Лидерство Калужской области в различных отраслях экономики – это уже неоспоримый факт. Регион занимает лидирующие места по ряду основных макроэкономических показателей: по темпам роста ВРП; по уровню ВРП в расчете на одного жителя; по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения и другим. В 2016 году в достаточно тяжелых экономических условиях объём отгруженной продукции в промышленности составил 561,5 млрд. рублей, что на 13,4 процента больше, чем в 2015 году. Как отметил губернатор Калужской области А.Д. Артамонов [3], основной прирост производства обеспечили обрабатывающие отрасли, что тоже важно в свете тех задач, которые ставит наш Президент перед страной в области диверсификации экономики. Наиболее высокими темпами росли производство фармацевтической продукции – на 37 процентов, электрооборудования – на 25 процентов, автомобилей. на 20 процентов, строительных материалов, резиновых и пластмассовых изделий, продукции металлургического производства – на 12 процентов каждое, целлюлозно-бумажное производство – на 10 процентов. По объёму отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения Калужская область заняла 1-е место в Центральном федеральном округе.
Более чем на треть вырос в минувшем году объём экспорта калужских предприятий. При этом экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился в 2,2 раза.
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Калужская область сохранила за собой место в лидирующей тройке. Инвестиции в основной капитал составили за год 80 млрд. рублей. При этом, доля инвестиций в валовом региональном продукте ежегодно держится на уровне от 29 процентов до 33 процентов ( в целом по РФ – 18 процентов).
С положительной динамикой закончил год агропромышленный комплекс области. Производство валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий составило более 37,5 млрд. рублей. За счёт качественных преобразований в молочном животноводстве на 6 процентов выросло производство молока в хозяйствах всех категорий. Второй год подряд по темпу роста производства молока мы занимаем второе место в стране и первое – среди регионов Центрального федерального округа. Надой на корову всего за два года вырос на тонну и превысил в прошлом году отметку в 6 000 килограмм.
Как показывают данные таблицы 1 [4], по показателю «численность студентов образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на 10000 человек населения» Калужская область уступает РФ (коэффициент преимуществ в 2015 году 0,74). Потребность в специалистах высшей квалификации например, врачей, специалистов сельского хозяйства и др.) покрывается в результате заключения целевых договоров на подготовку высококвалифицированных специалистов с образовательными учреждениями высшего профессионального образования других регионов и, прежде всего, Москвы. Низкий уровень данного показателя в анализируемый период обусловливает в значительной степени показатель «число студентов образовательных учреждений начального профессионального образования». Потребность в подготовке рабочих кадров на ряде предприятий области покрывается благодаря собственным учебным центрам. Однако, как правило, подобную подготовку можно охарактеризовать как профессиональную адаптацию к специфическим для данного предприятия условиям труда и профессиональным навыкам, а не как полноценное овладение рабочей специальностью.
В современном обществе образование становится одним из важнейших механизмов воспроизводства всей системы качества жизни [1, с. 5-11]. Существующая система высшего образования, ориентируясь на потребности населения и перспективную структуру экономики не в полной мере соответствует современным её потребностям, в результате чего подготовленные специалисты зачастую вынуждены либо работать, не используя приобретенные навыки и профессии, либо постоянно находиться в поиске своей сферы деятельности, меняя организации [10, с. 637-641.], либо трудоустраиваются за границей.
Таблица 1 – Численность студентов образовательных учреждений профессионального образования (на начало учебного года; на 10000 человек населения)
Показатели |
Годы |
Iкж |
||||||||||||||||||
1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||
НПО РФ | 126 | 114 | 115 | 113 | 114 | 114 | 112 | 106 | 99 | 88 | 79 | 73 | 70 | 76 | 71 | 64 | 58 | 47 |
0,37 |
|
СПО РФ | 153 | 130 | 161 | 170 | 178 | 181 | 181 | 181 | 177 | 170 | 158 | 151 | 149 | 146 | 146 | 138 | 144 | 149 |
0,94 |
|
ВПО РФ | 190 | 188 | 324 | 373 | 410 | 448 | 480 | 495 | 525 | 525 | 529 | 523 | 493 | 454 | 424 | 393 | 356 | 325 |
1,71 |
|
Всего | 469 | 432 | 600 | 656 | 702 | 743 | 773 | 782 | 801 | 783 | 766 | 747 | 712 | 676 | 641 | 595 | 558 | 521 |
1,11 |
|
НПО КО | 120 | 108 | 112 | 110 | 111 | 114 | 116 | 107 | 91 | 86 | 53 | 46 | 67 | 80 | 84 | 65 | 39 | 32 |
0,27 |
|
СПО КО | 161 | 135 | 156 | 160 | 167 | 167 | 165 | 164 | 156 | 148 | 135 | 127 | 140 | 138 | 137 | 132 | 134 | 138 |
0,86 |
|
ВПО КО | 105 | 103 | 149 | 194 | 278 | 302 | 314 | 301 | 303 | 369 | 376 | 386 | 372 | 335 | 301 | 276 | 246 | 218 |
2,08 |
|
Всего | 386 | 346 | 417 | 464 | 556 | 583 | 595 | 572 | 550 | 603 | 564 | 559 | 579 | 553 | 522 | 473 | 419 | 388 |
1,09 |
|
КРФ | 0,83 | 0,80 | 0,70 | 0,71 | 0,79 | 0,78 | 0,77 | 0,73 | 0,69 | 0,77 | 0,74 | 0,75 | 0,81 | 0,82 | 0,81 | 0,79 | 0,75 | 0,74 |
0,89 |
Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование. По индексу образования, рассчитываемому с 1980 года в рамках ООН, Россия в 2014 году занимает 32 место с индексом 0.806, уступая бывшим республикам СССР Эстонии (0.874), Литве (0.868), Беларуси (0.834), Латвии (0.806) [5].
По нашему мнению, в настоящее время следует достаточно критически относиться к любым рейтингам формируемым зарубежными организациями, поскольку в той или иной степени они могут являться инструментом идеологического влияния на население нашей страны. Вместе с тем, следует принимать во внимание и те проблемы, которые реально существуют в российской системе профессионального образования. Так, не все задачи, поставленные в рамках приоритетного национального проекта «Образование» были своевременно достигнуты. В стране не в полной мере создана система непрерывного образования, доля расходов на образование в ВВП страны не достигла 6 %, оплата педагогического труда остается сравнительно низкой. В учебных заведениях начального профессионального образования численность обучающихся постоянно снижается, а выпуск из них квалифицированных рабочих снизился за последние 5 лет более, чем на 25 %, составляя менее 1 % занятых в экономике. Численность студентов среднего профессионального образования за указанный период также сократилась. За анализируемый период увеличивается лишь численность студентов высшего профессионального образования, но в последние 8 лет и она имеет тенденцию к сокращению. Имеет место увеличение заработной платы педагогических работников высшей школы, однако это достигается в значительной степени в результате увеличение размера учебной нагрузки. Заработная плата ученых остается относительно низкой и несопоставимой с профессорским гонораром в странах ЕС. Кроме того, стоит учитывать тот факт, что раньше средняя зарплата отражала общее материальное положение большинства педагогов, то в настоящее время суммы заработка руководителей образовательных учреждений и рядовых педагогов могут существенно различаться.
В настоящее время все развитые страны рассматривают повышение образовательного уровня населения как обязательный и главенствующий фактор обеспечения своего интенсивного развития. Например, если в России около двух третей выпускников школ продолжают свое обучение в высших образовательных учреждениях, то в США – 83 процента. Однако даже этот показатель не удовлетворяет США. В своей речи Барак Обама, будучи в то время Президентом США, объявляя о новых инициативах его администрации по экономическому развитию США, сказал: «В следующем десятилетии – к 2020 году – в Америке сохранится самый высокий в мире процент выпускников вузов. Вот стоящая перед нами цель. И чтобы сделать высшее образование доступным, мы уже предоставили ряд налоговых льгот и грантов. Более того, предложенный мною бюджет увеличит в три раза число аспирантских стипендий…». В Российской Федерацией имеет место тенденция сокращения обучающихся за счет средств федерального бюджета. Так, например, в 2008 году за счет средств федерального бюджета обучалось только 211 студентов на 10 тысяч человек, в то время как в 1981 году – 219 студентов. Таким образом, в Российской Федерации в последнее десятилетие установилась практика сокращения доступности высшего профессионального образования, путем сокращения числа бюджетных мест в вузах. При этом, указанная тенденция реализуется на фоне сокращения численности населения России.
В то же время востребованность высшего образования у граждан России значительно превышает названные показатели, так как на платной основе в вузах России с полным возмещением затрат обучается более половины студентов от их общего числа. Более того, в последние годы звучат заявления о необходимости сокращения числа студентов вузов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, что вызывает серьезную озабоченность в обществе. Такая политика в области высшего профессионального образования может обречь Россию на стагнацию, сохранение сырьевой экономики с последующим сползанием в ранг стран третьего мира [6].
Изучение различных мнений и суждений позволяет выделить следующие основные проблемы российского профессионального образования.
Во-первых, «пассивный», субъект-объектный, характер образования. Преимущественно процесс обучения строится на основе заучивания фактов. В современных условиях нужно учить обучающихся добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется серьёзная методическая работа по подготовке новых учебников для учеников и пособий, переподготовке педагогических работников.
Во-вторых, имеет место излишняя теоретическую направленность обучения. Воспитывая «учёного-теоретика», мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники нуждаются в длительной адаптации, связанно с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.
В-третьих, недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки квалифицированных кадров в системе образования в целом по стране. Необходимо внедрять новые технологии, обновлять учебники и учебные пособия, оборудование, используемое для учебных и научных целей.
В-четвертых, недостаточная связь между различными уровнями образования, а также образованием и дальнейшей предметной деятельностью. Так, например, отличается уровень требований, который предъявляют в школе, от уровня, необходимого для дальнейшего обучения в вузе. Поэтому, чтобы поступить в престижный ВУЗ, родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Это снижает уровень доступности высшего образования для детей из семей с низкими доходами.
Качество выпускников учебных заведений профессионального образования обеспечивается преподавательским составом, об уровне подготовки которого к решению современных проблем инновационного развития калужского региона в некоторой степени можно судить и по показателю участия в научной деятельности, в том числе финансируемой по различным грантам. Калужская область одна из первых среди регионов Российской Федерации проводит на паритетной основе региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований совместно с федеральными государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ) и региональный конкурс проектов в области гуманитарных наук совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский гуманитарный научный фонд» (РГНФ) (в 2016 году РГНФ ликвидирован в форме присоединения к РФФИ). В 2013 году подписаны долгосрочные соглашения на 2014–2018 годы между министерством образования и науки Калужской области и РФФИ, РГНФ, сформированы новые составы Региональных экспертных советов.
В 2016 году из областного бюджета на реализацию 62 проектов-победителей было выделено 12,5 млн руб. Такая же сумма выделена из федерального бюджета [9].
В реализации проектов по конкурсам РФФИ и РГНФ приняли участие ученые, специалисты, преподаватели, талантливая молодежь (всего 363 человека (в том числе выполнении проектов фундаментальных научных исследований 243 человека, табл. 7), из них докторов наук – 72, кандидатов наук – 144, аспирантов и студентов вузов — 34, специалистов научных организаций и вузов, не имеющих учёную степень, – 113) из 23 организаций, в том числе из 9 ведущих научных организаций и 7 вузов.
Таблица 2 – Участие учёных и специалистов в выполнении проектов фундаментальных научных исследований в 2016 году
Область знаний | Всего |
В том числе |
||||
доктора наук | кандидаты наук | аспиранты | студенты | другие специалисты | ||
01 — математика, механика и информатика | 20 | 4 | 12 | 1 | 2 | 1 |
02 — физика и астрономия | 44 | 11 | 14 | 1 | 1 | 17 |
03 — химия и науки о материалах | 19 | 6 | 6 | 0 | 1 | 6 |
04 — биология и медицинская наука | 32 | 7 | 15 | 0 | 0 | 10 |
05 — науки о Земле | 23 | 1 | 8 | 0 | 1 | 13 |
06 — естественно-научные методы исследований в гуманитарных науках | 8 | 2 | 5 | 0 | 0 | 1 |
07 — инфокоммуникационные технологии и вычислительные системы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
08 — фундаментальные основы инженерных наук | 97 | 17 | 36 | 3 | 0 | 41 |
Итого | 243 | 48 | 96 | 5 | 5 | 89 |
По итогам 2016 года в рамках региональных конкурсов проектов, проводимых совместно с РФФИ и РГНФ, опубликованы 502 научные работы, в том числе 125 работ — в научных журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК; количество публикаций в изданиях, включенных в международную систему цитирования (Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef), составило 256 работ; издано 7 монографий. Многие результаты проведенных исследований могут быть использованы в экономике и социальной сфере региона. Разработаны программы для ЭВМ, получено 4 свидетельства о государственной регистрации.
Результаты региональных конкурсов проектов, проведенных в 2016 году совместно с РФФИ и РГНФ, имеют важное фундаментальное и прикладное значение. Они могут быть направлены на реализацию основных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и внедрены на территории Калужской области и других регионов России. Многие результаты исследований уже используются в организациях, учреждениях, на предприятиях области, о чем свидетельствуют патенты на изобретения, акты о внедрении, свидетельства о государственной регистрации разработанных программ.
Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в валовом региональном продукте составила около 31 процента. Это четвёртый показатель в стране в 2016 году.
Представленные в исследовании показатели – лишь часть из тех значительных результатов, которые достигнуты работающими в Калужской области людьми. Государственные, муниципальные служащие, персонал коммерческих организаций и некоммерческих учреждений обеспечивают своим квалифицированным трудом рост экономики калужского региона. Это, в свою очередь, свидетельствует о результативности и эффективности системы образования Калужской области и ее готовности отвечать на современные вызовы.
Библиографический список
- Гагарина С.Н., Чаусов Н.Ю. Экономико-статистическая оценка как инструмент управления качеством жизни населения в целях устойчивого развития региона // Вестник университета (Государственный университет управления). 2016. № 12.
- Калужская область готова к началу нового учебного года // Министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области – URL: http://orgsmi.ru/news/oficialno/?item=3270 (дата обращения: 05.11.2017)
- Отчетный доклад Губернатора Калужской области А.Д. Артамонова об основных результатах деятельности Правительства Калужской области в 2016 году, социально-экономическом положении региона и задачах органов власти на предстоящий период [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //forest.admoblkaluga.ru /sub /government/ current_activities/reports/report2017 ( дата обращения: 05.11.2017)
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. – М., 2015.
- Рейтинг стран мира по уровню образования. Информация об исследовании и его результаты // Гуманитарные технологии. Аналитический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info. (дата обращения: 22.11.2017)
- Российский студенческий союз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // http://www.sekerwebs.com/www.russiansu.ru. (дата обращения: 22.11.2017)
- Сводный отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Калужской области «Развитие образования в Калужской области» в 2015 году. – Калуга, 2016. – 43 с.
- Система образования Калужской области в 2015/16 учебном году: публичный доклад министерства образования и науки Калужской области / под ред. А. С. Аникеева. – Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2016.
- Система образования Калужской области в 2016/17 учебном году: публичный доклад министерства образования и науки Калужской области / под ред. А. С. Аникеева.—Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2017.
- Чаусова Л.А., Овчаренко Я.Э., Волкова Л.В. Текучесть персонала и ее экономическая оценка // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-2 (79-2).