Матричные подходы для проведения портфельного анализа и выбора стратегических направлений развития предприятия весьма активно находят применение в практической деятельности маркетологов всего мира. Такие популярные матрицы, как матрицы БКГ, И. Ансоффа, МакКинси, адаптированы к использованию при оценке развития отдельных отраслевых рынков, однако современные реалии российской экономики диктуют свои условия и требуют совершенно новых подходов к выработке стратегий развития. Одним из актуальных вопросов, требующих решения, остается вопрос импортозамещения в отраслях народного хозяйства.
Меры по реализации стратегии импортозамещения сегодня являются приоритетными направлениями развития агропродовольственного рынка. При этом необходим новый подход к оценке возможностей полной или частичной реализации импортозамещения на том или ином отраслевом рынке, являющего составной частью рынка агропродовольственного.
В этой связи автором был разработан новый матричный подход, в основе которого лежит сопоставление темпов прироста производства на отраслевом рынке и уровня конкурентоспособности производимой продукции. Сопоставление выбранных критериев позволит определить не только возможность анализируемого рынка к полному или частичному импортозамещению, но и выбрать стратегическое направление развития рынка.
Темп прироста производства той или иной отрасли подлежит расчету исходя из объема валового выпуска продукции за анализируемый период.
Оценка уровня конкурентоспособности сводится к расчету конкурентоспособности по цене, т.е. соотношения цены продукции местного производства к цене аналогичной импортной (или ввозимой из других регионов) продукции на рынке. В случае, если соотношение более 100%, то уровень конкурентоспособности низкий, результат соотношения менее 100% свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности [2, с. 30-31].
Результат сопоставления рынков по предложенным критериям оформляется в виде двухмерной матрицы (рис. 1), выступающей базисом для разработки стратегического решения.
Рисунок 1 – Стратегическая матрица «производство / конкурентоспособность» (разработано автором)
В результате построения матрицы возможно отнести анализируемый рынок к одному из представленных сегментов:
Сегмент «А» характеризуется высоким темпом прироста производства наряду с высоким уровнем конкурентоспособности, что позволяет говорить о применении стратегии лидерства, направленной на завоевание/сохранение лидирующих позиций и увеличение рынков сбыта. Вероятно развитие сценария полного импортозамещения в отрасли.
В сегменте «В» при относительно высоком темпе роста производства (более 5%) отраслевого рынка и неустойчивой конкурентоспособности производимой отраслью продукции имеет смысл уделить внимание повышению потребительских свойств продовольствия, ребрендингу или позиционированию отрасли в целом с целью формирования стабильно высокой конкурентоспособности продукции. Попустительство в данном сегменте может привести к снижению спроса в случае ликвидации запрета на ввоз иностранного продовольствия.
Высокий уровень конкурентоспособности в совокупности с низким темпом роста производства обусловливает приоритет выбора стратегии ожидания (сегмент «С»). Суть стратегии сводится к ожиданию притока инвестиций в производственные предприятия, т.к. отрасль характеризуется производством продукции высокого уровня конкурентоспособности, а следовательно, имеет перспективы к полному восполнению импорта даже в случае ликвидации продовольственного эмбарго.
Низкие темпы роста производства и низкий уровень конкурентоспособности свидетельствуют о необходимости выбора стратегии приумножения (сегмент «D»), заключающейся в концентрации усилий по привлечению инвестиций в отрасль и повышению органолептических свойств продукции отрасли. В условиях импортозамещения спрос на продукцию данной отрасли обусловлен отсутствием аналогов, что указывает на высокую степень риска для отрасли в случае ликвидации продовольственных санкций.
Отсутствие роста производства и стабильно конкурентоспособная продукция в отрасли являются основанием для применения стратегии выживания (сегмент «Е»), в основу которой заложено выборочное инвестирование потенциально перспективных предприятий отрасли либо интеграция крупнейших производителей отрасли с целью сокращения затрат и роста темпов производства.
Малоперспективным, с точки зрения дальнейшего развития, является сегмент «F» матрицы, расположенный на пересечении отрицательного темпа роста производства и низкой конкурентоспособности продукции отрасли. Стратегию данного сегмента можно охарактеризовать как стратегию сворачивания, требующую в большей степени оптимизации затрат отрасли для повышения эффективности производства или дифференциации производства с целью выпуска наиболее конкурентоспособной продукции. Предприятия данного сегмента, с точки зрения покрытия импорта, являются также малоперспективными.
Таким образом, концентрация отраслевых рынков в сегментах «А», «В», «С» позволяет утверждать, что агропродовольственный рынок в целом является перспективным и имеет потенциал для полного замещения импортного продовольствия [1, с. 99].
С целью апробации предложенного матричного подхода к оценке возможностей рынка по реализации стратегии импортозамещения построим матрицу «производство / конкурентоспособность» для агропродовольственного рынка Алтайского края. Исходные данные для матрицы представлены в таблице 1 [4].
Таблица 1 – Исходные данные для анализа возможности импортозамещения агропродовольственного рынка Алтайского края, 2016 г.
Продукция отраслевого рынка |
Темп прироста производства 2016 г. к 2011 г., % |
Уровень конкурентоспособности |
Зерновые и зернобобовые культуры |
низкий (+1%) |
высокий |
Картофель |
отрицательный (-6,8%) |
высокий |
Масличные культуры |
высокий (+37%) |
высокий |
Молоко и молокопродукты |
отрицательный (-2,6%) |
высокий |
Овощи (открытого и закрытого грунта) |
отрицательный (-7,4%) |
низкий |
Скот и птица (в убойном весе) |
высокий (+10,4%) |
высокий |
Фрукты, ягоды и орехи |
отрицательный (-25%) |
низкий |
Яйца пищевые |
низкий (+4%) |
высокий |
Результат сопоставления рынков по предложенным критериям оформим в виде двухмерной матрицы, представленной на рисунке 2.
Согласно предложенной матрице видим, что рынки масличных культур, мяса и мяса птицы, яиц, сконцентрированы в сегменте стратегии лидерства, что свидетельствует о вероятном развитии сценария полного импортозамещения в отраслях.
Для рынка зерновых приоритетна стратегия ожидания.
Рисунок 2 – Матрица «производство/конкурентоспособность» для отраслевых рынков Алтайского края, 2016 г.
Рынки картофеля, молока и молокопродуктов расположены в сегменте стратегии выживания, следовательно, отрасли нуждаются в выборочном инвестировании потенциально перспективных предприятий либо интеграции крупнейших производителей отрасли с целью сокращения затрат и роста темпов производства. При этих условиях импортозамещение также возможно.
В сегменте стратегии сворачивания расположились рынки фруктово-ягодный и овощной. Данный сегмент требует в большей степени оптимизации или дифференциации производства с целью выпуска наиболее конкурентоспособной продукции. В случае сохранения инертного сценария развития для отраслей данного сегмента, можно говорить о малоперспективности реализации стратегии импортозамещения, что свидетельствует о необходимости преобразований на данных отраслевых рынках Алтайского края [4, с. 72].
Таким образом, видим, что предложенный матричный подход к оценке возможностей импортозамещения является актуальным, теоретически обоснованным и практически ориентированным.
Библиографический список
- Ковалева И.В., Рожкова Д.В. Методический подход к проведению маркетингового анализа регионального агропродовольственного рынка // Сибирская финансовая школа. – 2016. – № 2 (115). – С. 97-99.
- Ковалева И.В., Рожкова Д.В. Функционирование овощного рынка Алтайского края в условиях импортозамещения: тенденции и перспективы развития / И.В. Ковалева, Д.В. Рожкова. – Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2016. – 131 с.
- Рожкова Д.В. Развитие рынка овощей в условиях импортозамещения (на материалах Алтайского края): дис….канд. экон. наук: 08.00.05. – Новосибирск, 2016. – 160с.
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистки по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://akstat.gks.ru (дата обращения 10.02.2017).
Количество просмотров публикации: Please wait