Одним из важнейших направлений развития экономики России на перспективу становится переход на инновационный путь развития. Научные достижения и уровень технического развития в последние десятилетия всё больше определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности страны и степень обеспечения национальной безопасности.
Внедрение результатов научных исследований в производство, воплощенных в прогрессивных технологиях, новых средствах и предметах труда с улучшенными качественными характеристиками является фактором усиления конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках и внутри страны. [1, с. 34]
В таблице 1 отражено общее число российских инновационно-активных организаций, выполняющих исследования и разработки.
Таблица 1- Количество инновационно-активных предприятий по отношению к общему количеству российских организаций
Показатели |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Темп роста 2014г к 2012г, % |
Общее количество организаций, тыс.ед. |
3872,4 |
3931,6 |
3974,5 |
102,6 |
Количество организаций, выполняющих исследования и разработки тыс.ед. |
3,5 |
3,6 |
3,6 |
102,9 |
Доля организаций, выполняющих исследования и разработки в общем количестве организаций, % |
0,090 |
0,092 |
0,093 |
103,3 |
Изтаблицы 1 видно, что российские предприятия и организации характеризуются крайне низкими инновационными показателями. За период с 2012г.по 2014г несмотря на то, что темп роста инновационно- активных предприятий превышает темп роста общего количества российских организаций, удельный вес организаций, выполняющих исследования и разработки в течение 3-х лет сохранил ничтожно низкий показатель и не превысил 0,1%. У ведущих европейских стран эти показатели значительно выше чем в РФ.
Внутренние затраты России на исследования и разработки за 2014 год составили 1,19 % по отношению к валовому внутреннему продукту. Для Германии этот показатель составил 2,85%, для Швеции – 3, 3%, для Израиля – 4,21 %. [2 ].
В десятку стран-лидеров по уровню инновационного развития, входят Израиль, ЮАР, Германия, Люксембург, Канада, Ирландия, Швецария, Бельгия,Португалия, значительно ниже лидеров, находится Россия? Что подтверждается данными рисунка 1.
Рис 1. Совокупный уровень инновационной активности организаций в 2014 году, проценты [3. c.300].
Одной из наиболее актуальных в настоящее время мер по стимулированию инновационной деятельности является налоговое стимулирование.
В нашей стране налоговые льготы являются одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, и их можно разделить на две группы: льготы, устанавливаемые на федеральном уровне и применяемые на всей территории России, и льготы, предусмотренные только на региональном уровне.
Основным недостатком применения налогового стимулирования, как метода, является отсутствие чётких приоритетов: система налоговых льгот в равной степени распространяется на все отрасли народного хозяйства и не ставит в преимущественное положение перспективные наукоемкие направления. Существенным минусом является и тот факт, что в РФ большинство льгот предоставляется организациям, только если они являются резидентами особых экономических зон (ОЭЗ), т.е. практически эти льготы носят точечный локальный характер.
Налоговые льготы в сфере инноваций должны быть направлены на повышение эффективности всех этапов процесса воспроизводства – от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее инновационное производство и проекты.
Целесообразно так же введение практики установки налоговых льгот на определенные фиксированные периоды (5–10 лет) с последующей оценкой эффективности применения налоговых льгот, развернуть на постоянной основе научные исследования по оценке и сравнению эффективности различных налоговых льгот в РФ и за рубежом, а также по определению направлений инновационного развития.
На наш взгляд вместо ряда предоставляемых льгот для инновационных организаций целесообразно введение специального налогового режима. В рамках данного специального налогового режима предлагается освободить научные и инновационные организации от уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций, земельного налога, и ввести один налог по полученным доходам со ставкой 15%
Библиографический список
- Белоусова С.Н. Формирование инвестиционной стратегии предприятий региональной инфраструктуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Курск, 2009 – с.233.
- Мороз В. Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в зарубежных странах. URL: http://www.pandia.ru/ text/77/151/5294.php.
- Статистический сборник «Индикаторы инновационной деятельности: 2016»
Количество просмотров публикации: Please wait