Инвестиции в своих различных видах, формах и объемах представляют собой флуктацию, которая может по-разному влиять на предприятие. Если данные изменения не достаточно сильны, то на предприятие не будет происходить никаких изменений, это раскрывает причины неудач инвестиционной политики на предприятиях. Инвестиции – это толчок, который способствует повышению активности хозяйствующих субъектов.
Современное состояние хлебопекарной промышленности свидетельствует о необходимости инновационного развития по причине изношенности, как оборудования, так и технологий производства.
Существуют различные трактовки понятия инновации, рассмотрим некоторые из них.
Инновация – это «инвестиция в новшество». Новшество (новация) – это результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т.е. новыми качествами; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности) [3].
Я. Кук и П. Майерс, считали, что инвестиции – это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке [1]. Б. Твисс утверждал, что инновации – это процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [6]. Д. Уилд, П. Месси и П.Квинтас под инновациями понимали процесс, который включает исследования, проектирование, разработка и организация производства нового продукта, технологии или системы [2]. А.В. Сурин утверждал, что инновация – это конечный результат творческой деятельности, которая получает воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, которую можно применить и которая сможет удовлетворить определенные потребности [5].
Современные экономисты придерживаются определению инновации, которое отражено в документе «Руководство Осло» [4]. «Документ Осло» был принят в 1992 году в Осло. Это методика сбора данных о технологических инновациях. При разработке нормативно-правовой базы по инновациям в России именно этот документ был взят за основу.
Согласно закону «Об инновационной деятельности», под инновациями понимается результат инновационной деятельности, получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно-полезного результата [7].
Таким образом, обобщив все вышеизложенные определения, нами было сформулировано определение инноваций в хлебопекарной промышленности, под которыми понимаются новшества реализация и практическое применение которых приводят к появлению нового товара или технологии. Инновации должны быть новшеством, они должны иметь возможность реализации и производственной применимости.
Создание инноваций посредством знаний, которые реализуются на основе научно-технических разработок, требуют оживления инвестиционной деятельность со стороны предприятий. С каждым годом существенно повышаются требования у потребителей к качеству хлебопекарной продукции.
На сегодняшний день практически на каждом предприятии хлебопекарной промышленности наблюдается отсутствие передовых технологий и отставание в их освоении. Одной из причин этого является низкая инвестиционная активность. Необходимость внедрения инноваций влечет за собой привлечение немалых средств (инвестиций).
Следует отметить, что осуществление инвестиционной деятельности предприятиями также связано с внедрением новых технологий, основанных на достижениях науки, которые позволяют не только совершенствовать традиционные способы изготовления хлеба и хлебобулочных изделий, но и получать принципиально новые продукты при обеспечении высокого качества и безопасности продукции.
Инновационные технологии требуют развития инвестиционной деятельности, усиления внимания к персоналу, поскольку освоить наукоемкие технологии могут только высококвалифицированные работники предприятий, при этом совершенствование техники и технологии производства хлеба и хлебобулочных изделий будет осуществляться в направлении повышения их пищевой и биологической ценности, с применением биотехнологических норм.
И в заключение, в России есть все возможности для развития хлебопекарной промышленности, наличие научно-технического центра хлебопекарной промышленности это одно из подтверждений. Ежегодно специалисты центра, учитывая национальные особенности населения российских регионов, ведут разработку уникальных технологий производства хлебобулочных изделий. Основными направлениями инноваций в хлебопекарной отрасли, по которой центр осуществляет свою деятельность, являются: разработка новых видов продукции, оборудования, методов анализа и контроля сырья и готовой продукции. Но в связи с тем, что инновационная восприимчивость предприятий данной отрасли очень низкая, это препятствует внедрению разработок центра. Большинство предприятий сейчас «выживают» на рынке им хватает средств лишь для поддержания себя на плаву, а на улучшение материально-технической базы средств не остается. Для хлебопекарной промышленности роль инвестиций достаточно велика. Новое оборудование и расширение производства требуют серьезных финансовых затрат, которые не всегда доступны предприятию, поэтому появляется необходимость в привлечении инвестиций для улучшения состояния предприятия во всех аспектах.
Библиографический список
- Cooke Ian. Introduction to Innovation and Technology Transfer / Ian Cooke, P. Mayers. – Boston: Artech House, Inc., 1996. – 235 p.
- Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 356 с.
- Наумов, А.Ф. Оценка объектов интеллектуальной собственности: учеб. пособие / А.Ф. Наумов. – Саратов: Поволжский институт им. П.А. Столыпина, 2012. – 315 с.
- Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / Сов. публ. ОЭСР и Евростата / пер. с англ. 3-е изд. М.: «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН), 2010. – 115 с.
- Сурин, А.В. Инновационный менеджмент: учебник / А.В. Сурин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 264 с.
- Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б.Твисс. – М.: Экономика, 1989. – 456 с.
- Федеральный Закон об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике