СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Чаусов Николай Юрьевич1, Чаусова Людмила Александровна2
1Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента
2Калужский филиал РГАУ- МСХА имени К.А.Тимирязева, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой управления с.-х. производством

Аннотация
Статья посвящена проблеме профессионального образования в условиях инновационного развития. Проанализированы показатели состояния и динамики развития региональной системы образования на примере Калужской области. Сделаны выводы о неполном соответствии существующей системы профессионального образования современным потребностям экономики.
Сделаны выводы о несоответствии высоких количественных показателей развития образовательной сферы данного региона требуемому в на-стоящее время уровню качества образования и определены основные проблемы дальнейшего функционирования сферы образования региона. Определены основные проблемы российского профессионального образования. В статье намечены возможные ресурсы решения выявленных проблем.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Чаусов Н.Ю., Чаусова Л.А. Система профессионального образования в регионе как основа инновационной экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15572 (дата обращения: 11.03.2024).

Лидерство Калужской области в различных отраслях экономики – это уже неоспоримый факт. Регион занимает лидирующие места по ряду основных макроэкономических показателей: по темпам роста ВРП; по уровню ВРП в расчете на одного жителя;  по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения и другим. В 2016 году в достаточно тяжелых экономических условиях объём отгруженной продукции в промышленности составил 561,5 млрд. рублей, что на 13,4 процента больше, чем в 2015 году. Как отметил губернатор Калужской области А.Д. Артамонов [3], основной прирост производства обеспечили обрабатывающие отрасли, что тоже важно в свете тех задач, которые ставит наш Президент перед страной в области диверсификации экономики. Наиболее высокими темпами росли производство фармацевтической продукции – на 37 процентов, электрооборудования – на 25 процентов, автомобилей. на 20 процентов, строительных материалов, резиновых и пластмассовых изделий, продукции металлургического производства – на 12 процентов каждое, целлюлозно-бумажное производство – на 10 процентов. По объёму отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения Калужская область заняла 1-е место в Центральном федеральном округе.

Более чем на треть вырос в минувшем году объём экспорта калужских предприятий. При этом экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился в 2,2 раза.

В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Калужская область сохранила за собой место в лидирующей тройке. Инвестиции в основной капитал составили за год 80 млрд. рублей. При этом, доля инвестиций в валовом региональном продукте ежегодно держится на уровне от 29 процентов до 33 процентов ( в целом по РФ – 18 процентов).

С положительной динамикой закончил год агропромышленный комплекс области. Производство валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий составило более 37,5 млрд. рублей. За счёт качественных преобразований в молочном животноводстве на 6 процентов выросло производство молока в хозяйствах всех категорий. Второй год подряд по темпу роста производства молока мы занимаем второе место в стране и первое – среди регионов Центрального федерального округа. Надой на корову всего за два года вырос на тонну и превысил в прошлом году отметку в 6 000 килограмм.

Как показывают данные таблицы 1 [4], по показателю «численность студентов образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на 10000 человек населения» Калужская область уступает РФ (коэффициент преимуществ в  2015 году 0,74). Потребность в специалистах высшей квалификации например, врачей, специалистов сельского хозяйства и др.) покрывается в результате заключения целевых договоров на подготовку высококвалифицированных специалистов с образовательными учреждениями высшего профессионального образования других регионов и, прежде всего, Москвы. Низкий уровень данного показателя в анализируемый период обусловливает в значительной степени показатель «число студентов образовательных учреждений начального профессионального образования». Потребность в подготовке рабочих кадров на ряде предприятий области покрывается благодаря собственным учебным центрам.  Однако,  как правило, подобную  подготовку можно охарактеризовать как профессиональную адаптацию  к  специфическим  для  данного  предприятия  условиям  труда и профессиональным навыкам, а не как полноценное овладение рабочей специальностью.

В современном обществе образование становится одним из важнейших механизмов воспроизводства всей системы качества жизни [1, с. 5-11]. Существующая система высшего образования, ориентируясь на потребности населения и перспективную структуру экономики  не в полной мере соответствует современным её потребностям, в результате чего подготовленные специалисты зачастую вынуждены либо работать, не используя  приобретенные навыки и профессии, либо постоянно находиться в поиске своей сферы деятельности, меняя организации [10, с. 637-641.], либо трудоустраиваются за границей.

Таблица 1 – Численность студентов образовательных учреждений профессионального образования (на начало учебного года; на 10000  человек населения)

Показатели

Годы

Iкж

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
НПО РФ 126 114 115 113 114 114 112 106 99 88 79 73 70 76 71 64 58 47

0,37

СПО РФ 153 130 161 170 178 181 181 181 177 170 158 151 149 146 146 138 144 149

0,94

ВПО РФ 190 188 324 373 410 448 480 495 525 525 529 523 493 454 424 393 356 325

1,71

Всего 469 432 600 656 702 743 773 782 801 783 766 747 712 676 641 595 558 521

1,11

НПО КО 120 108 112 110 111 114 116 107 91 86 53 46 67 80 84 65 39 32

0,27

СПО КО 161 135 156 160 167 167 165 164 156 148 135 127 140 138 137 132 134 138

0,86

ВПО КО 105 103 149 194 278 302 314 301 303 369 376 386 372 335 301 276 246 218

2,08

Всего 386 346 417 464 556 583 595 572 550 603 564 559 579 553 522 473 419 388

1,09

КРФ 0,83 0,80 0,70 0,71 0,79 0,78 0,77 0,73 0,69 0,77 0,74 0,75 0,81 0,82 0,81 0,79 0,75 0,74

0,89

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.  По индексу образования, рассчитываемому с 1980 года в рамках ООН, Россия в 2014 году занимает 32 место с индексом 0.806, уступая бывшим республикам СССР Эстонии (0.874), Литве (0.868), Беларуси (0.834), Латвии (0.806) [5].

По нашему мнению, в настоящее время следует достаточно критически относиться к любым рейтингам формируемым зарубежными организациями, поскольку в той или иной степени они могут являться инструментом идеологического влияния на население нашей страны. Вместе с тем, следует принимать во внимание и те проблемы, которые реально существуют в российской системе профессионального образования. Так,  не все задачи, поставленные в рамках приоритетного национального проекта «Образование» были своевременно достигнуты. В стране не в полной мере создана система непрерывного образования, доля расходов на образование в ВВП страны не достигла 6 %, оплата педагогического труда остается сравнительно низкой. В учебных заведениях начального профессионального образования численность обучающихся постоянно снижается, а выпуск из них квалифицированных рабочих снизился за последние 5 лет более, чем на 25 %, составляя менее 1 % занятых в экономике. Численность студентов среднего профессионального образования за указанный период также сократилась. За анализируемый период увеличивается лишь численность студентов высшего профессионального образования, но в последние 8 лет и она имеет тенденцию к сокращению. Имеет место увеличение заработной платы  педагогических работников высшей школы, однако это достигается в значительной степени в результате увеличение размера учебной нагрузки. Заработная плата ученых остается относительно низкой и несопоставимой с профессорским гонораром в странах ЕС. Кроме того, стоит учитывать тот факт, что раньше средняя зарплата отражала общее материальное положение большинства педагогов, то в настоящее время суммы заработка руководителей образовательных учреждений и рядовых педагогов могут существенно различаться.

В настоящее время все развитые страны рассматривают повышение образовательного уровня населения как обязательный и главенствующий фактор обеспечения своего интенсивного развития. Например, если в России около двух третей выпускников  школ продолжают свое обучение в высших образовательных учреждениях, то  в США – 83 процента.  Однако даже этот показатель не удовлетворяет США. В своей речи Барак Обама, будучи в то время Президентом США, объявляя о новых инициативах его администрации по экономическому развитию США, сказал: «В следующем десятилетии – к 2020 году – в Америке сохранится самый высокий в мире  процент выпускников вузов. Вот стоящая перед нами цель. И чтобы сделать высшее образование доступным, мы уже предоставили ряд налоговых льгот и грантов. Более того, предложенный мною бюджет увеличит в три раза число аспирантских стипендий…». В Российской Федерацией имеет место тенденция сокращения обучающихся за  счет средств федерального бюджета. Так, например,  в  2008 году за  счет средств федерального бюджета обучалось только 211 студентов на 10 тысяч человек, в то время как  в 1981 году – 219 студентов. Таким образом, в Российской Федерации в последнее десятилетие установилась практика сокращения доступности высшего профессионального образования, путем сокращения числа бюджетных мест в вузах.  При этом, указанная тенденция реализуется на фоне сокращения численности населения России.

В то же время  востребованность высшего образования у граждан России значительно превышает названные показатели, так как на платной основе в вузах России с полным возмещением затрат обучается более половины студентов от их общего числа. Более того, в последние годы  звучат заявления о необходимости сокращения числа студентов вузов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, что вызывает серьезную озабоченность в обществе. Такая политика в области высшего профессионального образования  может обречь Россию на стагнацию, сохранение сырьевой экономики с последующим сползанием в ранг стран третьего мира [6].

Изучение различных мнений и суждений позволяет выделить следующие основные проблемы российского профессионального образования.

Во-первых, «пассивный», субъект-объектный, характер образования. Преимущественно процесс обучения строится на основе заучивания фактов. В современных условиях нужно учить обучающихся добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется серьёзная методическая работа по подготовке новых учебников для учеников и пособий, переподготовке педагогических работников.

Во-вторых, имеет место излишняя теоретическую направленность обучения. Воспитывая «учёного-теоретика», мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники нуждаются в длительной адаптации, связанно с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

В-третьих, недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки квалифицированных кадров в системе образования в целом по стране. Необходимо внедрять новые технологии, обновлять учебники и учебные пособия, оборудование, используемое для учебных и научных целей.

В-четвертых, недостаточная связь между различными уровнями образования, а также образованием и дальнейшей предметной деятельностью. Так, например, отличается уровень требований, который предъявляют в школе, от уровня, необходимого для дальнейшего обучения в вузе. Поэтому, чтобы поступить в престижный ВУЗ, родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Это снижает уровень доступности высшего образования для детей из семей с низкими доходами.

Качество выпускников учебных заведений профессионального образования обеспечивается преподавательским составом, об уровне подготовки которого к решению современных проблем инновационного развития калужского региона в некоторой степени можно судить и по показателю участия в научной деятельности, в том числе финансируемой по различным грантам. Калужская область  одна из первых среди регионов Российской Федерации   проводит на паритетной основе региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований совместно с федеральными государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фунда­ментальных исследований» (РФФИ) и региональный конкурс проектов в области гуманитарных наук совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский гуманитарный научный фонд» (РГНФ) (в 2016 году РГНФ ликвидирован в форме присоединения к РФФИ).   В 2013 году подписаны долгосрочные соглашения на 2014–2018 годы ме­жду министерством образования и науки Калужской области и РФФИ, РГНФ, сформированы новые составы Региональных экспертных советов.

В 2016 году из областного бюджета на реализацию 62 проектов-победителей было выделено 12,5 млн руб. Такая же сумма выделена из федерального бюджета [9].

В реализации проектов по конкурсам РФФИ и РГНФ приняли участие ученые, специалисты, препо­даватели, талантливая молодежь (всего 363 человека (в том числе выполнении проектов фундаментальных научных исследований 243 человека, табл. 7), из них докторов наук – 72, кандидатов наук – 144, аспирантов и студентов вузов — 34, специалистов научных организаций и вузов, не имеющих учёную степень, – 113) из 23 организаций, в том числе из 9 ведущих научных организаций и 7 вузов.

Таблица 2 – Участие учёных и специалистов в выполнении проектов фундаментальных научных исследований в 2016 году

Область знаний Всего

В том числе

доктора наук кандидаты наук аспиранты студенты другие спе­циалисты
01 — математика, механика и информатика 20 4 12 1 2 1
02 — физика и астрономия 44 11 14 1 1 17
03 — химия и науки о материалах 19 6 6 0 1 6
04 — биология и медицинская наука 32 7 15 0 0 10
05 — науки о Земле 23 1 8 0 1 13
06 — естественно-научные методы исследо­ваний в гуманитарных науках 8 2 5 0 0 1
07 — инфокоммуникационные технологии и вычислительные системы 0 0 0 0 0 0
08 — фундаментальные основы инженерных наук 97 17 36 3 0 41
Итого 243 48 96 5 5 89

По итогам 2016 года в рамках региональных конкурсов проектов, проводимых совместно с РФФИ и РГНФ, опубликованы 502 научные работы, в том числе 125 работ — в научных журналах и издани­ях, рекомендуемых ВАК; количество публикаций в изданиях, включенных в международную систему цитирования (Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef), составило 256 работ; издано 7 монографий. Многие результаты прове­денных исследований могут быть использованы в экономике и социальной сфере региона. Разработаны программы для ЭВМ, получено 4 свидетельства о государственной регистрации.

Результаты региональных конкурсов проектов, проведенных в 2016 году совместно с РФФИ и РГНФ, имеют важное фундаментальное и прикладное значение. Они могут быть направлены на реализацию основных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и внедрены на территории Калужской области и других регионов России. Многие результаты исследований уже используются в организациях, учреждениях, на предприятиях области, о чем свидетельствуют патенты на изобретения, акты о внедрении, свидетельства о государственной регистрации разработанных программ.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в валовом региональном продукте составила около 31 процента. Это четвёртый показатель в стране в 2016 году.

Представленные в исследовании показатели – лишь часть из тех значительных результатов, которые достигнуты работающими в Калужской области людьми. Государственные, муниципальные служащие, персонал коммерческих организаций и некоммерческих учреждений обеспечивают своим квалифицированным трудом рост экономики калужского региона. Это, в свою очередь, свидетельствует о результативности и эффективности системы образования Калужской области и ее готовности отвечать на современные вызовы.


Библиографический список
  1. Гагарина С.Н., Чаусов Н.Ю. Экономико-статистическая оценка как инструмент управления качеством жизни населения в целях устойчивого развития региона // Вестник университета (Государственный университет управления).  2016. № 12.
  2. Калужская область готова к началу нового учебного года // Министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области – URL: http://orgsmi.ru/news/oficialno/?item=3270 (дата обращения:  05.11.2017)
  3. Отчетный доклад Губернатора Калужской области А.Д. Артамонова об основных результатах деятельности Правительства Калужской области в 2016 году, социально-экономическом положении региона и задачах органов власти на предстоящий период [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //forest.admoblkaluga.ru /sub /government/ current_activities/reports/report2017 ( дата обращения: 05.11.2017)
  4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015:   Стат. сб. / Росстат. – М., 2015.
  5. Рейтинг стран мира по уровню образования. Информация об исследовании и его результаты // Гуманитарные технологии. Аналитический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info. (дата обращения: 22.11.2017)
  6. Российский студенческий союз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // http://www.sekerwebs.com/www.russiansu.ru. (дата обращения: 22.11.2017)
  7. Сводный отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Калужской области «Развитие образования в Калужской области»  в 2015 году. – Калуга, 2016. – 43 с.
  8. Система образования Калужской области в 2015/16 учебном году: публичный доклад министерства образования и науки Калужской области / под ред. А. С. Аникеева. – Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2016.
  9. Система образования Калужской области в 2016/17 учебном году: публичный доклад министерства образования и науки Калужской области / под ред. А. С. Аникеева.—Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2017.
  10. Чаусова Л.А., Овчаренко Я.Э., Волкова Л.В. Текучесть персонала и ее экономическая оценка // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-2 (79-2).


Все статьи автора «Чаусова Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: