В современных условиях вследствие влияния таких факторов, как глобализация, развитие научно-технического прогресса, появление новых инновационных технологий, возникают новые возможности экономического развития [1, 2]. На сегодняшний день перед нашей страной остро стоит проблема успешного инновационного преобразования экономики. Государство заявляет о своей готовности инвестировать в инновационные программы и проекты [3]. Итогом проведения политики в сфере инноваций на федеральном уровне должно стать формирование и повышение инвестиционной привлекательности городов и регионов России, связанная с их инновационной активностью.
Как известно, инновационная деятельность – это комплекс конкретных научных, технических, организационных, экономических, коммерческих мероприятий, ориентированных в коммерциализацию собранных познаний, технологий и оборудований [4, 5]. Любое предприятие, для того чтобы успешно развиваться должно вкладывать свои финансовые ресурсы в инновационные программы совершенствования его потенциала.
Согласно рейтингу инновационной активности в Российской Федерации, составленному Ассоциацией инновационных регионов России в 2015 году, к сильным регионам-инноваторам относятся г. Санкт-Петербург, г. Москва, Республика Татарстан, Нижегородская, Ярославская, Московская, Томская и Калужская области. В группу средне-сильных регионов-инноваторов вошли Калужская, Свердловская, Пензенская, Новосибирская области и др. В первой тройке группы «середняков» оказались: Хабаровский край, Липецкая область и Иркутская область. Необходимо отметить, что по своим показателям первые два региона почти можно отнести в группу средне-сильных регионов-инноваторов. К группе слабых регионов-инноваторов были причислены Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская республика, Ненецкий автономный округ и Республика Тыва.
Проведенный анализ статистических данных позволил сделать вывод, что количество средних регионов-инноваторов сократилось с 27 до 20 (по сравнению с началом 2015 года). Это означает пополнение двух других групп (средне-слабых и слабых регионов-инноваторов) – с 28 до 34 регионов. При этом в анализе не были учтены показатели Республики Крым и Севастополя, что связано со статистическими ограничениями. Всего в исследовании приняло участие 82 региона России. При составлении вышеуказанного рейтинга учитывались:
– научные исследования и разработки;
– инновационная деятельность;
– социально-экономические условия.
Республика Татарстан занимает 3 место в рейтинге Ассоциации инновационных регионов России и является лидером по социально-экономическим условиям. Республика сосредоточила все свои ресурсы на развитии инновационной деятельности. На сегодняшний день главными направлениями инновационно-технологического развития экономики Республики являются нефтяная, химическая промышленность, машиностроение, строительство, сферы IT-технологий и др. В июне 2015 года в Республике Татарстан состоялось открытие Иннополиса, который является новым городом России. Он был построен «с нуля» с целью развития IT-технологий и инновационных высоких технологий. При городе организована особая экономическая зона, в которой создан специальный налоговый режим. Общая площадь Иннополиса равна составляет1200 га, причем запланировано ее дальнейшее расширение. В настоящее время в Иннополисе построена вся необходимая инфраструктура, однако активная застройка территории продолжается. Город рассчитан на проживание 155000 человек.
Казань является столицей Республики Татарстан, в ней сосредоточены инновации во всех сферах: в медицине, строительстве, компьютерных технологиях и т.д. [6]. В Казани расположен технопаркт «ИТ-парк», главными направлениями которого является создание программного обеспечения, в том числе в сфере «электронного правительства» и «электронных государственных услуг». Технопаркт – это место, где зарождаются и воплощаются в реальность новые идеи. Также в Казани располагается технопарк «Идея», который занимается предоставлением полного комплекса услуг, которые необходимы для того, чтобы помочь организовать и развивать инновационный бизнес. Наряду с этим, в Казани находится технополис «Химград», который занимается тем, что предоставляет резидентам площади, а также земельные участки на праве аренды или выкупа.
Москва занимает место 63 в глобальном рейтинге инновационных городов и 29 место среди европейских городов (по состоянию на 2014 год). В непосредственной близости от столицы располагается технополис «Москва», который был создан для развития инфраструктуры высоких технологий. Считаем, что обязательно следует упомянуть Центр коллективного пользования «Сколково», специалисты которого обладают различными знаниями и опытом в технологии, создании и тестировании прототипов, производственных технологиях. Также здесь находится множество технопарков, в том числе «Строгино», АО «Технопарк Слава» и технопарк «Элма». Технопарк «Строгино» обладает для каждой стадии развития проекта различными инфраструктурными элементами, такими как:
– коворкинг (для проекта, который находится на стадии идеи);
– центр прототипирования (для опытного образца);
– бизнес-инкубатор (для организации бизнеса и сокращению первичных расходов);
– технопарк (для организации производства и получения налоговых льгот).
АО «Технопарк Слава» занимается биомедицинскими технологиями, фармакологией, медицинской техникой и материалами; энергосбережением, энергоэффективностью, энергобезопасностью и т.п. Технопарк «Элма» интересен тем, что специализируется на радиоэлектронной промышленности; оптической технике; микроэлектронике; фотоэлектронике и др.
В Санкт-Петербурге находится технополис «Пулково». Основная его бизнес-идея – предложение офисов в аренду с широким набором услуг, нацеленных на поддержание эфективного бизнеса .В настоящее время ведется строительство второй очереди «Технополис Пулково-2» .
В Томске располагается ОАО «Томский международный деловой центр (ТМДЦ) «Технопарк»». В современных экономических условиях коммерческая деятельность ОАО ТМДЦ «Технопарк» специализируется на выставочно-ярмарочной, инновационной и маркетинговой деятельности.
Полагаем, что создание и развитие технопарков и другой инновационной инфраструктуры призваны способствовать решению ключевой задачи, стоявшей перед Россией и заключающейся в формировании и развитии экономики, основанной на навыках и знаниях с наибольшей степенью инновационности, ставшей привычной для развитых стран. С нашей точки зрения, лишь на этой основе возможно обеспечение равноправного участия нашей страны в системе мирового социально-экономического развития. Мировой опыт свидетельствует, что промышленность и, в первую очередь, реальный сектор экономики является одним из ключевых организаторов, заказчиков и покупателей инноваций. При этом частные компании наиболее достоверно и адекватно могут оценивать коммерческий эффект от внедрения какой-либо инновации [7]. Считаем, что именно они смогут создать более успешную инвестиционную стратегию, снижая возможные риски. Однако без поддержки государства сделать это им будет крайне проблематично.
В связи с этим велика роль правового регулирования инновационно-инвестиционной деятельности. Основой нормативно-правового регулирования этой сферы являются законы и нормативно-правовые акты Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, законодательные и исполнительные органы субъектов РФ и др. Развитие инновационного инвестирования в наше время является наиболее значимой сферой социально-экономической политики государства.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, научный проект № 15-46-02521 «Проект повышения инновационной активности и инвестиционной привлекательности региона на основе развития территории пригородной зоны».
Библиографический список
- Максимчук О.В., Ломовцев М.С. О готовности малых производственных предприятий Волгоградской области к развитию инновационных технологий и модернизации производства // Экономика строительства. 2015. № 2 (32). С. 51-58.
- Технополисы и технопарки [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/student/menedzhment/tehnopolisy-i-tehnoparki.html (дата обращения: 15.02.2016).
- Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012.
- Безнебеева А.М. Роль технопарков в инновационной инфраструктуре региона // Волжский: история, культура, образование: сборник статей общегородской научно-практической конференции. – Волжский, 2014. – С. 108-110.
- Клюшин В.В., Баулина О.А. Модель оптимизации движения инвестиционных ресурсов в условиях нестабильности внешней среды: монография. – Волгоград, 2015. – 278 с.
- Тебекин А. В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
- Беляев М.К., Мазница Е.М. Развитие предпринимательства в ЖКХ на основе инновационных решений: монография. – Волгоград, 2010. – 103 с.
Количество просмотров публикации: Please wait