mode: https://www.insightcrime.org/news/brief/counterfeit-drugs-kill-1-million-annually-interpol/, free (date of circulation: 10.11.18).
  6. Slocum H. Walmart, JD.com, IBM and Tsinghua University Launch a Blockchain Food Safety Alliance in China [Electronic resource]. – 2017. – Access mode: https://www-03.ibm.com/press/us/en/pressrelease/53487.wss, free (date of circulation: 11.11.18).
  7. FDA внедрит блокчейн для отслеживания цепочек поставок продуктов питания [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа:   https://cryptochan.org/stream/id/1543443208/, свободный (дата обращения: 11.12.18).
  8. Внедрение технологий блокчейн дочерней компанией Samsung  [Электронный ресурс] https://2bitcoins.ru/samsung-vnedrit-blokchejn-v-sistemu-otslezhivaniya-postavok/, свободный ( дата обращения 01.12.2018)
  9. Уманов Б. Блокчейн в логистике [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа:  https://blockchain3.ru/blokchejn/blokchejn-v-logistike/, свободный (дата обращения: 14.11.18).
  10. Блокчейн в России [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%87%D0%B5%D0%B9%D0%BD_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 , свободный (дата обращения: 10.11.18).
  11. Maersk намерен запустить блокчейн-платформу TradeLens в России [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://trans.ru/news/blokchein-maersk-v-rossii, свободный (дата обращения: 11.12.18).
  12. В Москве состоялся международный форум Цифровая логистика и блокчейн-системы на сети международных транспортных коридоров [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/other/news/v-moskve-sostoyalsya-mezhdunarodnyy-forum-tsifrovaya-logistika-i-blokcheyn-sistemy-na-seti-mezhdunar/, свободный (дата обращения: 10.11.18).
  13. Коткова А. Блокчейн на службе РЖД: как технология поможет компании повысить эффективность [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://bits.media/blokcheyn-na-sluzhbe-rzhd-kak-tekhnologiya-pomozhet-kompanii-povysit-effektivnost/, свободный (дата обращения: 14.11.18).
  14. Использование смарт-контрактов https://habr.com/company/distributedlab/blog/413231/, свободный (дата обращения 01.12.2018).
  15. Исследования компании Nyshex  https://crypto-fox.ru/article/blokchejn-logistika/, свободный (дата обращения 01.12.2018).


Все статьи автора «Тарзанян Римма Самвеловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: