В последнее время все больше и больше происходит усиления внимания ученых и общества к всестороннему исследованию проблемы формирования и развития человеческого потенциала. Это связано с тем, что происходит все больший разрыв между фактическим состоянием человеческого потенциала в России и теми требованиями, которые предъявляют к рабочей силы бизнес-сообщество. Это обусловлено отсутствием четкой системы передачи профессиональных знаний на промышленных предприятиях, разрушенной системой наставничества, низкой мотивацией персонала, обусловленной низким уровнем оплаты труда [1].
В настоящее время предпринимаются определенные действия для развития человеческого капитала населения России. Так, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. для того, чтобы перейти от существующего экспортно-сырьевого типа экономического развития к инновационному социально-ориентированному типу нужно реализовать ряд направлений. В качестве базового направления рассматривается развитие человеческого капитала.
Это подтверждают и данные мировой практики, согласно общемировому мнению для того, чтобы обеспечить устойчивой развитие экономики страны нужно преумножать человеческий капитал. Значение данного вида капитала в условиях ориентации экономики на модернизацию и инновационное развитие постоянное возрастает [2].
Согласно оценкам Всемирного банка, в наиболее развитых странах на доля человеческого капитала в структуре национального богатства составляет 64% принадлежит человеческому капиталу, физическому капиталу – 16%, сырьевому капиталу – 20%. К сожалению для России характерна несколько иная структура национального богатства: на долю сырьевого капитала приходится – 72%, на физический и человеческий капиталы – по 14%. При этом по качеству человеческого капитала Россия занимала в 2015 году – 71-е место.
Именно поэтому человеческий капитал является одним из приоритетных факторов, который обеспечит переход к инновационной экономики, обозначенных в Концепции.
Обращаясь к истории развития идей о человеческом капитале можно отметить, что первые упоминания о человеческом капитале были сформулированы А. Смитом, но окончательно они сформировались в трудах Т. Шульца, Г. Беккера, Я. Минцера во второй половине ХХ века. В настоящее время существуют различные подходы к определению человеческого капитала.
Первый подход рассматривает человеческий капитал с учетом всех способностей и качеств, которые человек применяет или может применять в процессе производства общественных благ.
Второй подход – «инвестиционный» подход, акцентирует внимание на возможности накопления капитала в процессе вложений в развитие человека и его внутреннего потенциала.
Третий подход изучает человеческий капитал с точки зрения его влияния на экономический рост как страны в целом, так и каждого отдельного взятого региона и предприятия.
Однако у всех существующих подходов есть общее положение о том, что именно человеческий капитал является основным источником удовлетворения будущих потребностей или будущих доходов.
Принято выделять три основных этапа развития научных выводов о развитии человеческого капитала.
На первом этапе (в начале 1960-х гг.) появляется понятие «человеческий капитал», повышается интерес и внимание исследователей к изучению данной категории. На этом этапе многие авторы рассматривают человеческий капитал очень узко как совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков, а также способностей каждой личности. Для анализа человеческого капитала применялись финансовые методы оценки. В работах ряда зарубежных исследователей были рассмотрены проблемы управленческого учета капиталовложений в человека, оценка эффективности этих вложений.
Для второго этапа развития положений о человеческом капитале (1970-1990 гг.) характерен учет не только знаний и способностей, но и инвестиций (которые включают в себя расходы на поддержание здоровья, развитие и профессиональное обучение, возможность поиска информации, и трудовую и профессиональную мобильность).
Третий этап эволюции понятия «человеческий капитал» (1990 гг. – по настоящее время) характеризуется широкой трактовкой исследуемого термина. В этом случае человеческий капитал рассматривается как источник конкурентного преимущества различных территорий. В это же время появляются новые подходы к измерению человеческого капитала. Ряд авторов предложили при оценке человеческого капитала наряду с финансовыми показателями использовать показатели оценки общественных, физических и интеллектуальных благ, которые были созданы с использованием данного человеческого капитала.
Мы считаем, что человеческий капитал представляет собой созданный в процессе инвестиций и накопленный к определенному моменту времени запас способностей, умений, культурного уровня, состояния здоровья, который человек рационально использует в процессе трудовой деятельности, способствующий росту личных доходов и повышению конкурентоспособности региона и страны [3].
Процесс формирования человеческого капитала, по нашему мнению, – это создание условий д ля целенаправленного и организованного овладения работником целостными, устойчивыми личными и профессиональными компетенциями, которые необходимы ему для успешной трудовой деятельности с помощью развитой системы мотивации труда.
Человеческий капитал проявляется в стоимостной отдаче от него. Максимальная оценка стоимости единицы человеческого капитала по отрасли народного хозяйства в целом, на наш взгляд, в среднем находится на уровне 50 лет. Далее идет снижение самого уровня человеческого капитала и, соответственно, стоимости человеческого капитала.
Цена человеческого капитала определяется уровнем заработной платы в отрасли, на которую оказывают влияние уровень образования, квалификация и в том числе занимаемая должность в определенном возрасте.
Анализ теоретических основ устойчивого развития социально-экономических систем позволяет сделать вывод, что термин «устойчивое развитие» в широком смысле рассматривается как сбалансированность и гармонизацию формирования и развития таких подсистем как экологическая, социальная и экономическая.
Концептуальной основой устойчивого развития территории является положение о «воспроизводстве человеческих прав». Данное положение говорит о том, что не только у нынешнего, но и у будущих поколений должен быть равный доступ к сбалансированному развитию [4].
Вопрос устойчивости развития рассматривает справедливость распределения имеющихся возможностей развития как различных поколений, так и каждого человека внутри одного отдельно взятого поколения. С этой точки зрения формирование человеческого капитала должно соотносится с такими глобальными ценностями как цель, длительная активная и здоровая жизнь, возможность свободного выбора основных жизненных благ и образа жизни, непрерывное профессиональное образование на протяжении всей жизни, гармоничное развитие, высокое качество жизни, равный доступ к получению ресурсов.
В настоящее время в российской практике исследования регионов сформулированы научные работы, которые посвящены оценке степени и силы влияния человеческого капитала на устойчивость развития территорий и ее экономический рост.
Таким учеными как О.В. Павшок, А.В. Комарова проводилось исследование вклада человеческого капитала в устойчивость экономического роста регионов России. В основу их исследования была положена модель Мэнкью-Ромера-Уэйла. Результаты проведенного исследования показала, что за период с 1998 по 2013 гг. человеческий капитал на 20% обеспечивал экономический рост регионов России. В основу данных расчетов были положены следующие основные варианты накопления человеческого капитала в регионах России:
- оценка развития человеческого капитала на основе анализа показателя доли выпускников высших учебных заведений в общем числе трудоспособного населения. Данный показатель был выбран в связи с тем, что получение высшего образования выступает одной из основных форм накопления человеческого капитала;
- оценка развития человеческого капитала на основе заработной платы. Согласно данному показателю минимальная заработная плата показывает уровень развития человека без учета отдачи от полученного человеческого капитала, остальная часть оплаты труда является следствием отдачи от использования человеческого капитала;
- оценка развития человеческого капитала с учетом инвестиций на базе метода С. Парка. Согласно данного метода человеческий капитал должен быть оценен на основе вложенных в него инвестиций. Базовой формой инвестиций в этом случае выступают инвестиции в образование, которые включают в себя три основные составляющие:
- государственные расходы на образование;
- расходы бизнес-структур на образование и личные расходы на образование;
- косвенные вложения в образования, которые проявляются посредством недополучения дохода из-за обучения (число обучения умноженное на среднемесячную заработную плату) [5].
Еще одним российским автором, который сформулировал основные методологические подходы к выявлению влияния накопленного капитала на уровень производительности труда в отдельном регионе и выявлению взаимозависимости человеческого капитала и ВРП является Т.А. Штерцер.
Данные исследования были основаны на формировании линейной регрессионной модели, отражающей зависимость производительности труда региона от таких переменных как: человеческий капитал, доля сельского хозяйства ВРП, доля сырьевых отраслей в промышленности региона, доля услуг в ВРП. В этом случае человеческий капитал измеряется как среднее число лет, которые обучались лица, занятые в экономике. Исследования, проведенные автором, показали, что значимый вклад в рост производительности труда вносит человеческий капитал. Было выявлено, что увеличение человеческого капитала на 1%, способствует увеличению производительности труда на 3,7%. При этом, если происходит изменение отраслевой экономической структуры в сторону увеличения сырьевых производств это позволяет повысить производительность труда только лишь на 0,068%.
Штерцером Т.А. была также проведена оценка влияния развития человеческого капитала на основные тенденции экономического роста в регионах России на основе модифицированной модели Солоу, разработанной Г. Мэнкью, Д. Ромером, Д.Н. Уэйлом (так называемая MRW-модель).
Для оценки нормы накопления капитала физического была выявлена доля капиталовложений в основной капитал в ВРП различных регионов России.
Результатами проведенного моделирования Т.А. Штерцером явилось следующее:
- На удельную величину оказывает положительное значение и статистически значим показатель нормы накопления регионального человеческого капитала.
- В процессе исследования были получены результаты соответствующие результатам Г. Мэнкью, Д. Ромером, Д.Н. Уэйлом, согласно которым оценка доли человеческого и физического капитала примерно равны между собой. Это значит, что часть дохода, которая осталась после вычета доли труда, равномерно разделяется между человеческим и физическим капиталом [6].
Большое вклад в развитие отечественных представлений о человеческом капитале внес А.В. Корицкий. Он провел практическую оценку степени воздействия человеческого капитала на рост экономики различных регионов с использованием расширенной производственной функции Кобба-Дугласа. Однако он дополнил производственную функцию показателем самого человеческого капитала, который он предложил измерять на основе среднего уровня образования населения региона, занятого в экономике. Для расчета среднего уровня образования автор использовал среднее число лет, которые занятый потратил на получение образования [7].
В целом можно сказать, что в региональном разрезе человеческий капитал следует рассматривать как самостоятельный ресурс, который играет одну из определяющих ролей в достижении высокого уровня конкурентоспособности как отдельного региона, так и национальной экономики в целом. Изучение и оценка человеческого капитала выступает основополагающим фактором экономического и социального общественного прогресса и является главным требованием современности. Теория человеческого капитала говорит о том, что именно человек должен быть центром внимания на территории всех регионов России.
Чем больше интеллектуальных, образовательных информацилнных ресурсов предоставляет регион, тем выше и динамичнее темпы роста экономики, тем шире общественные возможности, тем больше интеллектуальный ресурс населения региона и России в целом. Не следует забывать, что возможность будущего развития регионов России возможно только при создании новой инновационно-интеллектуальной экономики, которая основана не на сырье и энергоресурсах, а на возможностях и способностях человека.
Библиографический список
- Буякова, И.А. Рынок труда на селе: проблемы формирования и регулирования (на материалах Брянской области) диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук. Москва, 2008.
- Матюшкина, И.А. Программно-целевой подход в управлении устойчивым развитием сельских территорий / И.А. Матюшкина, О.М. Михалева, С.В. Герасименкова / Вестник Брянского государственного университета. – Брянск, 2013. – № 3. – С. 75-78.
- Михалева О.М. Совершенствование системы мотивации труда профессорско-преподавательского состава вузов. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский гуманитарный университет. Москва, 2009.
- Игольникова И.В. Формирование стратегии профессионального развитияв Брянской области / И.В. Игольникова // Кадровик. – 2013. – №8. – С. 132-136.
- Буякова И.А., Михалева О.М. Инновационная модель развития региона Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3. С. 92-95.
- Игольникова И.В. Мотивационные факторы непрерывного профессионального развития / И.В. Игольникова // Кадровик. – 2013. – №5. – С. 112-116.
- Красносельская, Д.Х. Выбор перспектив развития территорий: накопление физического и человеческого капитала // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, No4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF /115EVN415.pdf (доступ свободный).