Инновационная деятельность является основным направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения страны. В большинстве стран около 70-85% прироста валового внутреннего продукта приходится на новые знания, которые воплощаются в инновационных разработках и новых технологиях производства. Следовательно, современное общество строится на знаниях. Знание же воплощается в высокотехнологичных товарах производства и управления.
Государственное регулирование инновационной политики предполагает в качестве критерия эффективности реакцию данный научных организаций на действия государственных и муниципальных органов. Следовательно, государственные органы воздействуют на объект инновационной деятельности для получения необходимых результатов.
Государственные органы для изменения экономического поведения инновационных организаций в процессе создания инновационных продуктов используют конкретные меры воздействия.
Организации могут реагировать по-разному на положительные меры государственного регулирования, вот основные из них:
- Улучшение качества продукции;
- Поиск кредитов и партнеров;
- Освоение новых рынков:
- Кооперация с другими организациями.
Основными функциями государственных и муниципальных органов являются:
- Координация инновационной деятельности;
- Создание правовых актов, для регулирования инновационной деятельности и системы защиты авторских прав, охраны интеллектуальной собственности;
- Аккумулирование бюджетных средств на НИОКР и инновации;
- Стимулирование инноваций и конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков;
- Регулирование международных инновационных аспектов;
- Обеспечение экологической и социальной защиты от инноваций;
- Формирование инновационной инфраструктуры;
- Повышение общественного статуса инновационной деятельности.
Целью инновационной политики является создание и потребление инноваций, удовлетворяющих общественные и личное потребности.
В России в инновационном процессе большую роль играют федеральные целевые программы. Разработано большое количество федеральных целевых программ ориентированных на развитие инноваций и НИОКР. При этом нельзя не заметить их слабой отдачи, практически все деньги, затраченные через федеральные целевые программы, до сих пор не окупились.
Россия не использует такой ресурс, как закупка патентов за рубежом. Если посмотреть опыт Японии, которая в настоящий момент является одним из лидеров по инновационному развитию, то там изначально закупались патенты из других стран и реализовывались на территории Японии, таким образом она добилась развития инновационной среды и инфраструктуры. Также можно производить продукцию совместно с зарубежными компаниями на международных проектах.
Важнейшей деятельностью государства является создание, поддержка и развитие инновационной инфраструктуры в стране, в виде наукоградов, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансферта технологий и агентств инновационной информации. Регулирование всех перечисленных структур должно происходить в рамках единой федеральной инновационной системы.
Россия в международной инновационной инфраструктуре участвует только как поставщик научных кадров более развитым странам, так как в нашей стране нет достаточного спроса на научные разработки и большинство разработок, так и не доходит до последней стадии коммерциализации. Также в нашей стране у граждан отсутствует заинтересованность в развитии услуг в сфере образования и воспроизводства внутренней базы. Все это ведет к утечке мозгов и утере уникального ресурса.
Способность развивать инновации является одной из основных условий безопасности страны. С внешней стороны речь идет о научно-технической безопасности, то есть страна сможет обеспечить себя даже если другие страны ограничат доступ к передовым технологиям.
Благодаря инновационному развитию в стране меняется структура экономики, уменьшается доля добывающей промышленности и сельского хозяйства, увеличивается объем наукоемкого производства и деловые услуги в стране.
Значение развития инноваций возрастает для общества и экономики с каждым годом, поэтому так важно государственное регулирование инновационной деятельности. Россия должна развивать инновации чтобы занять лидирующее положение в разделении труда и сократить отставание от передовых в технико-экономической отрасли стран.
При этом в России существует ряд преимуществ, которые позволят интегрироваться в мировую экономику, и также ряд глубоких проблем, значительно тормозящие инновационный процесс развития в России.
В связи с тем, что государство не может принять на себя все финансирование инновационной сферы, а банки не дают кредиты на высокорисковые проекты или устанавливают на такие кредиты высокий процент. Тяжесть финансирования ложится на предприятия, которые в кризисной современной ситуации не имеют лишних средств для финансирования инновационных проектов.
Государственные инновационные программы являются механизмом стимулирования инновационной и научно-технической активности в стране. Этот инструмент не является наиболее эффективным методом стимулирования.
Основной проблемой слабой инновационной политики является слабость институциональной базы в стране. Граждане не считают науку важной частью жизни общества, не воспринимают инновационное развитие, как основной фактор развития страны и экономики.
Не менее важной проблемой является то, что некоторые проблемы рассматриваются только с одной стороны и не рассматриваются другие аспекты решения. Именно по этой причине инновационная политика не может развиваться в нужном направлении, так как общество и правительство Российской Федерации не могут сойтись на едином мнении развития инновационной политики и инфраструктуры страны.
При слабом внутреннем стимулировании инновационной деятельности в России необходимо поддерживать повышенный уровень регуляторного воздействия на развитие инноваций и необходимо укреплять межгосударственные отношения:
- Сосредоточить все усилия на развитии критических инноваций, которые имеют межотраслевое значение для повышения технологического уровня промышленности.
- Комплексно решать актуальные проблемы научно-технологического развития страны.
- Иметь гибкость в выборе проектов, финансируемых ФЦП, обеспечить возможность межотраслевого маневрирования бюджетными средствами для обеспечения эффективности расходов бюджетных средств.
- Создать условия для успешного взаимодействия государства и частного бизнеса, то есть разработать систему государственно-частного партнерства, основанную на сочетании экономических интересов и соблюдении взаимных обязательств.
- Создать непрерывный инновационный цикл, который реализуется на основе кооперации исполнителей. Цикл будет проходить от фундаментальных исследований и разработки экспериментальных моделей, до опытно-конструкторских разработок и создания образцов высокотехнологичной продукции или наукоемкой продукции нового поколения, 6 технологического уклада.
- Обеспечить эффективное управление и контроль за реализацией ФЦП, производить конкурсный отбор для реализации программ, финансируемых из бюджета страны.
Таким образом, можно сказать, что Россия в настоящее время сумела значительно сократить разрыв в области развития инноваций с развитыми странами. По данным рейтинга Bloomberg Россия занимает 12 место по инновационному развитию. Перед Россией стояла задача сократить огромный разрыв в области инновационного развития. В настоящее время стоит цель перейти на опережение развитых стран в области инноваций. В настоящее время в России есть предпосылки для такого развития: интеллектуальный капитал, запасы и ресурсы, особенно существует желание у правительства России вывести ее в лидеры.
Библиографический список
- Попадюк Т.Г., Удальцова Н.Л., Ильина С.А. Нормативно-правовая поддержка институционального обеспечения создания и функционирования точек роста инновационной экономики России // Управление экономическими системами. 11.2015.
- Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом // Креативная экономика. 2013. №8(80) с.3-9.
- Удальцова Н.Л., Кучерова М.С. Инновационная активность России и Швейцарии: сравнительный анализ // Креативная экономика. 2013. №5(77). С. 59-64.
- МАТЕРОВА А.А., КРЮКОВА А.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в России // European research. 2015. №6 (7) С.24-26.
- Кузнецова Екатерина Валерьевна Государственное регулирование инновационной политики в условиях кризиса // Вестник ЧГУ. 2010. №1 С.387-391.
- Ефимцева Татьяна Владимировна Проблемы государственного регулирования инновационной экономической деятельности // Юридические записки. 2013. №2
- Тер-григорьянц А. А. Национальная инновационная политика: проблемы разработки и реализации // МНКО. 2012. №6 (37) С.104-106.
- Борцвадзе Лаша Нугзарович Государственное регулирование инновационной деятельности (инновационных проектов) нефтегазовых компаний в РФ // Теория и практика общественного развития. 2012. №4 С.323-325.