Научный руководитель Удальцова Наталья Леонидовна
Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)
кандидат экономических наук, доцент
В современном мире научно-технический прогресс – это основной фактор экономического роста. Любая страна заинтересована в своем росте и развитии, а значит, особое внимание, должно уделяться инновационной деятельности. Данная сфера не может развиваться без эффективного государственного регулирования, так как процесс внедрения инноваций отличается длительностью, неоднозначностью и неопределенностью результата, высокими издержками.
Государственное регулирование – это комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности на определенном этапе экономического развития страны.
Государственное регулирование может осуществляться с помощью прямых и косвенных методов. К прямым методам относится непосредственно финансирование НИОКР и инновационной деятельности, к косвенным – методы налогового регулирования, которые включают налоговые льготы, отсрочку налогообложения.
Налоговое регулирование является одним из основных методов государственного регулирования инновационной деятельности. Одни из его элементов является предоставление налоговых льгот. Налоговые льготы решают несколько задач экономики, в том числе способствуют привлечению частного капитала в сферу инновационного развития и обеспечивают конкурентоспособность национальной экономики.
Налоговые льготы, предусмотренные российским законодательством условно можно разделить на 3 группы:
- Налоговые льготы для всех налогоплательщиков, занимающихся инновационной деятельностью;
- Налоговые льготы для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории особой экономической зоны;
- Налоговые льготы для организаций-участников проекта ИЦ «Сколково».
Основными налогами, в рамках которых и внедрены такие стимулирующие механизмы как налоговые льготы, являются налоги, которые несут наибольшую налоговую нагрузку, то есть НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Исходя из этого, первую группу налоговых льгот можно представить в виде таблицы.[4с. 153]
Таблица 1. Налоговые льготы для всех налогоплательщиков
Льготы по НДС | Льготы по налогу на прибыль | Льготы по налогу на имущество |
|
|
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов и не могут превышать 2,2%. (п.1 ст.380 НК РФ) |
Не менее важны налоговые льготы второй группы, то есть относящиеся к налогоплательщикам, осуществляющим деятельность на территории особой экономической зоны. Аналогично их можно разделить на 3 подгруппы.
Таблица 2. Налоговые льготы для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории особой экономической зоны
Льготы по налогу на прибыль | Земельный налог | Налог на имущество |
|
|
|
Для организаций-участников проекта ИЦ «Сколково» можно выделить следующие группы налоговых льгот:
- Освобождение от уплаты НДС.
- Освобождение от уплаты налога на прибыль.
- Пониженный тариф страховых взносов.
В последние годы государство активно использует систему налоговых льгот, отметилась тенденция к их увеличению. Эффективное использование налоговых льгот действительно влияет на регулирование экономики, содействует перераспределению налогового бремени. Однако в настоящее время налоговое регулирование инновационной деятельности с помощью налоговых льгот затруднено. Это связано, прежде всего, с сырьевой специализацией экономики, отсутствием стабильного финансирования инновационных процессов и как следствие значительным технологическим отставанием России от мирового уровня.
Следует отметить, что изменение только нормативно-правовой базы не приведет к значительным улучшениям в экономике. Необходимо стимулирование повышенного интереса со стороны частного бизнеса, которое может быть достигнуто введением действительно эффективных налоговых льгот и общим реформированием научно-технической сферы.
В настоящее время систему налоговых льгот нельзя назвать совершенной. Изменения в налоговом кодексе часто непонятны налогоплательщикам, что не приводит к их правильному использованию. Кроме этого, отсутствие эффективного мониторинга использования налоговых льгот, в особенности по региональным и местным налогам, не отражает реальные изменения, происходящие в экономике.
С целью выявления значимых и эффективных налоговых льгот, а так же полноты и правильности их использования следует ввести ряд требований:
- Устанавливать максимально длительный срок действия льгот (так как процесс внедрения инновация отличается не только высокими издержками, но и длительностью);
- Обеспечить контроль над целевым использованием сэкономленных финансовых ресурсов (средства должны использоваться для инновационной деятельности, льготы по которой были получены);
- Выработать единые объективные критерии оценки эффективности налоговых льгот.[1]
Для реализации действенной политики налогового регулирования не менее важным аспектом является и изучение опыта зарубежных стран. Многие страны отличаются своими, индивидуальными способами стимулирования и регулирования инновационной деятельности.
В США особое внимание уделяется амортизации, которая непосредственно связана с налогом на прибыль организаций. Так, для оборудования, используемого в НИОКР, устанавливается пятилетний срок амортизации. Результатом ускоренной амортизации становится успешное стимулирование обновления производственных фондов.[2 с.3] В международной практике можно встретить положения, разрешающие в отдельных странах полное списание стоимости оборудования в первый год. Аналогом данной льготы в России является амортизационная премия, которая предусматривает размер максимального списания в первый год в размере 30% от стоимости оборудования.
Во Франции, например, применяются амортизационные каникулы, то есть отсрочка амортизации, которой пользуется предприятие, попавшее в трудное положение. Оно может вычесть из облагаемого дохода суммы амортизации с обязательством включить их в последующем в амортизацию, а до этого использовать эти средства на цели текущего финансирования для выхода из кризисной ситуации.
Таким образом, инновационная деятельность, которая является важнейшим составляющим успешного развития государства, не может быть реализована без государственного регулирования. Налоговое регулирование является одним из способов государственного регулирования. Непосредственно воздействуют на сферу внедрения инноваций такие инструменты как налоговые льготы. В настоящее время налоговое законодательство претерпевает ряд изменений, в том числе в сфере НИОКР. Положительным результатом является действие амортизационной премии, признание расходов на НИОКР независимо от их результата. Намечается тенденция к росту налоговых льгот. Однако не все они являются эффективными. Необходимо разработать ряд принципом, требований для выявления действенных налоговых льгот; разработать контроль над правильностью использования финансовых ресурсов предприятиями, применяющими данные налоговые льготы; изучить наиболее успешные методы налогового регулирования инновационной сферы зарубежных стран. Осуществление данных задач может стать предпосылкой к созданию эффективного механизма развития инноваций в России.
Библиографический список
- Власова Е.В., Баклушина Ю.А Налоговое регулирование инновационного развития экономики в условиях преодоления кризиса // Концепт. – 2015.- №4. – с.1-8
- Залибекова Д. З., Касимова Д. М. Налоговое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности за рубежом // Евразийский юридический журнал. – 2015
- Куклина Е. А. Система налоговых льгот и стимулов и их эффективность (в контексте инновационного развития Российской Федерации) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014.- №1. – с.118-128
- Попова Е. В. Налоговое стимулирование как метод регулирования инновационного развития территории/ Е.В. Попова// Региональное развитие.- 2014.- №3-4. – с.152-156
- Удальцова Н.Л. Системные проблемы и угрозы национальной инновационной системе России/ Н.Л. Удальцова // Экономика. Налоги. Право. – 2016.- №3. –с.113-119
- Удальцова Н.Л., Михелашвили Н.Р. Конкурентоспособность национальной инновационной системы России: аналитический обзор // Креативная экономика. — 2016. — Том 10. — № 1. — с. 9-20.
Количество просмотров публикации: Please wait