Бюджетный процесс – это регламентированная правом РФ и ее субъектов действие органов представительной и исполнительной власти МСУ по составлению, рассмотрению, исполнению бюджетов муниципальных образований Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ// Российской газете” от 12 августа 1998 г. N 153-154. Основным составляющим элементом бюджетного процесса является процесс бюджетного регулирования.
Бюджетный процесс включает четыре этапа:
1-й этап- характеризуется прогнозированием экономического и общественного развития, определением бюджетно-финансовой политики на следующий финансовый год.
2-й этап- формирование и утверждение бюджета.
3-й этап – исполнение бюджета.
4-й этап – полагает заключение операций по исполнению бюджета, составление и заявление отчета об исполнении бюджета за отчетный год.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ в качестве участников бюджетного процесса являются следующие предприятия: организации государственной и муниципальной форм собственности, банки, в состав финансовых операций, которых входит работа с средствами перечисляемыми из бюджета. Процесс формирования и утверждения и исполнения бюджета называется бюджетным циклом и длится примерно 3,5 года. Срок исполнения бюджета не может превышать более одного календарного года, т.к. период действия бюджетного года на территории РФ длится 12 месяцев.
В пункте 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ Там же приведен полный перечень участников бюджетного процесса: Президент РФ- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы МСУ; исполнительные органы государственной власти; Центробанк РФ; органы государственного финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; основные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств.
Для повышения уровня организации бюджетного процесса на территории муниципальных образований РФ определен четкий регламент проведения оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
Для оценки качества эффективности проведения бюджетного процесса на территории того, или иного субъекта РФ в качестве исполнителя привлекаются сотрудники департамента финансов региона (округа). Процесс оценки механизма бюджетного процесса происходит с применением следующих индикаторов:
- индикаторы, характеризующие качество бюджетного планирования
- индикаторы, позволяющие оценить уровень качества исполнения бюджета региона;
-индикаторы, позволяющие оценить уровень правильности использования и распоряжения долговых обязательств;
-индикаторы, позволяющие оценить уровень качества и востребованность у населения услуг муниципального характера;
-индикаторы, характеризующие степень прозрачности бюджетного процесса Новации в бюджетном процессе [Текст] // Финансы. – 2013. – № 4. – С. 68.
При проведении оценки качества бюджетного процесса основными приоритетными направлениями являются:
1) бюджетное проектирование;
2) порядок и правильность исполнения бюджета;
3) управление муниципальным догом;
4) оценка мероприятий направленных на управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных служб;
5) прозрачность бюджетного процесса.
Для проведения комплексной оценки качества бюджетного процесса может быть использована следующая формула:

- комплексная оценка качества для i-го муниципального образования;
dj – удельный вес j-го направления;
- балльная оценка качества по j-му направлению
для i-го муниципального образования
.gif)
- удельный вес n-го индикатора;
- оценка по n-му индикатору для i-го муниципального образования;
- количество индикаторов j-го направления.
Показатели выше представленной методики оцениваются в баллах и носят единый характер, а состав оцениваемых показателей является единым для всех субъектов РФ.
Проведение оценки проводится в следующей последовательности:
а) на первом этапе проводится оценка индикаторов, в результате расчета которых можно судить о повышении уровня организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях
.gif)
- оценка значения соответствующего индикатора;
- значение соответствующего индикатора
в i-м муниципальном образовании;
- минимальное значение соответствующего индикатора
в муниципальных образованиях;
- максимальное значение соответствующего индикатора
в муниципальных образованиях [1].
б) на втором этапе проводится расчет индикаторов, при расчете которых в большинстве случаев наблюдается снижение значении, но это свидетельствует не об ухудшении, а наоборот о повышении качества проведения бюджетного процесса на территории того или иного региона:
.gif)
- оценка значения соответствующего индикатора;
- значение соответствующего индикатора
в i-м муниципальном образовании;
в) в части индикаторов, по которым установлены целевые значения, по формуле:
.gif)
-присваивается индикатору в том, случае если его значение в полной мере соответствует его целевому показателю;
присваивается индикатору в том, случае если его значение несоответствует его целевому показателю;
В случая выявления несоответствия выше представленных индикаторов нормам бюджетного права, уровень качества бюджетного процесса снижается на пять процентов за наличие каждого несоответствия [2] .
После проведения расчетов величины оценки индикаторов осуществления бюджетного процесса проводят оценку степени качества организации и осуществления бюджетного процесса на территории муниципального образования с использованием данных представленных в табл. 1
Интервалы оценок
|
Степень качества организации и осуществления бюджетного процесса
|
75 – 100
|
I
|
50 – 75
|
II
|
0 – 50
|
III
|
На последнем этапе производится формирование рейтинга муниципальных образований, при этом стоит отметить, что в качестве основного критерия в данном случае выступает показатель качества ведения бюджетного процесса. При составлении рейтинга значения всех муниципальных образований консолидировано отражаются в единой базе, затем происходит ранжирование от самой высокой оценки к самой низкой.
Далее показатели рейтинга публикуются на официальном сайте департамента финансов каждого из округов и обновляется ежегодно, в соответствии с действующим законодательством РФ данный рейтинг должен быть опубликован не позднее первого августа действующего финансового года [3].
______________________
[1] Фесик С. В. Внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс Российской Федерации [Текст] / С. В. Фесик // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 383 (июнь). – С. 172
[2] Бойко Н. Н. К вопросу об определении понятия эффективности использования бюджетных средств [Текст] / Н. Н. Бойко // Финансовое право. – 2014. – № 1. – С. 5
[3] Поляк Г. Б. Новации в бюджетном процессе [Текст] : (рецензия) / Г. Б. Поляк // Финансы. – 2013. – № 1. – С. 56.
Библиографический список
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля1998 г. N 145-ФЗ// Российской газете” от 12 августа1998 г. N 153-154
- Бойко Н. Н. К вопросу об определении понятия эффективности использования бюджетных средств [Текст] / Н. Н. Бойко // Финансовое право. – 2014. – № 1. – С. 4-7
- Новации в бюджетном процессе [Текст] // Финансы. – 2013. – № 4. – С. 67-68
- Поляк Г. Б. Новации в бюджетном процессе [Текст] : (рецензия) / Г. Б. Поляк // Финансы. – 2013. – № 1. – С. 55-56
- Фесик С. В. Внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс Российской Федерации [Текст] / С. В. Фесик // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 383 (июнь). – С. 170-175