РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО УЧЕТА

Урусова Диана Владимировна
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт менеджмента, экономики и инноваций»
студент

Аннотация
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты раскрытия информации в системе корпоративного учета, основные понятия и модели корпоративного учета и отчетности, этапы становления корпоративного учёта. Сформулировано, что раскрытие информации является фактором, рационализирующим использование капитала корпораций.

Ключевые слова: информация, компания, корпоративная практика, корпоративный учет, корпорация, отчетность, раскрытие информации, транспарентность


DISCLOSURE OF INFORMATION IN THE CORPORATE ACCOUNTING SYSTEM

Urusova Diana Vladimirovna
Institute of Management, Economics and Innovation
student

Abstract
The article considers theoretical and practical aspects of information disclosure in the corporate accounting system, basic concepts and models of corporate accounting and reporting, stages of the development of corporate accounting. The article indicates that disclosure of information is a factor that rationalizes the use of corporations capital.

Библиографическая ссылка на статью:
Урусова Д.В. Раскрытие информации в системе корпоративного учета // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14092 (дата обращения: 11.03.2024).

В современных условиях углубления производственных связей между странами, насыщенной интернационализации производства и капитала происходит глобализация экономики, вовлекающая системы хозяйствования государств в мировой воспроизводственный процесс. Как показывает корпоративная практика, основами объединения собственности и слияния капитала в Российской Федерации становятся корпоративные структуры − крупные организации, учредители которых объединили свои возможности и создали систему хозяйствования для получения прибыли.

Развитие корпоративного учета российских компаний в рыночной экономике осуществляется достаточно сложно, так как на него влияют и международные стандарты, и внутренние институциональные механизмы. Это свидетельствует о широкомасштабности проблемы корпоративного учета, которую необходимо решить. Поэтому раскрытие информации в системе корпоративного учета является чрезвычайно актуальным и имеет высокую степень практической значимости.

Раскрывая рассматриваемую тему, нацеленную на исследование роли и места транспарентности компаний в системе корпоративного учета, выделяя этапы его развития, прежде всего, сформулируем определение самой корпорации.

В российском гражданском законодательстве долгое время корпорация не выделялась как отдельная организационная структура. Однако, в связи с введением изменений в 4 главу Гражданского кодекса, выделена эта категория. Так, юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) [1]. Корпорация − это объединение предпринимателей, которое выступает в форме акционерных обществ и сплоченных групп, которые сформировались  в результате внутриведомственного и межведомственного перемещения капитала. Современные исследователи выделяют различные классификационные признаки корпораций [2, 3]. К таким признакам можно отнести: добровольную консолидацию юридических и физических лиц для реализации предпринимательской деятельности; широкий масштаб видов деятельности; развитую систему производственных взаимоотношений; наличие штата профессиональных управленцев; осуществление деятельности на основании государственных нормативных актов. Все эти элементы требуют особой системы учета.

Одним из важнейших элементов корпоративной практики и практики эффективного хозяйствования является корпоративный учет – система сбора, обобщения, анализа и предоставления экономической информации. В современной науке исследование систем различного рода проводится с помощью системного подхода, в основе которого лежит выявление многообразных типов связей в объектах системы и сведение их в единую теоретическую картину. Поэтому корпоративный учет следует рассматривать как систему, представляющую совокупность, состоящую из элементов, которые по отдельности также можно рассматривать как подсистемы.

Целесообразно исследовать корпоративный учет с двух сторон: с одной стороны он является неотделимым элементом корпоративного менеджмента, а с другой −  отдельный вид бухгалтерского учета.

Исторически развитие корпоративного учёта и отчётности началось с появления акционерных обществ и было направлено на финансовое обеспечение экспедиций для поиска новых земель (XV-XVIII в.в.). В это время осуществляется учет акционерного капитала, акций, расчетов с акционерами. Зарождение эпохи инвестора как основного пользователя корпоративной отчетности становится главным направлением развития корпоративного учёта и отчётности.

После промышленных революций XIX в. появляется необходимость в крупных капиталовложениях, совершенствовании функционирования банков, возникновении бирж. Именно в этот период корпоративный учёт и отчётность видоизменяются. Объектами учета и элементами отчетности становятся: акционерный капитал, финансовые инструменты и др. Специфическими чертами развития на этом этапе являются: разделение функций акционеров и менеджеров, обязательное представление отчетности пользователям, необходимость аудиторских проверок, создание профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов.

Третий этап развития корпоративного учёта и отчётности можно отнести к началу XX в., когда начинается активное строительство железных дорог, образуются монополии, развиваются средства связи, интернационализируется производство и капитал. Корпоративный учет начинает ориентироваться на нематериальные активы, деловую репутацию, производные ценные бумаги и др. Основными направлениями развития в этот период становятся: принятие законов о корпорациях (компаниях) в разных странах, развитие управленческого учета, стандартизация учета и отчетности, учетная политика.

В постиндустриальной экономике информационная революция, глобализация бизнеса становятся предпосылками для нового этапа развития корпоративного учёта и отчётности. Биржевая капитализация, интеллектуальная собственность, экономическая прибыль, средневзвешенная стоимость капитала становятся элементами отчётности в информационной экономике. Корпоративный учёт развивается в сторону решения проблем учетных систем, развития стратегического учета, формирования глобальной корпоративной отчетности.

Корпоративный учет способствует формированию корпоративной отчетности – это комплекс отчетов, обеспечивающих полное и достоверное представление об экономическом состоянии, возможностях и тенденциях развития корпорации.

Информация, получаемая из корпоративного учёта необходима для формирования корпоративной отчётности − системы отчётов, решающих следующие задачи:

- разработка моделей внешней отчётности по аналогии с внутренней отчётностью;

- идентификация информации и её подразделение по интересам пользователей;

- организация рационального выбора нужной информации из внешних источников;

- создание различных методов создания и раскрытия информации по каждому важному объекту учета;

- выявление и идентификация рисков с целью управления ими и снижения отрицательных результатов − последствий влияния рисков и др.

Для улучшения деятельности корпорации требуется раскрытие учетной информации в отчетности корпорации. Корпоративный учет является важнейшим условием реализации эффективной налоговой политики, противодействия злоупотреблениям в налоговой и финансовой сфере [4].

Главным свойством отчетности становится ее открытость и доступность, позволяющая заинтересованным пользователям формировать мнение о финансовой деятельности корпорации, о реализуемом имидже компании, об её бизнес-этике [5]. Учетная информация становится фактором, рационализирующим использование капитала, функционирующего на различном макро-, мезо-, микроуровне, в различных видах деятельности – промышленности, сельском хозяйстве и др. [6, 7].  Раскрытие информации в отчетности корпорации имеет свои преимущества и недостатки. Раскрытие информации необходимо инвесторам для принятия управленческого решения о целесообразности и объеме инвестиций, следовательно, компания может предъявлять не всю информацию, а лишь ту, которая считается необходимой в соответствии с выбранным стандартом раскрытия. Это объясняется тем, что по разным стандартам раскрытия информации имеются предпочтения на различных уровнях. Например, по GAAP США включаются различные доходы и расходы, что не предусматривает МСФО. Недостатки транспарентности  информации особенно проявляются при раскрытии существенной информации по поводу себестоимости, продаж и прибыли, публикуемых в отчетности и снижающих конкурентные преимущества, т.к. это может привести к свободному и бесплатному пользованию конкурентами для оценки своих собственных сил и возможностей.

В корпоративной практике выделяют три главные модели раскрытия учетной информации. Первая модель включает в себя корпорации, публикующие свою годовую отчетность по стандартам финансовой отчетности. Сюда относятся те корпорации, которые зарегистрированы на бирже США или в системе NASDAQ. Организации, акции которых рассматриваются на биржах США, должны соответствовать требованиям Комиссии по ценным бумагам и биржам.

Вторая модель подразумевает сравнение годовых отчетов корпораций разных стран. Она подразумевает совершение действий в два этапа. Первым этапом определяется соответствие учетной информации для принятия решений в управлении в рамках каждой страны. На втором этапе полученные результаты сравниваются между отдельными странами. Отличие от первой модели заключается в том, что она наиболее широка по своему предназначению. Полученные результаты при использовании данной модели стоит обобщать, так как на них могли оказать воздействие специфические факторы.

Третья модель включает в себя годовые отчеты корпораций, применяющих при раскрытии финансовой отчетности в разные отчетные периоды различные стандарты GAAP. При таком подходе становится возможным сравнивать отчеты различных стран с целью определения степени соответствия учетной информации для принятия решений в области управления.

Таким образом, наиболее строгие требования к раскрытию информации могут быть выгодны для конкурентов. Очень трудно определить по какому  критерию выбирается та или иная система стандартов и требований к раскрытию учетной информации, так как в целом все корпорации представляют собой неоднородную группу.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 03.07.2016). Ст. 65.1.
  2. Рыманов А.Ю. Развитие теории корпоративного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 5. С.182-185.
  3. Бочарова И.Ю.  Внутрифирменные интересы в условиях формирования национальной модели корпоративного управления // Экономическая наука современной России. 2005. № 3. С. 116-123.
  4. Рыманов А.Ю. Модели противодействия злоупотреблениям в налоговой сфере // Финансы. 2007. № 4. С. 32-36.
  5. Бочарова И.Ю. Социально-этичный маркетинг и бизнес-этика компаний // Научное обозрение. 2012. № 6. С. 419-424.
  6. Рыманов А.Ю. Совершенствовать аренду сельхозугодий // АПК: экономика, управление. 2003. № 4. С.41-45.
  7. Бочарова И.Ю. Раскрытие информации и транспарентность компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 7. С. 9-15.


Все статьи автора «Урусова Диана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: