Одна из актуальных проблем России – это высокая концентрация материальных и человеческих ресурсов в крупнейших индустриальных центрах, и, соответственно, отток этих ресурсов из малых и средних городов. Возможное эффективное решение этой проблемы заключается в активном внедрении геобрендинга в российские города. Брендинг территорий – это стратегия развития и повышения конкурентоспособности городов, посредством создания устойчивого привлекательного образа территорий. Данная стратегия предполагает комплексный подход к развитию территориальных образований и повышению их привлекательности для таких категорий людей, как местное население, инвесторы и туристы. Основная задача этого исследования – определение социальных, экономических и информационных особенностей в маркетинге территорий. Геобрендинг как стратегия коммуникаций обеспечивает комплексность, проблемно-аналитическую информацию и дифференциацию деятельности для города – эта информация может быть использована муниципальными, региональными и федеральными административными и политическими структурами, а также учреждениями образования и культуры. Собирательный образ городского бренда формируется на основе имиджа региона, являясь наивысшим проявлением эмоционально-потребительских предпочтений, главным основанием для конкурентоспособности региона и его экономики.
В России о теории использования этого маркетингового приема заговорили менее 10 лет назад. До этого население, культурные учреждения, субъекты хозяйствования не рассматривались как некий товар, который может приносить доход. Сегодня интерес к геобрендингу растет, так как развитие привлекательности российских городов является одним из перспективных направлений современного маркетинга территорий. Вполне логично, что город, который не имеет перспектив экономического развития, не находит и средств для собственного позиционирования. В то время как крупные города, обладающие колоссальными ресурсами, являются привлекательными для инвесторов, рабочей силы и туристов и без необходимости прикладывания дополнительных усилий. Но неверным будет суждение о том, что малые и средние города не имеют перспектив развития – зачастую небольшие города имеют исторические, культурные, архитектурные ценности.
В качестве результатов геобрендинга выделяют:
- формирование благоприятного имиджа города, его престижной, деловой и социальной составляющей конкурентоспособности;
- привлечение в город государственных и коммерческих заказов;
- расширение участия города в реализации международных и федеральных программ;
- повышение эффективности использования собственных ресурсов за пределами города.
Развивать привлекательность города можно различными путями, однако, в первую очередь, нужно иметь эффективную социально-экономическую структуру, которая могла бы стабильно поддерживаться источниками необходимых средств. Имидж региона складывается из информации, попадающей в СМИ; значимое влияние имеют интернет-технологии; также большую роль в продвижении бренда города играют местные жители, ведь именно люди представляют самобытность и даже некоторую собственную ментальность города. Основная задача брендинга – сохранить уникальность и неповторимость города. В крупных, и территориальных приближенных к ним, городам процесс создания бренда идет значительно активнее, нежели в «глубинках». Как решение этой проблемы специалисты в сфере брендинга предлагают использовать программно-целевой подход – это и есть разработка и дальнейшее внедрение программ и проектов.
Также хочется подчеркнуть, что географический брендинг – это очень перспективный способ конкуренции регионов за капиталом, гостями города и рабочей силой. В таких ситуациях брендинг территорий – лучший маркетинговый ход. В тоже время, социально-экономический аспект является непременным условием развития потенциала геобрендинга малых и средних городов России. Несмотря на то, что некоторые города находятся в изначально лучшем положении, другие города также в состоянии, подойдя к проблеме собственного геобрендинга комплексно, развивать собственную инвестиционную и туристическую привлекательность. В большей степени развитию потенциала геобрендинга способствует развитие социально-экономического статуса города при использовании современных информационных технологий. В любом случае, успешность геобрендинга зависит от решения правительства страны, что говорит о необходимости разработки данного вопроса в нормативно-законодательной базе.
Библиографический список
- Брендинг территорий / Электронный источник URL: http://www.exlibris.ru/services/branding_territorial/ (дата обращения 10.02.2016г)
- Экспертный информационный канал / Электронный источник URL: http://uralpolit.ru/news/press_center/interview/dlya-chinovnikov-geobrending-poka-svoditsya-k-simvolam-na-flage-i-gerbe (дата обращения 17.03.2016г)
- Языкова П.В. Социально-экономический аспект развития потенциала геобрендинга малых и средних городов / Журнал Социально-экономические явления и процессы, №10 от 2011г.
Количество просмотров публикации: Please wait