Научный руководитель: Хрипунова М.Б. кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры «Менеджмент и Бизнес-информатика»
Безработица является одним из самых остро стоящих вопросов в мировой экономике. Несмотря на то, что пик последнего кризиса 2014 года уже пройден, все еще видны его разрушительные последствия. Так, на начало 2016 года по данным Организации экономического сотрудничества и развития[5] уровень безработицы в мире составляет 8 %, а средний уровень безработицы в России – 5,4%. Но, согласно прогнозам, на конец 2017 года, показатели безработицы по-прежнему будут выше докризисного уровня.
Наибольший интерес представляет изучение безработицы среди молодежи. Анализ показал, что уровень безработицы молодежи в возрасте 15-24 лет в большинстве стран в два раза выше, чем среди взрослых.[1, с.92] Молодые люди традиционно являются самой уязвимой категорией граждан. Это связано с тем, что они, по сравнению с другими социальными возрастными группами, склоны к выбору временной работы, которую можно в любой момент прекратить. Кроме того, отсутствие опыта работы у молодых людей еще больше снижает процент успеха на рынке труда в периоды высокой безработицы. [1, с.93]
Что касается ситуации с безработицей среди молодежи в России, то на 2014 год отмечаются две возрастные группы (от 20 до 24 и от 30 до 49) с самым высоким уровнем безработицы. [4, с.69] Из этого следует, что несмотря на значимость молодых специалистов, уровень безработицы среди них остается на очень высоком уровне (20-23%). Работодатели предпочитают нанимать специалиста уже с опытом работы, а не вкладывать финансовые ресурсы в дальнейшее его обучение. [7, с.167] Таким образом, выпускники вынуждены долгое время искать рабочее место.
Таблица 1. Распределение численности безработных по уровню образования по России (в процентах к итогу)[6]
Год |
Высшее | Среднее общее | Основное общее |
2000 |
13,3 |
31,5 |
14,1 |
2005 |
13,1 |
33,4 |
14,2 |
2010 |
15,0 |
32,4 |
9,9 |
2011 |
15,9 |
32,0 |
10,6 |
2012 |
16,4 |
32,8 |
10,1 |
2013 |
17,4 |
33,3 |
9,5 |
2014 |
18,2 |
31,5 |
9,6 |
Из таблицы 1 можно проследить тенденцию к увеличению числа безработных среди людей с высшим образованием. Это связанно с тем, что люди, потратившие на свое образование от 4 до 7 лет, но не имеющие опыта в данной сфере, не хотят идти на низкооплачиваемую работу. Так, например, на известном сайте по поиску работы HeadHunter молодым специалистам без опыта работы предлагают зарплату от 10 000 рублей. Кроме того, в погоне за престижной работой, такой как «юрист» или «экономист», люди с высшим образованием все чаще остаются безработными и вынуждены менять сферу деятельности.
С каждым годом, уровень безработицы среди людей, имеющих только основное образование снижается (таблица 1), так как они имеют низкие требования по заработной плате. Не обладают специальными навыками, их цель не самореализация в профессии, а только поддержание жизнеобеспечения. Таким образом, люди, имеющие только основное образование, удовлетворяют спрос на малоквалифицированный труд, следовательно, им не составляет труда найти работу.
Высокий процент безработных людей, имеющих среднее образование (31-34%), показывает то, что эти люди, претендуют на высокую заработную плату, но при этом не обладают достаточными теоретическими и практическими знаниями.
Экономически активное население до 20 лет в среднем тратит на поиск работы от 4 до 7 месяцев.[6] Что касается других возрастных групп, то у них затраченное время на поиск рабочего места только увеличивается. В возрасте 20-24 лет люди, как правило, уже имеют среднее или высшее образование, и их срок поиска работы занимает от 6 до 9 месяцев.
Рассмотрим изучаемый вопрос на примере Владимирской области. На рисунке 1 города Владимирской области ранжированы по численности населения. Наблюдается, что в таких городах, как Вязники, Киржач и Юрьев-Польский нет высших учебных заведений, поэтому колледжи являются единственной возможностью получения образования районной молодежи. Обслуживание большого количества высших учебных заведений нерентабельно для города, так как областной центр находится в пределах 100 км, где у абитуриентов есть широкий выбор учебных заведений. Кроме того, одной из причин предпочтения абитуриентов именно колледжей и техникумов связанна с неуверенностью в своих силах и нехваткой материальных средств для оплаты дополнительных курсов или занятий с репетитором для подготовки сдачи ЕГЭ.
Рисунок 1. Учебные заведения по Владимирской области. [2]
Таким образом, можно сделать вывод, что в России нужно отходить от среднего образования, заменяя его тренингами и курсами, которые бы включали в себя 30% теории и 70% практики. Предложенные курсы должны будут полностью оплачивать сами работодатели, либо с частичной поддержкой государства. Студент будет обязан по окончанию таких курсов работать на конкретного работодателя в течение определенного срока. Такое преобразование значительно уменьшило бы нагрузку на государственный бюджет[3], а качество выпускаемых специалистов узкой квалификации только улучшилось.
В настоящее время, наблюдается нарушение преемственности между уровнями образования. Знания выпускников школ зачастую либо недостаточны, либо носят несистемный характер, с одной стороны, и не всегда имеют прикладной характер, с другой [8, c. 100]. А школьники, которые уходят после 9 класса в колледжи и техникумы, вообще должны усвоить программу 10-11 классов, которую они проходят за полгода или за год. В конце своего обучения, проходя трудовую практику, студенты не могут восполнить недостающие знания, вследствие чего, образуется дефицит хороших специалистов. Поэтому нужно провести реформы в системе образования и ввести обязательное обучение до 11 класса с последующим обучением в высшей школе или прохождением данных курсов.
Как отмечается в статье [8, с. 101], очень важно в настоящее время сделать образование практико-ориентируемым, направленным на удовлетворение потребностей реальных секторов экономики. Сочетание востребованности на рынке труда и владение достаточным количеством практических знаний поможет выпускнику высшего учебного заведения быть конкурентоспособным, тем самым снизится уровень безработицы среди молодежи и снизится социальное напряжение в обществе.
Библиографический список
- OECD (2016) «Unemployment»/ in Society at a Glance 2016: OECD Social Indicators.- OECD Publishing, Paris. -2016. -C.92-93
- Вузы Владимирской области. URL: http://vuz.edunetwork.ru/33/
- Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://fin.edu.ru/InfoPanel/min_obr1.html
- З.Ж. Зайнуллина «Социальное положение и уровень жизни населения России»/ Росстат – M., 2015. – С.69
- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) URL: http://www.oecdru.org/
- Росстат URL: http://www.gks.ru/
- И.В. Федченко «Анализ советской системы содействия занятости выпускников вузов (молодых специалистов) и использование её элементов сегодня»/ Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2015. -№6. -С.167-170
- Хрипунова М. Б., Балджы А. С. «Преемственность математического образования на этапах школа – ВУЗ, ВУЗ – РАБОТОДАТЕЛЬ», Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 27 (46). С. 100-104.