Эффективная реализация и рост налогового потенциала субъектов Российской Федерации по праву считаются важнейшими условиями динамичного развития экономики России в целом. Обеспечение последовательного развития налогового потенциала регионов способствует росту их финансовой самостоятельности, что является необходимым условием для выполнения субфедеральными властями возложенных на них функций и задач по обеспечению населения необходимыми социальными, культурными и жилищно-коммунальными услугами [1,с.32].
Самый распространенный в мире способов аккумуляции денежных средств является сбор налогов, но не все субъекты заинтересованы принимать участие в формировании денежных доходов государства за счет собственных средств, поэтому в любом государстве осуществляется налоговый контроль за налогоплательщиками. Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, привлечение лиц к ответственности за нарушение налоговое законодательства.
По данным налоговой отчетности, примерно один из шести налогоплательщиков относительно исправно и в полном объеме платит в бюджет причитающиеся налоги. Около половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги: одни показывают так называемые нулевые балансы, а другие не становятся на учет в налоговых органах [2, c. 59].
Для целей оценки результативности налоговых проверок, на основе статистической налоговой отчетности формы 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов», проанализируем показатели контрольной работы налоговых органов Курской области за 2011 – 2015 гг. [3].
Таблица 1 – Структура и динамика налоговых проверок в Курской области
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Темп роста 15 г. к 11 г. |
1. Количество НП, всего (ед.), в т.ч.: | 273099 | 260364 | 249305 | 246705 | 243555 | 89,18 |
КНП | 272437 | 259853 | 248976 | 246419 | 243254 | 89,29 |
ВНП | 662 | 511 | 329 | 286 | 301 | 45,47 |
2. Количество НП, выявивших нарушения, всего (ед.), в т.ч.: | 16995 | 13054 | 10352 | 15622 | 13256 | 78,00 |
КНП | 16334 | 12543 | 10023 | 15341 | 12956 | 79,32 |
ВНП | 661 | 511 | 329 | 281 | 300 | 45,39 |
3. Результативность НП всего (%), в т.ч.: | 6,22 | 5,01 | 4,15 | 6,33 | 5,44 | 87,5 |
КНП | 6 | 4,83 | 4,03 | 6,23 | 5,33 | 88,8 |
ВНП | 99,85 | 100 | 100 | 98,25 | 99,67 | 99,8 |
4. Сумма доначисленных налогов всего (тыс. руб.), в т.ч.: | 2633555 | 2748088 | 5781139 | 3476820 | 1529833 | 58,09 |
КНП | 268778 | 346130 | 390795 | 344399 | 383242 | 142,59 |
ВНП | 2364777 | 2401958 | 5390344 | 3132421 | 1146591 | 48,49 |
5. Сумма доначислений на 1 результативную НП(тыс. руб.), всего, в т.ч.: | 154,96 | 210,52 | 558,46 | 222,56 | 115,41 | 74,48 |
1 КНП | 16,46 | 27,6 | 38,99 | 22,45 | 29,58 | 179,71 |
1 ВНП | 3577,58 | 4700,51 | 16384,02 | 11147,41 | 3821,97 | 106,83 |
За анализируемый период результативность выездных налоговых проверок в Курской области близка к 100 %, результативность же камеральных налоговых проверок составляет в среднем 5,28 %.
Низкая результативность камеральных проверок связана с тем, что охват камеральными налоговыми проверками составляет 100% налогоплательщиков, и не говорит о неэффективной работе налоговых органов, поскольку камеральный контроль на наш взгляд выполняет функцию налогового аудита.
Сумма доначислений на 1 результативную камеральную налоговую проверку в 2011 г. составила 16,46 тыс. руб., в 2012-2013 гг. доначисления увеличились на 22,53 тыс. руб., в 2014-2015гг. наблюдается снижение доначислений по камеральным проверкам по сравнению с 2013г.
Высокая результативность выездных налоговых проверок 98-100%, свидетельствовать о качественном отборе налогоплательщиков и высоком уровне организации выездных налоговых проверок.
Сумма доначислений на 1 результативную выездную налоговую проверку в 2011 г. составили 3577,58 тыс. руб., за анализируемый период сумма доначислений увеличивалась и уменьшалась скачкообразно, наибольшие доначисления приходились в исследуемом периоде 2014-2015гг.
В таблице 2 нами рассчитан процент охвата выездными налоговыми проверками организаций в Курской области.
Таблица 2 – Доля организаций проверенных на ВНП в Курской области за 2011-2015 гг.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество организаций, зарегистрированных в Курской обл. (ед.) |
23128 |
23080 |
23156 |
23424 |
24523 |
Количество организаций проверенных ВНП (ед.) |
485 |
404 |
258 |
255 |
274 |
Доля охвата организаций ВНП (%) |
2,10 |
1,75 |
1,11 |
1,09 |
1,12 |
По данным таблицам 2, очевидно, что количество организаций в Курской области увеличилось с 23,1 тыс. ед. в 2011 г. до 24,5 тыс. ед. в 2015 г., количество проверенных ВНП организаций значительно снизилось с 485 организаций до 274 организаций в 2015г. Уровень охвата выездными налоговыми проверками в исследуемом периоде составил 1-2%.
На наш взгляд выездными налоговыми проверками необходимо охватить большое количество организаций, так как в рассматриваемом периоде доля охвата предприятий выездными налоговыми проверками уменьшается с 2 до 1 %.
Библиографический список
- Белоусова С.Н. Перспективы развития налогового потенциала регионов на основе бюджетного анализа // Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности: сб. науч. ст. региональной науч.-практ. конф., посвященной 25-летию ФНС России, 29 октября 2015 г. / редкол.: Л. В. Севрюкова (отв. ред.)
[и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2015. – С.32-37 - Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие/ Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева и др.; Юго-Западный государственный ун-т. Курск,2012.-223с.
- https://www.nalog.ru – Официальный сайт Федеральной налоговой службы