Национальная экономика рассматривается как совокупность экономик отдельных регионов и их групп, которые в макроэкономическом отношении по-разному реагируют на факторы экзогенного характера, что приводит к асимметрии экономических и социальных индикаторов развития.
Так, в городах федерального значения экономическая реакция на существенные изменения на национальном и мировых рынках происходит в кратчайшие сроки, тогда как в регионах экономическое реагирование отложено во времени [1].
Для региона это означает, что обострение внешних кризисных процессов приведет к закономерному спаду на экономических рынках. При этом существует временной буфер между изменением на уровне национальной экономики и ситуации на региональном рынке, который необходимо использовать для подготовки к экономическому спаду и минимизации негативных последствий. Временной буфер и конкретные изменения для региональных систем будут различны в силу территориального положения, численности и уровня жизни населения, значения регионального ВВП и его структуры, прочих социально-экономических факторов. Значение отдельных факторов и их групп изменяются как во времени, так и в пространстве. Особенно острое влияние оказывают макроэкономические изменения на регионы, не имеющих достаточной ресурсной базы для развития в условиях экономических кризисов.
Необходимость анализа влияния макроэкономических параметров на развитие регионов возникает в процессе разработки и реализации организационно-экономических, инвестиционных, инновационных и социальных мер, направленных на ускорение темпов экономического роста, на оптимизацию распределения ресурсного потенциала с целью повышения эффективности развития регионального производства, повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции и оказываемых услуг.
Именно поэтому в условиях мирового экономического кризиса и постоянной трансформации экономики современные модели регионального развития требуют разработки эффективного механизма адаптации региональных социально-экономических систем.
С целью разработки такого механизма необходимо проанализировать базовые позиции региона путем проведения оценки его социально-экономического развития. Исследование будет базироваться на системном подходе – направлении методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.
Основными преимуществами данного подхода являются рассмотрение изучаемого объекта как единого целого, отличающего определенным уровнем организации, и ориентация исследования на выявление многообразных типов связей в нем.
Управленческая направленность определяет выделение следующих аспектов системного подхода, которые являются значимыми в области региональной экономики:
1) возможность решения прогнозных задач: системный подход позволяет одновременно проанализировать природные, социальные и социологические процессы региона, их взаимосвязь и влияние друг на друга;
2) сложная структура региональной экономики включает большое количество составляющих, объединенных разнообразными связями. Именно системный подход является основным методологическим средством, позволяющим учесть специфические особенности такого объекта и оценить его внутренние и внешние связи.
Системный подход предопределяет необходимость классификации и упорядочения изучаемого пространства. Базовым объектом исследований в региональной экономике является социально-экономическая система – совокупность базовых экономических, социальных, политических, нормативно-правовых и иных неформальных институтов в процессе их практического осуществления в контексте определенного временного периода[2].
Именно на региональном экономическом пространстве в наибольшей мере проявляется несбалансированность политики государства и экономических решений, принимаемых на микроуровне. Развитие рыночных отношений и инновационного потенциала, формирование систем адаптации и другие актуальные направления российской экономики не находят своего отражения на всей территории страны, вследствие чего замедляется развитие не только экономики конкретного региона, но и возникает угроза экономического и политического единства государства.
Научно обоснованные стратегические планы регионального развития способны достаточно точно определить направления социально-экономического развития каждого региона РФ в плане выделения и использования свойственных только ему специфических конкурентных преимуществ лишь только, когда есть взаимная связь с институциональной средой.
В таких условиях возрастает роль анализа институциональной среды, которая может стать базисом для регионального экономического роста и формирования системы эффективных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.
Институциональная структура формирует в каждом регионе некую систему социально-экономических и общественных отношений, вследствие чего регионы функционируют в рамках той среды, которая характерна для всей страны в целом.
Институциональные факторы представим в форме зависимостей, отражающих качественное и количественное влияние макроэкономических характеристик на изменение тех или иных пропорций региональных систем. Для анализа оценки влияния институтов на развитие регионов воспользуемся гипотезой, основывающейся на положении, что институциональные факторы регулируют экономическое развитие региона за счет способности привлекать инвестиции.
Для оценки институциональных факторов экономического роста в российский регионах можно использовать один из вариантов факторного анализа – метод главных компонент. Коэффициенты и показатели (факторные нагрузки), полученные в ходе анализа, позволят оценить влияние каждого исходного признака на главную составляющую. Выявленные факторы могут быть использованы для анализа причин экономических диспропорций с целью развития региональных конкурентных преимуществ: снижению издержек и повышению эффективности хозяйственной деятельности.
Проявление результатов институциональных преобразований носит длительный временной интервал. По этой причине консолидация экономического роста требует своевременной реализации программы институциональных преобразований как на уровне всего государства, так и на уровне отдельных регионов.
Одним из центральных понятий теории социально-экономических систем является свойство иерархичности, предполагающее, что каждый компонент может рассматриваться как самостоятельная система, входящая в единую более сложную структуру.
С этой позиции рассмотрим проблемы макроэкономического анализа в пространственном аспекте, выясним влияние макроэкономических процессов на развитие региона. Для этого используем научно-методическое обоснование иерархического территориального анализа, позволяющее создать модель взаимосвязей макро- и микроэкономических процессов на основе качественного и количественного описания функционирования микросистем в пространственно-временных координатах.
В качестве элемента многоуровневой системы региональной экономики рассматривается отдельная отрасль экономики. Макроэкономические и институциональные условия описываются в форме зависимостей, отражающих влияние макроэкономических параметров на изменение тех или иных региональных процессов.
Особое внимание должно быть уделено пространственному размещению ресурсного потенциала и факторам инфраструктурной обеспеченности. Макроэкономические и территориальные условия по-разному влияют при анализе разных отраслей, что обусловлено следующими обстоятельствами:
- исторически сложившаяся дифференциация технологической и технической оснащенности различных отраслей;
- диспропорции потребления ресурсов;
- постоянно изменяющиеся экономические условия по-разному влияют на спрос и эффективность отраслей;
- различия в степени государственного регулирования.
В таких условиях важным элементом адаптации региональных социально-экономических систем к экзогенным изменениям является развитие межрегиональной интеграции, которая включает комплекс мер, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность и направленность на устойчивое развитие государственной экономики с использованием современных форм разделения труда, взаимодействия, но недопущения зависимости РФ от иностранных государств. Наблюдается усиление роли хозяйственно – экономических функций государства, модернизируются приоритеты и механизмы его вмешательства в социально-экономические процессы [3].
Отношения между регионами и внешним экономическим пространством являются преимущественно торговыми, хотя в последнее время все чаще наблюдается вовлеченность регионов в качестве участников межрегиональных и международных рынков кредитных ресурсов, ценных бумаг и т.п. Регулирование этих финансово-экономических взаимоотношений и формирование регионального экономического пространства – важнейшие направления государственной региональной политики, в которой основным механизмом адаптации региональных социально-экономических систем к изменению макроэкономических параметров и институциональных условий хозяйствования является стратегическое планирование регионального развития.
Главной целью формирования экономического пространства является создание эффективной экономической системы взаимосвязей, основывающейся на взаимном интересе и равноправном партнерстве. Однако рыночные отношения заставляют регионы обосабливаться в качестве самостоятельных товаропроизводителей, которые не должны руководствоваться только местными региональными установками, а быть ориентированными на законы и общие правила рыночных отношений в национальных масштабах.
Таким образом, экономические результаты деятельности региональных социально-экономических систем как составных частей национальной экономики непосредственно зависят от изменения и колебаний макроэкономических показателей. Немаловажную роль играют особенности территориального расположения, природных ресурсов, развитость инфраструктурного комплекса в регионе, близость к основным потребителям товаров, производства и оказываемых услуг, а также зависимость регионов от государственных программ.
Библиографический список
- Савельева И.П. Цало И.М. Методический подход к анализу и прогнозированию региональных процессов с учетом перспективного влияния изменений мировой экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. №44.
- Самарина В.П. Совершенствование методологии управления социально-экономическим развитием проблемных регионов России / дис. на соиск. ученой степени докт. эк. наук: 08.00.05 Москва, 2010. – 322 с.
- Шедько Ю.Н. Особенности управления функционированием и развитием региональных социально-экономических систем в условиях глобализации // Аудит и финансовый анализ. 2010. №3.
Количество просмотров публикации: Please wait