ТРАНСКАСПИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР

Тохиров Махмуджон Муроджон угли
Российский университет транспорта
студент, 2-курс, кафедра”Управление транспортного бизнеса и интеллектуалные системы”

Аннотация
Каспийское море хоть и не имеет выхода в Мировой океан, является важным центром транспортного и торгового сообщения, а также источником регионального сотрудничества и, в то же время, соперничества. Строительство вдоль побережья этого крупнейшего на Земле замкнутого водоёма к настоящему моменту достигло внушительных масштабов. А всё потому, что здесь проходят важнейшие новые международные транспортные коридоры.
Транзитный коридор из Китая в Европу включает в себя сложную инфраструктуру и согласованную систему процедур, которые позволят ускорить доставку грузов и снизить общие расходы.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Тохиров М.М.у. Транскаспийский международный транспортный коридор // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/10/16204 (дата обращения: 12.03.2024).

Транскаспийский  международный транспортный маршрут  (ТМТМ или Средний коридор) -  международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.  7 ноября 2013 г. в рамках II Международного транспортно-логистического бизнес-форума  «Новый Шелковый путь» в г. Астана руководителями  АО «Национальная компания  «Қазақстан темiр жолы», ЗАО «Азербайджанские железные дороги», АО «Грузинская железная дорога» было подписано Соглашение об учреждении Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута.

В целях увеличения грузопотока на Транскаспиийский международный транспортный маршрут в феврале 2014 года был создан Координационный комитет по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (далее – ТМТМ) в первоначальный состав которого вошли:

  1. АО «Грузинская железная дорога»
  2. АО «НК «Актауский международный морской торговый порт»
  3. АО «НК «Қазақстан темiр жолы»
  4. ЗАО «Азербайджанские железные дороги»
  5. ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство»
  6. ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт»
  7. ООО «Батумский морской порт»

В декабре 2016 года участники Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута – Казахстан, Азербайджан, Грузия – приняли решение о создании Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут».

С февраля 2017 года Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут» приступила к своей деятельности.

Сам маршрут является частью Китайской инициативы по «Один пояс, один путь», односторонней инициативой экономического развития в ближайшем будущем для определения общего потока грузов в регионе. В этой связи прикаспийские государства активно развивают инфраструктуру, здания, зоны свободной торговли и «будущие порты» в борьбе за транзит китайских товаров. [1]

Один из элементов Нового Шелкового пути – железная дорога ”Баку-Тбилиси-Карс” (БТК).Запуск «БТК» создал условия для быстрой и дешевой транспортировки грузов в Турцию не только из Азербайджана, но и из Казахстана. Пропускная способность 826-километрового пути БТК составила на старте 1 млн пассажиров и 6,5 млн т грузов в год; ожидается, что со временем БТК сможет пропускать до 3 млн пассажиров и 20 млн т грузов в год. Благодаря коридору, грузовые и пассажирские перевозки из Китая в Европу и Россию, в Южную Азию и Африку станут проще. [2]

Казахстан

Последний из трех новых терминалов казахстанского порта Актау начал функционировать в 2014 году и сейчас уже увеличил свою пропускную способность до 19 млн тонн в год. И вполне вероятно, что эта цифра будет расти после того, как правительство Казахстана предложило включить порт в маршруты транзита специальных грузов США из Афганистана. Казахстан также активно вкладывает средства в новый порт Курык, расположенный примерно в 60 километрах к югу от Актау. Этот порт предназначен в основном для переработки нефти с казахстанского месторождения Кашаган, и планируется, что к 2020 году Курык сможет обрабатывать порядка 7 млн тонн грузов ежегодно. Так же активно Казахстан строит и новые железнодорожные линии, в том числе те, которые соединяются с Китаем.

«Существование глубоководного порта является главным условием роста конкурентоспособности нашей страны в рамках «Срединного коридора», — заявил генеральный директор Консорциума развития Анаклия Леван Ахвледиани.

Азербайджан

Выступивший на церемонии открытия порта президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что его запуск «играет важную роль в укреплении транспортного потенциала страны». Необходимость подобного шага азербайджанский лидер объяснил тем, что старый порт, расположенный в центре Баку, уже не отвечает потребностям страны ввиду того, что его возможности принимать  растущие объемы грузов ограничены.

По завершении первой фазы строительства новый порт уже способен переваливать порядка 15 млн тонн грузов в год, в том числе 50 тыс. контейнеров. В акватории порта проведены дноуглубительные работы, построен подходной канал для судов, что позволяет заходить в порт судам дедвейтом 7−8 тыс. тонн.

Туркменистан

В начале мая, после пяти лет строительства, в Туркмении официально был открыт самый большой морской торговый порт на побережье Каспийского моря. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что новый морской порт станет важным звеном в торговле с Черноморским регионом и Европой, а также Ближним Востоком и Азией, сообщает международное информационное агентство Associated Press.

К тому же железнодорожное сообщение с Китаем через соседний Казахстан Туркмения уже имеет, а новый порт призван помочь Ашхабаду перетянуть на себя часть грузопотоков, перемещающихся между Китаем, ближним Востоком и Европой. Туркмения вот уже на протяжении многих лет позиционирует себя в качестве «стратегического перекрестка» транспортных коридоров Евразии. И это справедливо с географической точки зрения. Однако многие эксперты отмечают, что изоляционистская политика Ашхабада превратила страну скорее в «черную дыру» на пересечении межконтинентальных торговых путей.

По следам TRACECA Транскаспийский коридор является альтернативой традиционному маршруту, по которому доставляются грузы из Китая в Европу (Казахстан – Россия – Беларусь). Отличительной чертой ТМТМ можно назвать построение логистической цепочки без участия России. В определенной мере он повторяет маршрут проекта TRACECA. Напомним, что последний был создан при содействии ЕС и включает все постсоветские страны (кроме России и Беларуси), а также Монголию, Турцию, Румынию, Болгарию и Иран. [6]

В  комментарии порталу ЦТС генсек Межправительственной комиссии TRACECA Мирча Чиопрага, говоря о Транскаспийском коридоре, отметил: “Данная инициатива соответствует нашим рекомендациям. Каждое государство-участник проекта TRACECA может использовать маршрутную сеть проекта для улучшения грузопотока и транспортной инфраструктуры”.

Несмотря на то, что в проекте по созданию Транскаспийского коридора участвует несколько стран, ведущую роль играет Казахстан. Именно казахский национальный ж/д оператор “Казахстан темир жолы” второй год председательствует в Координационном Совете по развитию ТМТМ. А за последние годы Казахстан реализовал или планирует реализовать ряд инфраструктурных проектов в рамках программы “Казахстан – Новый шелковый путь”, направленной на увеличение транзитного потенциала страны.

В августе прошлого года Казахстан достроил 988-километровую ж/д ветку Жезказган – Бейнеу. Этот путь значительно убыстрил время доставки грузов из Китая в Европу. Этим летом президент Нурсултан Назарбаев заявил о разработке высокоскоростного ж/д коридора с европейской колеей от пограничного Хоргоса до каспийского порта Актау.[4]

Реализация проекта Транскаспийского транспортного коридора позволит в три раза быстрее перевозить грузы из Азии в Европу по сравнению с транспортировкой морем, говорится в статье посла Азербайджана в США Элина Сулейманова, опубликованной в газете Washington Times.

Относительно конечных пунктов этого маршрута, то они уже сейчас активно развиваются. Так, в декабре прошлого года в приграничном Хоргосе начал работать сухой порт – логистический комплекс по перевалке грузов. Этим летом сухой порт принял первый контейнерный поезд из Китая. С другой стороны, в Актау, ведутся масштабные работы по расширению порта. В его модернизации участвует один из крупнейших портовых операторов DP World. Казахстан планирует до 2020 года увеличить грузооборот порта Актау до 25 млн тонн в год. В целом же, в развитие инфраструктуры Астана планирует инвестировать 14 млрд долларов в течение трех лет.

“Речь также идет о региональной интеграции правительств Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции, работающих вместе, чтобы синхронизировать усилия и обеспечить перевозчикам максимально эффективный транзит их товаров. Это делается на основе успешного опыта строительства энергетического коридора “Восток-Запад”, в особенности стратегического нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому энергоресурсы Каспийского моря транспортируются на мировые рынки”, – пишет Сулейманов.

7 февраля 2018 года в Пекине состоялась конференция по Транскаспийскому международному транспортному коридору. Конференция была организована посольствами Казахстана, Грузии и Турции по инициативе Азербайджана и при поддержке министерства коммерции Китая и направлена на пропаганду Транскаспийского международного транспортного коридора /ТМТК/.

Заместитель министра коммерции КНР Ван Шоувэнь на открытии конференции выступил с речью. Он отметил, что инициатива „Один пояс, один путь“ в прошедшие 5 лет получила широкую поддержку со многих стран в мире, в том числе и с Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции. Строительство ТМТК будет способствовать развитию торговли в регионе, модернизации промышленности и повышению благосостояния народа в соответствующих странах.

»Китайская сторона будет постоянно продвигать сотрудничество со сторонами вдоль «Одного пояса, одного пути», осуществлять состыковку китайско-европейского экспресса со строительства ТМТК. ” — сказал Ван Шоувэнь.

В свою очередь министр экономики Азербайджана Шахин Мустафаев рассказал о транзитном потенциале Азербайджана, представил информацию о потенциале Азербайджана в перевозке грузов в рамках ТМТК. Он отметил, что инициатива «Один пояс, один путь» имеет важное значение развития Азербайджана.

“В качестве важного транспортного узла Азербайджан поддерживает данную инициативу практическими действиями и будет продвигать глубокую состыковку развития ТМТК со строительством «Одного пояса, одного пути». ” — сказал Ш. Мустафаев.

10 сентября 2018 года состоялся круглый стол Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТР), организованный Администрацией морских портов в партнерстве с Транскаспийской международной ассоциацией путей сообщения , в порту. В дополнение к более чем 50 логистическим операторам из Румынии, представители компаний из Китая, Грузии, Казахстана и Азербайджана, участники будут имели  сетевые возможности с некоторыми из самых важных партнеров на «Новый Шелковый Путь». Участники также ознакомлены с последними событиями в транспортном коридоре. Транскаспийский международный транспортный маршрут начинается с Юго-Восточной Азии и Китая, проходит через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в европейские страны. Членами Ассоциации являются коммерческие и некоммерческие организации, которые заинтересованы в сотрудничестве с Ассоциацией и в содействии развитию ее деятельности.

В этом  году по ТМТМ планируется перевозить не только нефть и газ, но и казахстанское зерно на рынки Азербайджана, Грузии и Турции.

— Мы также готовы обсудить вопросы перевозки химических продуктов, руды, казахстанского угля по Транскаспийскому маршруту, развивать контейнерные перевозки. На 2018 год мы планируем перевезти по ТМТМ 3 млн. тонн грузов, — отметил Канат Алпысбаев.[5]

В 2018 году планируется довести перевозки грузов по международному маршруту до 4 млн. тонн, в том числе контейнеров в объеме 15 000 TEU (75тыс. тонн).

Вывод

Решением рабочей группы по развитию ТМТМ (Middle Corridor) были согласованы сроки доставки грузов по отдельным участкам ТМТМ (Middle Corridor), регламент взаимодействия при организации перевозок контейнеров по ТМТМ (Middle Corridor), а также продлено действие тарифных ставок на контейнерные перевозки в сообщении Китай – Турция/ страны Европы и в обратном направлении по маршруту ТМТМ (Middle Corridor). Участниками рабочей группы также был заслушан отчет о деятельности Ассоциации и объемах перевозок по ТМТМ (Middle Corridor) за 5 месяцев 2018 года, в котором, в частности, было отмечено увеличение общего объёма перевозок по маршруту на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Библиографический список
  1. Каримов И.А. По пути преодоления последствий мирового кризиса,   модернизации страны и достижения уровня развитых государств. Т.Узбекистан – 2010, с.30-31
  2. Николай Халабузарь Около 1,3 трлн тонн грузов перевезут до 2018 года по Транскаспийскому транспортному маршруту [https://365info.kz/2017/11/okolo-1-3-trln-tonn-gruzov-perevezut-do-2018-goda-po-transkaspijskomu-transportnomu-marshrutu/] (15.10.2017)
  3. Леонид САВИН ТРАНСКАСПИЙСКИЙ КОРИДОР И ЮЖНЫЙ КАВКАЗ[http://www.kavkazoved.info/news/2014/05/26/transkaspijskij-koridor-i-juzhnyj-kavkaz.html] ( 26.05.2014).
  4. Анастасия Суховеркова Транскаспийский маршрут: реальный обход России или борьба за «пустышку» ? [https://regnum.ru/news/2423060.html] (29.05.2018)
  5. У.Н. Ибрагимов, М.А. Хаджимухаметова, А.А. Адылходжаев Отчет по научно-исследовательской работе на тему «Исследование путей пропуска транзитных поездов через территорию Узбекистана, обеспечивающее рост использования транзитного потенциала железной дороги республики», 2014 год, Ташкент.
  6. Мерганов А.М., А.А. Гуламов, Рахматов З.Н. Тариф как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики. Международный научный журнал «Интернаука». Экономические науки. 2017 год.


Все статьи автора «Тохиров Махмуджон Муроджон угли»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: