В современных условиях углубления производственных связей между странами, насыщенной интернационализации производства и капитала происходит глобализация экономики, вовлекающая системы хозяйствования государств в мировой воспроизводственный процесс. Как показывает корпоративная практика, основами объединения собственности и слияния капитала в Российской Федерации становятся корпоративные структуры − крупные организации, учредители которых объединили свои возможности и создали систему хозяйствования для получения прибыли.
Развитие корпоративного учета российских компаний в рыночной экономике осуществляется достаточно сложно, так как на него влияют и международные стандарты, и внутренние институциональные механизмы. Это свидетельствует о широкомасштабности проблемы корпоративного учета, которую необходимо решить. Поэтому раскрытие информации в системе корпоративного учета является чрезвычайно актуальным и имеет высокую степень практической значимости.
Раскрывая рассматриваемую тему, нацеленную на исследование роли и места транспарентности компаний в системе корпоративного учета, выделяя этапы его развития, прежде всего, сформулируем определение самой корпорации.
В российском гражданском законодательстве долгое время корпорация не выделялась как отдельная организационная структура. Однако, в связи с введением изменений в 4 главу Гражданского кодекса, выделена эта категория. Так, юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) [1]. Корпорация − это объединение предпринимателей, которое выступает в форме акционерных обществ и сплоченных групп, которые сформировались в результате внутриведомственного и межведомственного перемещения капитала. Современные исследователи выделяют различные классификационные признаки корпораций [2, 3]. К таким признакам можно отнести: добровольную консолидацию юридических и физических лиц для реализации предпринимательской деятельности; широкий масштаб видов деятельности; развитую систему производственных взаимоотношений; наличие штата профессиональных управленцев; осуществление деятельности на основании государственных нормативных актов. Все эти элементы требуют особой системы учета.
Одним из важнейших элементов корпоративной практики и практики эффективного хозяйствования является корпоративный учет – система сбора, обобщения, анализа и предоставления экономической информации. В современной науке исследование систем различного рода проводится с помощью системного подхода, в основе которого лежит выявление многообразных типов связей в объектах системы и сведение их в единую теоретическую картину. Поэтому корпоративный учет следует рассматривать как систему, представляющую совокупность, состоящую из элементов, которые по отдельности также можно рассматривать как подсистемы.
Целесообразно исследовать корпоративный учет с двух сторон: с одной стороны он является неотделимым элементом корпоративного менеджмента, а с другой − отдельный вид бухгалтерского учета.
Исторически развитие корпоративного учёта и отчётности началось с появления акционерных обществ и было направлено на финансовое обеспечение экспедиций для поиска новых земель (XV-XVIII в.в.). В это время осуществляется учет акционерного капитала, акций, расчетов с акционерами. Зарождение эпохи инвестора как основного пользователя корпоративной отчетности становится главным направлением развития корпоративного учёта и отчётности.
После промышленных революций XIX в. появляется необходимость в крупных капиталовложениях, совершенствовании функционирования банков, возникновении бирж. Именно в этот период корпоративный учёт и отчётность видоизменяются. Объектами учета и элементами отчетности становятся: акционерный капитал, финансовые инструменты и др. Специфическими чертами развития на этом этапе являются: разделение функций акционеров и менеджеров, обязательное представление отчетности пользователям, необходимость аудиторских проверок, создание профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов.
Третий этап развития корпоративного учёта и отчётности можно отнести к началу XX в., когда начинается активное строительство железных дорог, образуются монополии, развиваются средства связи, интернационализируется производство и капитал. Корпоративный учет начинает ориентироваться на нематериальные активы, деловую репутацию, производные ценные бумаги и др. Основными направлениями развития в этот период становятся: принятие законов о корпорациях (компаниях) в разных странах, развитие управленческого учета, стандартизация учета и отчетности, учетная политика.
В постиндустриальной экономике информационная революция, глобализация бизнеса становятся предпосылками для нового этапа развития корпоративного учёта и отчётности. Биржевая капитализация, интеллектуальная собственность, экономическая прибыль, средневзвешенная стоимость капитала становятся элементами отчётности в информационной экономике. Корпоративный учёт развивается в сторону решения проблем учетных систем, развития стратегического учета, формирования глобальной корпоративной отчетности.
Корпоративный учет способствует формированию корпоративной отчетности – это комплекс отчетов, обеспечивающих полное и достоверное представление об экономическом состоянии, возможностях и тенденциях развития корпорации.
Информация, получаемая из корпоративного учёта необходима для формирования корпоративной отчётности − системы отчётов, решающих следующие задачи:
- разработка моделей внешней отчётности по аналогии с внутренней отчётностью;
- идентификация информации и её подразделение по интересам пользователей;
- организация рационального выбора нужной информации из внешних источников;
- создание различных методов создания и раскрытия информации по каждому важному объекту учета;
- выявление и идентификация рисков с целью управления ими и снижения отрицательных результатов − последствий влияния рисков и др.
Для улучшения деятельности корпорации требуется раскрытие учетной информации в отчетности корпорации. Корпоративный учет является важнейшим условием реализации эффективной налоговой политики, противодействия злоупотреблениям в налоговой и финансовой сфере [4].
Главным свойством отчетности становится ее открытость и доступность, позволяющая заинтересованным пользователям формировать мнение о финансовой деятельности корпорации, о реализуемом имидже компании, об её бизнес-этике [5]. Учетная информация становится фактором, рационализирующим использование капитала, функционирующего на различном макро-, мезо-, микроуровне, в различных видах деятельности – промышленности, сельском хозяйстве и др. [6, 7]. Раскрытие информации в отчетности корпорации имеет свои преимущества и недостатки. Раскрытие информации необходимо инвесторам для принятия управленческого решения о целесообразности и объеме инвестиций, следовательно, компания может предъявлять не всю информацию, а лишь ту, которая считается необходимой в соответствии с выбранным стандартом раскрытия. Это объясняется тем, что по разным стандартам раскрытия информации имеются предпочтения на различных уровнях. Например, по GAAP США включаются различные доходы и расходы, что не предусматривает МСФО. Недостатки транспарентности информации особенно проявляются при раскрытии существенной информации по поводу себестоимости, продаж и прибыли, публикуемых в отчетности и снижающих конкурентные преимущества, т.к. это может привести к свободному и бесплатному пользованию конкурентами для оценки своих собственных сил и возможностей.
В корпоративной практике выделяют три главные модели раскрытия учетной информации. Первая модель включает в себя корпорации, публикующие свою годовую отчетность по стандартам финансовой отчетности. Сюда относятся те корпорации, которые зарегистрированы на бирже США или в системе NASDAQ. Организации, акции которых рассматриваются на биржах США, должны соответствовать требованиям Комиссии по ценным бумагам и биржам.
Вторая модель подразумевает сравнение годовых отчетов корпораций разных стран. Она подразумевает совершение действий в два этапа. Первым этапом определяется соответствие учетной информации для принятия решений в управлении в рамках каждой страны. На втором этапе полученные результаты сравниваются между отдельными странами. Отличие от первой модели заключается в том, что она наиболее широка по своему предназначению. Полученные результаты при использовании данной модели стоит обобщать, так как на них могли оказать воздействие специфические факторы.
Третья модель включает в себя годовые отчеты корпораций, применяющих при раскрытии финансовой отчетности в разные отчетные периоды различные стандарты GAAP. При таком подходе становится возможным сравнивать отчеты различных стран с целью определения степени соответствия учетной информации для принятия решений в области управления.
Таким образом, наиболее строгие требования к раскрытию информации могут быть выгодны для конкурентов. Очень трудно определить по какому критерию выбирается та или иная система стандартов и требований к раскрытию учетной информации, так как в целом все корпорации представляют собой неоднородную группу.
Библиографический список
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 03.07.2016). Ст. 65.1.
- Рыманов А.Ю. Развитие теории корпоративного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 5. С.182-185.
- Бочарова И.Ю. Внутрифирменные интересы в условиях формирования национальной модели корпоративного управления // Экономическая наука современной России. 2005. № 3. С. 116-123.
- Рыманов А.Ю. Модели противодействия злоупотреблениям в налоговой сфере // Финансы. 2007. № 4. С. 32-36.
- Бочарова И.Ю. Социально-этичный маркетинг и бизнес-этика компаний // Научное обозрение. 2012. № 6. С. 419-424.
- Рыманов А.Ю. Совершенствовать аренду сельхозугодий // АПК: экономика, управление. 2003. № 4. С.41-45.
- Бочарова И.Ю. Раскрытие информации и транспарентность компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 7. С. 9-15.