ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКО ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Морковкин Дмитрий Евгеньевич
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
к.э.н., доцент Департамента экономической теории

Аннотация
В работе предлагаются концептуальные положения, связанные с возможностью перехода на новую парадигму инновационного развития национальной экономики, основанную на формировании ее высоко диверсифицированной структуры и технологической модернизации с позиции системного подхода.

Ключевые слова: диверсификация, инновации, инновационное развитие, промышленность, реальный сектор экономики, системный подход., экономика


THE CREATION OF A HIGHLY DIVERSIFIED INNOVATIVE ECONOMY IN RUSSIA: A SYSTEMATIC APPROACH

Morkovkin Dmitry Evgenievich
Financial University under Government of the Russian Federation
PhD in Economy, Docent of Department of economic theory

Abstract
The work offers conceptual provisions related to the possibility of transition to the new paradigm of innovative development of the national economy, based on the formation of its highly diversified structure and technological upgrading in terms of systemic approach.

Keywords: diversification, economy, Innovation, innovative development, national industry, real economy, systematic approach


Библиографическая ссылка на статью:
Морковкин Д.Е. Формирование высоко диверсифицированной инновационной экономики России: системный подход // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/02/14147 (дата обращения: 18.03.2024).

Ключевой проблемой российской экономики в настоящее время является крайняя степень зависимости от нефтегазовых доходов, которые на 2015 г. составляли почти половину государственного бюджета нашей страны (табл. 1). Такая модель национальной экономики довольно шатка и неистойчива из-за нескольких факторов. Во-первых, она, безусловно, несовременна. Во-вторых, благосостояние страны с такой экономической моделью очень сильно зависит от мировой конъюнктуры на топливно-энергетические ресурсы, которые она в одиночку не в состоянии установить.

Таблица 1. Структурные показатели доходов федерального бюджета Российской Федерации

Год

Нефтегазовые доходы, млрд руб.

Ненефтегазовые доходы, млрд руб.

Доля нефтегазовых доходов, %

Доля ненефтегазовых доходов, %

2013

6534

6485,9

50,18

49,82

2014

7433,8

7063,1

51,28

48,72

2015

5862,6

7796,6

42,92

57,08

Источник: составлено автором по данным Министерства финансов РФ [1].

На основании данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод о существенном снижении доли нефтегазовых доходов лишь в 2014 г. Однако, к сожалению, это было вызвано не позитивными структурными сдвигами в отраслях национальной экономики, а резким падением цен на мировом рынке энергоресурсов.

Сегодня Россия отстает по главным показателям от ведущих стран мира: как по уровню ВВП, так и по ВВП на душу населения. Так, в производство новых знаний в России вкладывают около 1,6% ВВП, в то время как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – 5%. Именно поэтому данная проблема является крайне актуальной на сегодняшний день, так как Россия находится в списке аутсайдеров научно-технологического развития среди стран с развитой экономикой.

Многолетним лидером по количеству международных патентных заявок во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) является США (см. рис. 1), на которую приходится почти 30% всех заявок. В 2015 г. было зарегистрировано более 57 тыс. американских заявок, а заявок из России – 792, что говорит об отставании российской науки и экономики более чем в 72 раза по данному показателю.

Рис. 1. Количество международных заявок на патенты в ВОИС

Источник: составлено автором по данным ВОИС [2].

По данным Госсовета России, средний возраст ученых в нашей стране составляет 56 лет, в то время как в США средний возраст ученого не более 45 лет. Также, на содержание и финансирование науки Российская Федерация тратит в 8 раз меньше, чем США. Именно такие удручающие показатели и становятся причиной того, что на протяжении последних десятилетий из России происходит массовая «утечка мозгов», приводящая к тенденции, рассмотренной на рис. 1 – снижению научной активности в России и увеличению ее в других странах.

При этом экономика России в большом количестве использует импортные технологии, поскольку отсутствует эффективное взаимодействие между 3 субъектами инновационно-технологического развития: государством, наукой и бизнесом (корпоративным сектором), призванное рождать новые фундаментальные знания, которые бы стали «локомотивами» нового качества экономического развития страны, основой формирования  высоко диверсифицированной структуры инновационной экономики России.

Стратегическим ориентиром в развитии российской экономики должна стать модель «экономики знаний», которая в широком определении понимается как модель экономического развития, в которой важнейшая роль принадлежит знаниям, технологиям и инновациям [5 ,13, 15].

Основой среднесрочного и долгосрочного развития экономики знаний является формирование институциональной структуры и инфраструктуры нового технологического уклада. Оно требует проведения системной и гибкой государственной институциональной и инновационной промышленной политики, что приведет к технологической модернизации и новой индустриализации страны [6, 7, 10, 12].

Принципами государственного регулирования институционализации экономики знаний должны стать: системность (комплексный охват воздействия на все ее секторы), гибкость (дифференциация методов и инструментов в зависимости от специфики сектора и его потенциала), интерактивность (активное взаимодействие с широким кругом субъектов и стейкхолдеров).

На данный момент на федеральном уровне в России выделены следующие ключевые направления государственной институциональной политики в области экономики знаний:

  • в «аналитическом» секторе: радикальное увеличение финансирования науки в Российской Федерации. Ориентиром является уровень наукоемкости ВВП, равный 2,5–4% (к 2020 г.). На сегодняшний день этот показатель составляет около 0,5% ВВП;
  • в «синтетическом» секторе: разработка системы оценки деятельности инновационных предприятий, что позволит объективно поощрять их деятельность грантами, а также стимулировать спрос населения к высокотехнологичной продукции;
  • в «символическом» секторе: разработка Национальной стратегии развития креативных индустрий, а также создание системы институциональной поддержки их деятельности.

Таким образом, в целях сбалансированного инновационно-технологического развития страны и формирования высоко диверсифицированной структуры ее экономики, необходимо рациональное взаимодействие реального сектора экономики, науки и государства, которое выражается в необходимости следующих нововведений:

  • становление правовых и экономических условий, благоприятствующих развитию инновационной и предпринимательской деятельности в стране;
  • непосредственное участие государства в создании и развитии инновационной инфраструктуры, стимулирование и финансирование сектора научных исследований и разработок в области высокотехнологичной продукции;
  • определение наиболее важных технологий, на основе которых выстраиваются приоритеты научно-технологического развития для науки, бизнеса и образования.

Предлагаемые мероприятия с учетом системных принципов позволят сформировать индустриальный  каркас «новой» высоко диверсифицированной российской экономики, основанный на взвешенной институционально-структурной политике, тиражировании инноваций, эффективном импортозамещении, инструментах государственно-частного партнерства, современных формах пространственной организации экономики.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru
  2. Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int
  3. Инновационный человек и инновационное общество. – Новосибирск, 2012.
  4. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.
  5. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. – С. 74-80.
  6. Морковкин Д.Е. Институциональные аспекты финансового обеспечения инновационного развития реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II международной научно-практической конференции; в 2-х ч. Ч. 2 / под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. – М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. – С. 434-442.
  7. Незамайкин В.Н, Морковкин Д.Е. Инфраструктурное обеспечение модернизации и инновационного преобразования реального сектора экономики России как фактор национальной экономической безопасности // Актуальные проблемы управления: Сборник статей международной научной конференции. Москва, 31 марта 2015 г. / Отв. ред. Н.И. Архипова. – М.: РГГУ, 2015. – С. 222-228.
  8. Морковкин Д.Е. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства как условие восстановления экономического роста // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 497-501.
  9. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 467 с.
  10. Сорокин Д.Е., Толкачев С.А. Условия и факторы эффективной реиндустриализации и промышленной политики России // Экономическое возрождение России. – 2015. – № 4 (46). – С. 87-99.
  11. Шманёв С.В., Паршутина И.Г., Перепечаева Е.С. Менеджмент инновационной деятельности промышленных предприятий в условиях неопределенности и риска // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2013. – № 4. – С. 56-62.
  12. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3. – С. 53-59.
  13. Шумаев В.А. Управление инновациями: состояние, теория, практика: монография / В.А. Шумаев. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. 172 с.
  14. Шумаев В. А. Модернизация промышленности и логистики на основе кластерного подхода // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2015. – №2. – С. 174-181.
  15. Шумаев В. Инновационное развитие: проблемы и решения // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2013. – № 3. – С. 90-93.
  16. Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 6 (96). – С. 6-18.
  17. Коряков А.Г. Роль государства в обеспечении устойчивого развития отраслей экономики // Национальная безопасность / nota bene. 2012. № 4. С.4-12.
  18. Rudenko L.G. Methodological Approaches to Assessing the Regulatory Impact of the State in the Innovation Development Sphere of Market Services / Regina R. Kharisova, Sergey V. Kiselev, Natalia M. Chikisheva, Lyudmila G. Rudenko, Irina A. Astafyeva, etc // Journal of Sustainable Development. – Vol. 8, No. 3. – June 2015. – PDG. 194-202 DOI: 10.5539/jsd.v8n3p194


Все статьи автора «Морковкин Дмитрий Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: