ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
Лавриненко Татьяна Андреевна Владимирский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации студентка
Аннотация Статья посвящена проблеме безработицы среди молодежи, указываются причины и последствия данного явления. Сформулированы пути решения проблем молодежной безработицы.
INFLUENCE OF EDUCATION ON THE UNEMPLOYMENT RATE IN RUSSIA
Lavrinenko Tatiana Andreevna Financial University under the Government of the Russian Federation student
Abstract Article is devoted to a problem of unemployment among young people, the reasons and consequences are indicated of this phenomenon. The ways of solving unemployment among young people are formulated.
Библиографическая ссылка на статью:
Лавриненко Т.А. Влияние образования на уровень безработицы в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14332 (дата обращения: 12.04.2021).
Научный руководитель: Хрипунова М.Б. кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры «Менеджмент и Бизнес-информатика»
Безработица является одним из самых остро стоящих вопросов в мировой экономике. Несмотря на то, что пик последнего кризиса 2014 года уже пройден, все еще видны его разрушительные последствия. Так, на начало 2016 года по данным Организации экономического сотрудничества и развития[5] уровень безработицы в мире составляет 8 %, а средний уровень безработицы в России – 5,4%. Но, согласно прогнозам, на конец 2017 года, показатели безработицы по-прежнему будут выше докризисного уровня.
Наибольший интерес представляет изучение безработицы среди молодежи. Анализ показал, что уровень безработицы молодежи в возрасте 15-24 лет в большинстве стран в два раза выше, чем среди взрослых.[1, с.92] Молодые люди традиционно являются самой уязвимой категорией граждан. Это связано с тем, что они, по сравнению с другими социальными возрастными группами, склоны к выбору временной работы, которую можно в любой момент прекратить. Кроме того, отсутствие опыта работы у молодых людей еще больше снижает процент успеха на рынке труда в периоды высокой безработицы. [1, с.93]
Что касается ситуации с безработицей среди молодежи в России, то на 2014 год отмечаются две возрастные группы (от 20 до 24 и от 30 до 49) с самым высоким уровнем безработицы. [4, с.69] Из этого следует, что несмотря на значимость молодых специалистов, уровень безработицы среди них остается на очень высоком уровне (20-23%). Работодатели предпочитают нанимать специалиста уже с опытом работы, а не вкладывать финансовые ресурсы в дальнейшее его обучение. [7, с.167] Таким образом, выпускники вынуждены долгое время искать рабочее место.
Таблица 1. Распределение численности безработных по уровню образования по России (в процентах к итогу)[6]
Год
Высшее
Среднее общее
Основное общее
2000
13,3
31,5
14,1
2005
13,1
33,4
14,2
2010
15,0
32,4
9,9
2011
15,9
32,0
10,6
2012
16,4
32,8
10,1
2013
17,4
33,3
9,5
2014
18,2
31,5
9,6
Из таблицы 1 можно проследить тенденцию к увеличению числа безработных среди людей с высшим образованием. Это связанно с тем, что люди, потратившие на свое образование от 4 до 7 лет, но не имеющие опыта в данной сфере, не хотят идти на низкооплачиваемую работу. Так, например, на известном сайте по поиску работы HeadHunter молодым специалистам без опыта работы предлагают зарплату от 10 000 рублей. Кроме того, в погоне за престижной работой, такой как «юрист» или «экономист», люди с высшим образованием все чаще остаются безработными и вынуждены менять сферу деятельности.
С каждым годом, уровень безработицы среди людей, имеющих только основное образование снижается (таблица 1), так как они имеют низкие требования по заработной плате. Не обладают специальными навыками, их цель не самореализация в профессии, а только поддержание жизнеобеспечения. Таким образом, люди, имеющие только основное образование, удовлетворяют спрос на малоквалифицированный труд, следовательно, им не составляет труда найти работу.
Высокий процент безработных людей, имеющих среднее образование (31-34%), показывает то, что эти люди, претендуют на высокую заработную плату, но при этом не обладают достаточными теоретическими и практическими знаниями.
Экономически активное население до 20 лет в среднем тратит на поиск работы от 4 до 7 месяцев.[6] Что касается других возрастных групп, то у них затраченное время на поиск рабочего места только увеличивается. В возрасте 20-24 лет люди, как правило, уже имеют среднее или высшее образование, и их срок поиска работы занимает от 6 до 9 месяцев.
Рассмотрим изучаемый вопрос на примере Владимирской области. На рисунке 1 города Владимирской области ранжированы по численности населения. Наблюдается, что в таких городах, как Вязники, Киржач и Юрьев-Польский нет высших учебных заведений, поэтому колледжи являются единственной возможностью получения образования районной молодежи. Обслуживание большого количества высших учебных заведений нерентабельно для города, так как областной центр находится в пределах 100 км, где у абитуриентов есть широкий выбор учебных заведений. Кроме того, одной из причин предпочтения абитуриентов именно колледжей и техникумов связанна с неуверенностью в своих силах и нехваткой материальных средств для оплаты дополнительных курсов или занятий с репетитором для подготовки сдачи ЕГЭ.
Рисунок 1. Учебные заведения по Владимирской области. [2]
Таким образом, можно сделать вывод, что в России нужно отходить от среднего образования, заменяя его тренингами и курсами, которые бы включали в себя 30% теории и 70% практики. Предложенные курсы должны будут полностью оплачивать сами работодатели, либо с частичной поддержкой государства. Студент будет обязан по окончанию таких курсов работать на конкретного работодателя в течение определенного срока. Такое преобразование значительно уменьшило бы нагрузку на государственный бюджет[3], а качество выпускаемых специалистов узкой квалификации только улучшилось.
В настоящее время, наблюдается нарушение преемственности между уровнями образования. Знания выпускников школ зачастую либо недостаточны, либо носят несистемный характер, с одной стороны, и не всегда имеют прикладной характер, с другой [8, c. 100]. А школьники, которые уходят после 9 класса в колледжи и техникумы, вообще должны усвоить программу 10-11 классов, которую они проходят за полгода или за год. В конце своего обучения, проходя трудовую практику, студенты не могут восполнить недостающие знания, вследствие чего, образуется дефицит хороших специалистов. Поэтому нужно провести реформы в системе образования и ввести обязательное обучение до 11 класса с последующим обучением в высшей школе или прохождением данных курсов.
Как отмечается в статье [8, с. 101], очень важно в настоящее время сделать образование практико-ориентируемым, направленным на удовлетворение потребностей реальных секторов экономики. Сочетание востребованности на рынке труда и владение достаточным количеством практических знаний поможет выпускнику высшего учебного заведения быть конкурентоспособным, тем самым снизится уровень безработицы среди молодежи и снизится социальное напряжение в обществе.
Библиографический список
OECD (2016) «Unemployment»/ in Society at a Glance 2016: OECD Social Indicators.- OECD Publishing, Paris. -2016. -C.92-93
И.В. Федченко «Анализ советской системы содействия занятости выпускников вузов (молодых специалистов) и использование её элементов сегодня»/ Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2015. -№6. -С.167-170
Хрипунова М. Б., Балджы А. С. «Преемственность математического образования на этапах школа – ВУЗ, ВУЗ – РАБОТОДАТЕЛЬ», Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 27 (46). С. 100-104.