В последние несколько лет правительство России уделяет значительное внимание поддержке инноваций. Государство осознает важность диверсификации экономики, считая ее единственным способом обеспечения, не зависящего от конъюнктуры на сырьевых рынках экономического роста, повышения производительности труда и конкурентоспособности страны. [1] Одновременно с этим российская отрасль информационных технологий выросла до заметных в масштабе экономики размеров и приобрела стратегический характер. На сегодняшний день в России принят ряд документов, напрямую или косвенно задающих ориентиры инновационного развития российской отрасли ИТ. На практике эти документы часто не согласованы, обозначают разные задачи и способы их достижения. [2] В то же время многие представители экспертного сообщества отмечают необходимость разработки единой стратегии государства по поддержке инноваций в ИТ-отрасти, способной консолидировать действия различных государственных структур и институтов развития. Далее мы приводим краткий обзор актуальных на сегодняшний день ключевых документов, которые определяют стратегию государства по поддержке инноваций.
Таблица 1 – Документы, определяющие стратегию государства по поддержке инноваций
№ | Документ |
Принят |
Результат; Направления развития |
1. | Федеральный закон Российской Федерации N 254-ФЗ «О внесении изменений в закон «О науке и государственной научно-технической политике» |
21.07.2011 г. |
1) Определил направление развития ИТ-отрасли.
2) Перезапустил программу господдержки инноваций в стране. 3) Впервые ввел в России официальное определение понятий: инновация, инновационный проект, инновационная инфраструктура и инновационная деятельность. 4) Обозначил подробный список мер государственной поддержки инновационной деятельности (льготы, сборы и таможенные платежи, поддержка образовательных услуг, экспорта, формирование спроса на инновации, а также субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставной капитал). 5) Осуществил контроль системы оценки эффективности расходования бюджетных средств. |
2. | Стратегия инновационного
развития Российской Федерации на период до 2020 года |
08.12.2011г. | 1) Развитие кадрового потенциала в сфере образования, науки, технологий и инноваций.
2) Повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний. 3) Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий. 4) Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок. 5) Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграцию России в мировые процессы создания и использования нововведений. 6) Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
|
3. | Стратегия развития отрасли
информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года |
01.11.2013г. | 1) Формирование единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий.
2) Определение основных направлений развития отрасли, а также выработка механизмов и способов достижения поставленных целей. 3) Поддержка ИТ-индустрии путем развития человеческого капитала, снижения административных барьеров, улучшения институциональных условий, поддержки экспорта и глобализации отрасли. 4) Значительная роль государства в развитии сектора. |
Основное внимание в рамках ИКТ отрасли следует уделить Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года.
В данной Стратегии особо отмечена роль государства в развитии отрасли. Перед государственной властью ставится задача до 2020 года на основе системного подхода улучшить условия для преобразования отрасли информационных технологий. [3] При этом в качестве ориентира декларируется, что важнейшими факторами привлекательности страны для ИТ-компаний являются:
- благоприятный фискальный режим,
- наличие квалифицированных специалистов на рынке труда,
- действующие механизмы защиты интеллектуальной собственности,
- объем государственных инвестиций,
- доступность венчурного капитала,
- наличие преференций и инфраструктуры для развития.
Определяя значительную роль государства в развитии сектора, Стратегия рассматривает два основных сценария преобразования сферы информационных технологий — базовый и форсированный, которые характеризуются разными масштабами государственной поддержки отрасли.
Так, в рамках базового сценария господдержка планируется на том же уровне, что и в момент принятия Стратегии, без учета специфики ИТ.
Напротив, согласно форсированному сценарию предполагается системная поддержка отрасли государством, и реализация мер, повышающих привлекательность страны для ведения ИТ-бизнеса.
В случае реализации базового сценария бурный рост отрасли ИТ не ожидается — ее объем по прогнозу должен составить к 2020 году около 410 млрд рублей. При этом доля отечественной информационно-коммуникационной продукции в общем объеме внутреннего рынка сохранится на уровне текущих показателей, а значительная часть потребностей экономики страны в такой продукции будет удовлетворяться за счет импорта.
В рамках форсированного сценария объем рынка отечественной ИТ-продукции достигнет 620 млрд рублей. Такой рост планируется обеспечить за счет увеличения объема продаж тиражного программного обеспечения на внутреннем рынке и роста экспорта ИТ-продукции до 11 млрд долларов. Показатели форсированного сценария являются целевыми в рамках Стратегии развития.
Таблица 2 – Целевые показатели форсированного и базового сценариев развития российской ИТ-отрасли
Документ |
Комментарий |
Показатель |
Прирост в 2020 году по отношению к 2012 году |
|
Форсированный сценарий |
Базовый сценарий |
|||
Стратегия развития
отрасли ИТ в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года |
Рассматриваются два
сценария развития отрасли ИТ — базовый и форсированный. Показатели форсированного сценария являются целевыми. |
Объем отрасли в денежном выражении | +130% |
+51% |
Объем тиражного ПО | +133% |
+92% |
||
Объем услуг заказной разработки ПО | +122% |
+39% |
||
Объем услуг системной интеграции | +93% |
+33% |
||
Объем внутреннего рынка | +60% |
+39% |
||
Объем продаж тиражного ПО | +67% |
+42% |
||
Объем продаж услуг | +60% |
+40% |
||
Объем продаж оборудования | +57% |
+37% |
Несмотря на то, что Стратегия разработана и сформированы прогнозы и показатели на будущее, можно утверждать, что необходимы усиленные меры государственной концентрации инновационного потенциала для дальнейшего развития отрасли.
Библиографический список
- Национальные инновационные системы и их информационное обеспечение – http://studme.org/.
- Функциональная роль инновационных отношений в экономической системе – http://www.m-economy.ru/.
- Инновационная инфраструктура – http://innoj.tversu.ru/.
Количество просмотров публикации: Please wait