ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ПРОЦЕССОМ

Каримова Дилара Рифатовна
Башкирская академия государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан
магистр

Аннотация
В статье рассматриваются показатели, характеризующие оптимальное решение проблем формирования, финансирования и реализации целевых программ.

Ключевые слова: бюджетный процесс, оценка государственных программ, оценка качества бюджетного процесса, показатели оценки эффективности программ


EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF BUDGET MANAGEMENT

Karimova Dilara Rifatovna
Bashkir Academy of state service and management under the President of the Republic of Bashkortostan
master

Abstract
The article deals with the indicators characterizing the optimum solution to the problems of formation , financing and implementation of programs.

Keywords: evaluation of government programs, evaluation of the quality of the budget process, indicators to assess the effectiveness of programs, the budget process


Библиографическая ссылка на статью:
Каримова Д.Р. Оценка эффективности управления бюджетным процессом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/08/9639 (дата обращения: 21.03.2024).

Бюджетный процесс – это регламентированная правом РФ и ее субъектов действие органов представи­тельной и исполнительной власти МСУ по составлению, рассмотрению, исполнению бюджетов муниципальных образований Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ// Российской газете” от 12 августа 1998 г. N 153-154. Основным составляющим элементом бюджетного процесса является процесс бюджетного регулирования.

Бюджетный процесс включает четыре этапа:
1-й этап- характеризу­ется прогнозированием экономического и общественного разви­тия, определением бюджетно-финансовой политики на следу­ющий финансовый год.
2-й этап- фор­мирование и утверждение бюджета.
3-й этап – испол­нение бюджета. 
4-й этап – полагает заключение операций по исполнению бюджета, составление и заявление отчета об исполнении бюджета за отчетный год.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ в качестве участников бюджетного процесса являются следующие предприятия: организации государственной и муниципальной форм собственности, банки, в состав финансовых операций, которых входит работа с средствами перечисляемыми из бюджета. Процесс формирования и утверждения и исполнения бюджета называется бюджетным циклом и длится примерно 3,5 года. Срок исполнения бюджета не может превышать более одного календарного года, т.к. период действия бюджетного года на территории РФ длится 12 месяцев. 
В пункте 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ Там же приведен полный перечень участников бюджетного процесса: Президент РФ- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы МСУ; исполнительные органы государственной власти; Центробанк РФ; органы государственного финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; основные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств.
Для повышения уровня организации бюджетного процесса на территории муниципальных образований РФ определен четкий регламент проведения оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
Для оценки качества эффективности проведения бюджетного процесса на территории того, или иного субъекта РФ в качестве исполнителя привлекаются сотрудники департамента финансов региона (округа). Процесс оценки механизма бюджетного процесса происходит с применением следующих индикаторов:
- индикаторы, характеризующие качество бюджетного планирования
- индикаторы, позволяющие оценить уровень качества исполнения бюджета региона;
-индикаторы, позволяющие оценить уровень правильности использования и распоряжения долговых обязательств; 
-индикаторы, позволяющие оценить уровень качества и востребованность у населения услуг муниципального характера;
-индикаторы, характеризующие степень прозрачности бюджетного процесса Новации в бюджетном процессе [Текст] // Финансы. – 2013. – № 4. – С. 68.
При проведении оценки качества бюджетного процесса основными приоритетными направлениями являются:
1) бюджетное проектирование;
2) порядок и правильность исполнения бюджета;
3) управление муниципальным догом;
4) оценка мероприятий направленных на управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных служб;
5) прозрачность бюджетного процесса.
Для проведения комплексной оценки качества бюджетного процесса может быть использована следующая формула:

 (1)

 - комплексная оценка качества для i-го муниципального образования;
dj – удельный вес j-го направления;
 - балльная оценка качества по j-му направлению 
для i-го муниципального образования

 (2)

 - удельный вес n-го индикатора;
 - оценка по n-му индикатору для i-го муниципального образования;
 - количество индикаторов j-го направления.
Показатели выше представленной методики оцениваются в баллах и носят единый характер, а состав оцениваемых показателей является единым для всех субъектов РФ.
Проведение оценки проводится в следующей последовательности:
а) на первом этапе проводится оценка индикаторов, в результате расчета которых можно судить о повышении уровня организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях 

 (3)

 - оценка значения соответствующего индикатора;
 - значение соответствующего индикатора 
в i-м муниципальном образовании;
 - минимальное значение соответствующего индикатора 
в муниципальных образованиях;
 - максимальное значение соответствующего индикатора 
в муниципальных образованиях [1].

б) на втором этапе проводится расчет индикаторов, при расчете которых в большинстве случаев наблюдается снижение значении, но это свидетельствует не об ухудшении, а наоборот о повышении качества проведения бюджетного процесса на территории того или иного региона: 

 (4)

 - оценка значения соответствующего индикатора;
 - значение соответствующего индикатора 
в i-м муниципальном образовании;
в) в части индикаторов, по которым установлены целевые значения, по формуле:

 (5)

 -присваивается индикатору в том, случае если его значение в полной мере соответствует его целевому показателю;
 присваивается индикатору в том, случае если его значение несоответствует его целевому показателю;
В случая выявления несоответствия выше представленных индикаторов нормам бюджетного права, уровень качества бюджетного процесса снижается на пять процентов за наличие каждого несоответствия [2] .
После проведения расчетов величины оценки индикаторов осуществления бюджетного процесса проводят оценку степени качества организации и осуществления бюджетного процесса на территории муниципального образования с использованием данных представленных в табл. 1

Таблица 1. Степень качества организации и осуществления бюджетного процесса на территории муниципального образования
Интервалы оценок
Степень качества организации и осуществления бюджетного процесса
75 – 100
I
50 – 75
II
0 – 50
III

На последнем этапе производится формирование рейтинга муниципальных образований, при этом стоит отметить, что в качестве основного критерия в данном случае выступает показатель качества ведения бюджетного процесса. При составлении рейтинга значения всех муниципальных образований консолидировано отражаются в единой базе, затем происходит ранжирование от самой высокой оценки к самой низкой.
Далее показатели рейтинга публикуются на официальном сайте департамента финансов каждого из округов и обновляется ежегодно, в соответствии с действующим законодательством РФ данный рейтинг должен быть опубликован не позднее первого августа действующего финансового года [3].

______________________

[1] Фесик С. В. Внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс Российской Федерации [Текст] / С. В. Фесик // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 383 (июнь). – С. 172

[2] Бойко Н. Н. К вопросу об определении понятия эффективности использования бюджетных средств [Текст] / Н. Н. Бойко // Финансовое право. – 2014. – № 1. – С. 5

[3] Поляк Г. Б. Новации в бюджетном процессе [Текст] : (рецензия) / Г. Б. Поляк // Финансы. – 2013. – № 1. – С. 56.


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля1998 г. N 145-ФЗ// Российской газете” от 12 августа1998 г. N 153-154
  2. Бойко Н. Н. К вопросу об определении понятия эффективности использования бюджетных средств [Текст] / Н. Н. Бойко // Финансовое право. – 2014. – № 1. – С. 4-7
  3. Новации в бюджетном процессе [Текст] // Финансы. – 2013. – № 4. – С. 67-68
  4. Поляк Г. Б. Новации в бюджетном процессе [Текст] : (рецензия) / Г. Б. Поляк // Финансы. – 2013. – № 1. – С. 55-56
  5. Фесик С. В. Внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс Российской Федерации [Текст] / С. В. Фесик // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 383 (июнь). – С. 170-175


Все статьи автора «Каримова Дилара Рифатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: