НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Гукина Валерия Олеговна1, Белоусова Светлана Николаевна2 1Юго-Западный государственный университет, студентка 3 курса, кафедры экономической безопасности и налогообложения 2Юго-Западный государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения
Аннотация В статье рассматриваются налоговые проверки, как основная форма контрольной работы налоговых органов. Целью статьи является оценка показателей результативности камеральных и выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами Курской области.
TAX MONITORING AND EVALUATION OF ITS EFFECTIVENESS AT THE REGIONAL LEVEL
Gukina Valeriya Olegovna1, Belousova Svetlana Nikolaevna2 1Southwest State University, 3nd year student of the Department of economic security and taxation 2Southwest State University, candidate of economic sciences, senior lecturer of the Department of economic security and taxation
Abstract The article deals with tax audits, as the basic form of the control of tax authorities. The aim of the article is to evaluate the performance indicators cameral and field tax audits conducted by the tax authorities of the Kursk region.
Библиографическая ссылка на статью:
Гукина В.О., Белоусова С.Н. Налоговый контроль и оценка его результативности на региональном уровне // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11417 (дата обращения: 13.04.2021).
Эффективная реализация и рост налогового потенциала субъектов Российской Федерации по праву считаются важнейшими условиями динамичного развития экономики России в целом. Обеспечение последовательного развития налогового потенциала регионов способствует росту их финансовой самостоятельности, что является необходимым условием для выполнения субфедеральными властями возложенных на них функций и задач по обеспечению населения необходимыми социальными, культурными и жилищно-коммунальными услугами [1,с.32].
Самый распространенный в мире способов аккумуляции денежных средств является сбор налогов, но не все субъекты заинтересованы принимать участие в формировании денежных доходов государства за счет собственных средств, поэтому в любом государстве осуществляется налоговый контроль за налогоплательщиками. Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, привлечение лиц к ответственности за нарушение налоговое законодательства.
По данным налоговой отчетности, примерно один из шести налогоплательщиков относительно исправно и в полном объеме платит в бюджет причитающиеся налоги. Около половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги: одни показывают так называемые нулевые балансы, а другие не становятся на учет в налоговых органах [2, c. 59].
Для целей оценки результативности налоговых проверок, на основе статистической налоговой отчетности формы 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов», проанализируем показатели контрольной работы налоговых органов Курской области за 2011 – 2015 гг. [3].
Таблица 1 – Структура и динамика налоговых проверок в Курской области
Показатели
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Темп роста 15 г. к 11 г.
1. Количество НП, всего (ед.), в т.ч.:
273099
260364
249305
246705
243555
89,18
КНП
272437
259853
248976
246419
243254
89,29
ВНП
662
511
329
286
301
45,47
2. Количество НП, выявивших нарушения, всего (ед.), в т.ч.:
16995
13054
10352
15622
13256
78,00
КНП
16334
12543
10023
15341
12956
79,32
ВНП
661
511
329
281
300
45,39
3. Результативность НП всего (%), в т.ч.:
6,22
5,01
4,15
6,33
5,44
87,5
КНП
6
4,83
4,03
6,23
5,33
88,8
ВНП
99,85
100
100
98,25
99,67
99,8
4. Сумма доначисленных налогов всего (тыс. руб.), в т.ч.:
2633555
2748088
5781139
3476820
1529833
58,09
КНП
268778
346130
390795
344399
383242
142,59
ВНП
2364777
2401958
5390344
3132421
1146591
48,49
5. Сумма доначислений на 1 результативную НП(тыс. руб.), всего, в т.ч.:
154,96
210,52
558,46
222,56
115,41
74,48
1 КНП
16,46
27,6
38,99
22,45
29,58
179,71
1 ВНП
3577,58
4700,51
16384,02
11147,41
3821,97
106,83
За анализируемый период результативность выездных налоговых проверок в Курской области близка к 100 %, результативность же камеральных налоговых проверок составляет в среднем 5,28 %.
Низкая результативность камеральных проверок связана с тем, что охват камеральными налоговыми проверками составляет 100% налогоплательщиков, и не говорит о неэффективной работе налоговых органов, поскольку камеральный контроль на наш взгляд выполняет функцию налогового аудита.
Сумма доначислений на 1 результативную камеральную налоговую проверку в 2011 г. составила 16,46 тыс. руб., в 2012-2013 гг. доначисления увеличились на 22,53 тыс. руб., в 2014-2015гг. наблюдается снижение доначислений по камеральным проверкам по сравнению с 2013г.
Высокая результативность выездных налоговых проверок 98-100%, свидетельствовать о качественном отборе налогоплательщиков и высоком уровне организации выездных налоговых проверок.
Сумма доначислений на 1 результативную выездную налоговую проверку в 2011 г. составили 3577,58 тыс. руб., за анализируемый период сумма доначислений увеличивалась и уменьшалась скачкообразно, наибольшие доначисления приходились в исследуемом периоде 2014-2015гг.
В таблице 2 нами рассчитан процент охвата выездными налоговыми проверками организаций в Курской области.
Таблица 2 – Доля организаций проверенных на ВНП в Курской области за 2011-2015 гг.
Показатели
2011
2012
2013
2014
2015
Количество организаций, зарегистрированных в Курской обл. (ед.)
23128
23080
23156
23424
24523
Количество организаций проверенных ВНП (ед.)
485
404
258
255
274
Доля охвата организаций ВНП (%)
2,10
1,75
1,11
1,09
1,12
По данным таблицам 2, очевидно, что количество организаций в Курской области увеличилось с 23,1 тыс. ед. в 2011 г. до 24,5 тыс. ед. в 2015 г., количество проверенных ВНП организаций значительно снизилось с 485 организаций до 274 организаций в 2015г. Уровень охвата выездными налоговыми проверками в исследуемом периоде составил 1-2%.
На наш взгляд выездными налоговыми проверками необходимо охватить большое количество организаций, так как в рассматриваемом периоде доля охвата предприятий выездными налоговыми проверками уменьшается с 2 до 1 %.
Библиографический список
Белоусова С.Н. Перспективы развития налогового потенциала регионов на основе бюджетного анализа // Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности: сб. науч. ст. региональной науч.-практ. конф., посвященной 25-летию ФНС России, 29 октября 2015 г. / редкол.: Л. В. Севрюкова (отв. ред.)
[и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2015. – С.32-37
Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие/ Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева и др.; Юго-Западный государственный ун-т. Курск,2012.-223с.