Совмещенный ABC-XYZ-анализ довольно широко используется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса или уходимости товара. Величина вероятной погрешности при прогнозировании объема реализации является важнейшим фактором при выборе рациональной стратегии управления товарным запасом в любой организации [1, 2]. Такая аналитика востребована бизнес-сообществом [3].
Проблемами применения ABC-XYZ-анализа в различных отраслях экономики занимались российские и зарубежные ученые. Исследовала ассортимент и стабильность продаж с использованием ABC- и XYZ-анализа Е.А.Бузукова [4]. Р.Бодряков представил составление и анализ итоговой матрицы для ABC-XYZ-анализа [5]. О.Л.Ксенофонтова и Н.А.Новосельская провели моделирование деятельности торговой организации с помощью ABC-XYZ–анализа [6]. Рассмотрели возможности применения методов анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании С.В.Ласковец и др. [7]. А.И.Репичев описал методы анализа продуктового портфеля компании [8]. А.А.Наумов, Р.И.Баженов исследовали проблемы классических методов анализа экономических систем и пути их разрешения [9, 10]. М.Н.Татаринова, С.В.Гришанова представили АВС-XYZ-анализ как эффективное средство управления затратами [11]. Использование АВС и XYZ-анализа для принятия решений в управлении продажами показали П.В.Тиличенко и С.С.Дрозд [12]. Р.И.Баженов и др. исследовали различные приложения ABC-XYZ-анализа [13-22]. Зарубежные ученые также освещают проблемы ABC-XYZ-анализа [23, 24].
Представим ABC-XYZ-анализ ассортимента находящейся в г. Биробиджане организации, которая предоставила данные по реализации. Ассортимент включает в себя 41 вид продукции.
Кратко опишем применяемый метод [17, 25].
ABC-анализ.
Ассортимент обычно анализируется по двум характеристикам: объем продаж и получаемая прибыль. АВС-анализ разбивает продукцию на группы: группе A – продукты, доля нарастающего итога которого близка к 0,8 (то есть 80%); группа В – товары, находящиеся выше позиции, где значение нарастающего итога будет приблизительно равно 0,95 (то есть 95%); группа С – все оставшиеся товары.
XYZ-анализ.
Рассматриваемый метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность бизнес-процессов, например, стабильность продаж отдельных видов товаров.
Результат XYZ-анализа – это три категории:
- X – группы товаров, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.
- Y – группы товаров, характеризующиеся известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.
- Z – группы товаров с нерегулярным потреблением, четкие тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.
В группу X входят товары с колебанием продаж в течение года от 0 до 10%, в группу Y – от 10 до 25%, в группу Z – остальные.
После выделения групп, проводим сцепление ABC, XYZ групп в соответствии с наименованиями и анализируем полученные наборы.
Покажем применение описанного метода. Представим в таблице отчет из информационной системы по объемам продаж (в рублях) за январь, февраль и март2014 г. (табл.1).
Таблица 1 – Исходные данные: объем продаж (руб.) по месяцам по отдельным наименованиям
Наименование товара |
Январь |
Февраль |
Март |
Альпенгурт |
117221 |
75038 |
168138 |
Альпик с кальцием |
16449 |
12649 |
15286 |
Изюм светлый 1/5 |
6142 |
8740 |
4422 |
Изюм темный 1/5 |
585 |
3790 |
3125 |
Йогурты ВБД |
4811 |
2378 |
28247 |
Коктейли, ароматизированное молоко ВБД |
40264 |
23978 |
54773 |
Коктейль молочный Агуша Я-сам |
716 |
1433 |
1791 |
Курага 1/5 |
6820 |
3737 |
8970 |
Майонез золотой0,3 кг |
3965 |
5043 |
5516 |
Майонез золотой0,5 кг |
5618 |
1785 |
1454 |
Майонез золотой1 кг |
6058 |
8343 |
5602 |
Майонез золотой2 кг |
7364 |
1550 |
2713 |
Майонез золотой3,2 кг |
6644 |
5489 |
5489 |
Макаронная продукция |
18725 |
22072 |
24252 |
Молоко Большая Кружка 2,5% |
10157 |
7614 |
12690 |
Молоко Большая Кружка 3,2% |
25140 |
15084 |
31425 |
Молоко в тп Домик в Деревне ВБД |
1825 |
7378 |
4845 |
Напиток имунеле 1,2% 100гр. Бут |
602 |
1205 |
1807 |
Напиток його-його бутылка |
6035 |
2899 |
3024 |
Напиток нежный бутылка |
24228 |
45932 |
28747 |
Напиток Сочный Микс |
22305 |
17234 |
18070 |
Нежный стакан |
79770 |
48982 |
27771 |
Сливки взбитые 250 мл |
12025 |
8658 |
10145 |
Сметана 15%0,250 кг |
1498 |
1123 |
1498 |
Сметана Сметановна 15% 185 гр |
6449 |
2580 |
10749 |
Сметана Сметановна 15% 375 гр |
15223 |
4567 |
6850 |
Сок Gold Классик 100% |
36118 |
22533 |
36857 |
Сок J7 |
2612 |
3763 |
6285 |
Сок Любимый сад |
27927 |
40526 |
58375 |
Сок привет осветленный |
25126 |
16762 |
18256 |
Сок привет с мякотью |
21543 |
14429 |
16085 |
Сухофрукты10 кг |
15563 |
2550 |
875 |
Фруттис стакан |
28951 |
21443 |
185798 |
Фруттис – Слив. лакомство 5% 115гр. |
4584 |
2750 |
4584 |
Чернослив 1/5 |
4290 |
1747 |
7312 |
Чипсы Бингре 50гр |
3060 |
1836 |
4590 |
Эрманн Альпен Ленд |
13272 |
11152 |
23818 |
Эрманн Питьевые йогурты |
18083 |
10564 |
42810 |
Эрманн Прочие йогурты |
36206 |
13934 |
80102 |
Эрманн Услада |
14507 |
10349 |
13658 |
Яйцо 1 категории |
43200 |
16200 |
32400 |
Производим вычисление общей суммы за три месяца, доли дохода от реализации каждой позиции и долю с нарастающим итогом анализа ассортимента и разбиваем имеющеюся номенклатуру по группам.
Разбиение на группы производим в соответствии с объемом продаж по следующему соглашению: А – 80%; В – 15%, С – 5%. Полученные результаты показаны в табл. 2.
Таблица 2 – Разбиение продукции по группам ABC-анализа
№ | Наименование товара | Сумма трех месяцев | % от общей суммы | Накопительный итог | АВС |
1 |
Альпенгурт |
360397 |
15,73% |
15,73% |
A |
31 |
Фрутис стакан |
236192 |
10,31% |
26,04% |
A |
20 |
Нежный стакан |
156523 |
6,83% |
32,88% |
A |
36 |
Эрманн Прочие йогурты |
130242 |
5,69% |
38,56% |
A |
24 |
Сок Любимый сад |
126828 |
5,54% |
44,10% |
A |
6 |
Коктейли, ароматизированное молоко ВБД |
119015 |
5,20% |
49,29% |
A |
18 |
Напиток нежный бутылка |
98907 |
4,32% |
53,61% |
A |
22 |
Сок Gold Классик 100% |
95508 |
4,17% |
57,78% |
A |
38 |
Яйцо 1 категории |
91800 |
4,01% |
61,79% |
A |
15 |
Молоко Большая Кружка 3,2% |
71649 |
3,13% |
64,92% |
A |
35 |
Эрманн Питьевые йогурты |
71457 |
3,12% |
68,04% |
A |
13 |
Макаронная продукция |
65049 |
2,84% |
70,88% |
A |
25 |
Сок привет осветленный |
60144 |
2,63% |
73,50% |
A |
19 |
Напиток Сочный Микс |
57609 |
2,51% |
76,02% |
A |
26 |
Сок привет с мякотью |
52057 |
2,27% |
78,29% |
A |
34 |
Эрманн Альпен Ленд |
48242 |
2,11% |
80,40% |
B |
2 |
Альпик с кальцием |
44384 |
1,94% |
82,33% |
B |
37 |
Эрманн Услада |
38514 |
1,68% |
84,01% |
B |
5 |
Йогурты ВБД |
35436 |
1,55% |
85,56% |
B |
21 |
Сливки взбитые 250 мл |
30828 |
1,35% |
86,91% |
B |
14 |
Молоко Большая Кружка 2,5% |
30461 |
1,33% |
88,24% |
B |
40 |
Сметана Сметановна 15% 375 гр. |
26640 |
1,16% |
89,40% |
B |
10 |
Майонез золотой1 кг |
20003 |
0,87% |
90,27% |
B |
39 |
Сметана Сметановна 15% 185 гр. |
19778 |
0,86% |
91,14% |
B |
7 |
Курага 1/5 |
19527 |
0,85% |
91,99% |
B |
3 |
Изюм светлый 1/5 |
19304 |
0,84% |
92,83% |
B |
27 |
Сухофрукты10 кг |
18988 |
0,83% |
93,66% |
B |
12 |
Майонез золотой3,2 кг |
17622 |
0,77% |
94,43% |
B |
8 |
Майонез золотой0,3 кг |
14524 |
0,63% |
95,06% |
C |
16 |
Молоко в тп Домик в Деревне ВБД |
14048 |
0,61% |
95,68% |
C |
32 |
Чернослив 1/5 |
13349 |
0,58% |
96,26% |
C |
23 |
Сок J7 |
12660 |
0,55% |
96,81% |
C |
17 |
Напиток його-його бутылка |
11958 |
0,52% |
97,33% |
C |
41 |
Фруттис – Слив. лакомство 5% 115гр. |
11918 |
0,52% |
97,85% |
C |
11 |
Майонез золотой2 кг |
11627 |
0,51% |
98,36% |
C |
33 |
Чипсы Бингре 50гр |
9486 |
0,41% |
98,78% |
C |
9 |
Майонез золотой0,5 кг |
8857 |
0,39% |
99,16% |
C |
4 |
Изюм темный 1/5 |
7500 |
0,33% |
99,49% |
C |
30 |
Сметана 15%0,250 кг |
4119 |
0,18% |
99,67% |
C |
28 |
Коктейль молочный Агуша Я-сам |
3940 |
0,17% |
99,84% |
C |
29 |
Напиток имунеле 1,2% 100гр. Бут |
3614 |
0,16% |
100,00% |
C |
Для проведения классификации продукции организации в зависимости от того, как они продаются в течение трех месяцев, разобьем продукцию на три группы: X, Y, Z.
Соответственно вычисляем среднюю сумму за три месяца, коэффициент вариации в процентах и компонуем на три группы X (товары, потребление которых носит стабильный характер), Y (потребление имеет склонность к понижению или повышению, либо подвергается сезонным колебаниям), Z (потребление товаров носит нерегулярный характер) (табл. 3, 4).
Таблица 3 – Разбиение товаров по группам XYZ-анализа
№ | Наименование товара |
Среднее значение |
Коэффициент вариации |
XYZ
|
1 |
Альпенгурт |
180198,5 |
21,12% |
Y |
2 |
Альпик с кальцием |
22192 |
7,16% |
X |
3 |
Изюм светлый 1/5 |
9652 |
18,39% |
Y |
4 |
Изюм темный 1/5 |
3750 |
36,83% |
Z |
5 |
Йогурты ВБД |
17718 |
65,83% |
Z |
6 |
Коктейли, ароматизированное молоко ВБД |
59507,5 |
21,14% |
Y |
28 |
Коктейль молочный Агуша Я-сам |
1970 |
22,69% |
Y |
7 |
Курага 1/5 |
9763,5 |
22,00% |
Y |
8 |
Майонез золотой0,3 кг |
7262 |
8,94% |
X |
9 |
Майонез золотой0,5 кг |
4428,5 |
42,67% |
Z |
10 |
Майонез золотой1 кг |
10001,5 |
11,99% |
Y |
11 |
Майонез золотой2 кг |
5813,5 |
43,21% |
Z |
12 |
Майонез золотой3,2 кг |
8811 |
6,18% |
X |
13 |
Макаронная продукция |
32524,5 |
6,99% |
X |
14 |
Молоко Большая Кружка 2,5% |
15230,5 |
13,61% |
Y |
15 |
Молоко Большая Кружка 3,2% |
35824,5 |
18,79% |
Y |
16 |
Молоко в тп Домик в Деревне ВБД |
7024 |
32,32% |
Z |
29 |
Напиток имунеле 1,2% 100гр. Бут |
1807 |
27,22% |
Z |
17 |
Напиток його-його бутылка |
5979 |
24,25% |
Y |
18 |
Напиток нежный бутылка |
49453,5 |
18,91% |
Y |
19 |
Напиток Сочный Микс |
28804,5 |
7,71% |
X |
20 |
Нежный стакан |
78261,5 |
27,28% |
Z |
21 |
Сливки взбитые 250 мл |
15414 |
8,94% |
X |
30 |
Сметана 15%0,250 кг |
2059,5 |
8,58% |
X |
39 |
Сметана Сметановна 15% 185 гр. |
9889 |
33,74% |
Z |
40 |
Сметана Сметановна 15% 375 гр. |
13320 |
34,39% |
Z |
22 |
Сок Gold Классик 100% |
47754 |
13,79% |
Y |
23 |
Сок J7 |
6330 |
24,23% |
Y |
24 |
Сок Любимый сад |
63414 |
19,70% |
Y |
25 |
Сок привет осветленный |
30072 |
12,11% |
Y |
26 |
Сок привет с мякотью |
26028,5 |
11,68% |
Y |
27 |
Сухофрукты10 кг |
9494 |
69,15% |
Z |
31 |
Фрутис стакан |
118096 |
64,16% |
Z |
41 |
Фруттис – Слив. лакомство 5% 115гр. |
5959 |
14,51% |
Y |
32 |
Чернослив 1/5 |
6674,5 |
34,08% |
Z |
33 |
Чипсы Бингре 50гр |
4743 |
23,75% |
Y |
34 |
Эрманн Альпен Ленд |
24121 |
22,96% |
Y |
35 |
Эрманн Питьевые йогурты |
35728,5 |
38,55% |
Z |
36 |
Эрманн Прочие йогурты |
65121 |
42,21% |
Z |
37 |
Эрманн Услада |
19257 |
9,32% |
X |
38 |
Яйцо 1 категории |
45900 |
24,17% |
Y |
Таблица 4 – Разбиение продукции по группам XYZ-анализа (сортировка по группам XYZ)
№ |
Наименование товара |
Среднее значение |
Коэффициент вариации |
XYZ
|
12 |
Майонез золотой3,2 кг |
8811 |
6,18% |
X |
13 |
Макаронная продукция |
32524,5 |
6,99% |
X |
2 |
Альпик с кальцием |
22192 |
7,16% |
X |
19 |
Напиток Сочный Микс |
28804,5 |
7,71% |
X |
30 |
Сметана 15%0,250 кг |
2059,5 |
8,58% |
X |
8 |
Майонез золотой0,3 кг |
7262 |
8,94% |
X |
21 |
Сливки взбитые 250 мл |
15414 |
8,94% |
X |
37 |
Эрманн Услада |
19257 |
9,32% |
X |
26 |
Сок привет с мякотью |
26028,5 |
11,68% |
Y |
10 |
Майонез золотой1 кг |
10001,5 |
11,99% |
Y |
25 |
Сок привет осветленный |
30072 |
12,11% |
Y |
14 |
Молоко Большая Кружка 2,5% |
15230,5 |
13,61% |
Y |
22 |
Сок Gold Классик 100% |
47754 |
13,79% |
Y |
41 |
Фруттис – Слив. лакомство 5% 115гр. |
5959 |
14,51% |
Y |
3 |
Изюм светлый 1/5 |
9652 |
18,39% |
Y |
15 |
Молоко Большая Кружка 3,2% |
35824,5 |
18,79% |
Y |
18 |
Напиток нежный бутылка |
49453,5 |
18,91% |
Y |
24 |
Сок Любимый сад |
63414 |
19,70% |
Y |
1 |
Альпенгурт |
180198,5 |
21,12% |
Y |
6 |
Коктейли, ароматизированное молоко ВБД |
59507,5 |
21,14% |
Y |
7 |
Курага 1/5 |
9763,5 |
22,00% |
Y |
28 |
Коктейль молочный Агуша Я-сам |
1970 |
22,69% |
Y |
34 |
Эрманн Альпен Ленд |
24121 |
22,96% |
Y |
33 |
Чипсы Бингре 50гр |
4743 |
23,75% |
Y |
38 |
Яйцо 1 категории |
45900 |
24,17% |
Y |
23 |
Сок J7 |
6330 |
24,23% |
Y |
17 |
Напиток його-його бутылка |
5979 |
24,25% |
Y |
29 |
Напиток имунеле 1,2% 100гр. Бут |
1807 |
27,22% |
Z |
20 |
Нежный стакан |
78261,5 |
27,28% |
Z |
16 |
Молоко в тп Домик в Деревне ВБД |
7024 |
32,32% |
Z |
39 |
Сметана Сметановна 15% 185 гр. |
9889 |
33,74% |
Z |
32 |
Чернослив 1/5 |
6674,5 |
34,08% |
Z |
40 |
Сметана Сметановна 15% 375 гр. |
13320 |
34,39% |
Z |
4 |
Изюм темный 1/5 |
3750 |
36,83% |
Z |
35 |
Эрманн Питьевые йогурты |
35728,5 |
38,55% |
Z |
36 |
Эрманн Прочие йогурты |
65121 |
42,21% |
Z |
9 |
Майонез золотой0,5 кг |
4428,5 |
42,67% |
Z |
11 |
Майонез золотой2 кг |
5813,5 |
43,21% |
Z |
31 |
Фрутис стакан |
118096 |
64,16% |
Z |
5 |
Йогурты ВБД |
17718 |
65,83% |
Z |
27 |
Сухофрукты10 кг |
9494 |
69,15% |
Z |
Для представления анализа данных составляем таблицу (табл. 5).
Таблица 5 – Итоговые значения по количеству наименований
Наименование
|
Количество наименований продукции | Доля от общего количества |
Группа X |
8 |
20% |
Группа Y |
19 |
46% |
Группа Z |
14 |
34% |
Итого: |
41 |
100% |
Проанализировав данные табл. 4, можно сделать вывод:
- Группа Х содержит 8 наименований продукции (Майонез золотой3,2 кг, Макаронная продукция, Альпик с кальцием, Напиток Сочный Микс, Сметана 15%0,250 кг, Майонез золотой0,3 кг, Сливки взбитые 250 мл, Эрманн Услада), что составляет 20% от общего количества исследуемой продукции.
- Группа Y содержит 19 наименование продукции (Сок привет с мякотью, Майонез золотой1 кг, Сок привет осветленный, Молоко Большая Кружка 2,5%, Сок Gold Классик 100%, Фруттис – Слив. лакомство 5% 115гр., Изюм светлый 1/5, Молоко Большая Кружка 3,2%, Напиток нежный бутылка, Сок Любимый сад, Альпенгурт, Коктейли, ароматизированное молоко ВБД, Курага 1/5, Коктейль молочный Агуша Я-сам, Эрманн Альпен Ленд, Чипсы Бингре 50гр, Яйцо 1 категории, Сок J7, Напиток його-його бутылка), что составляет 46% от общего количества исследуемой продукции.
- Группа Z содержит 14 наименования продукции (Напиток имунеле 1,2% 100гр. Бут, Нежный стакан, Молоко в тп Домик в Деревне ВБД, Сметана Сметановна 15% 185 гр., Чернослив 1/5, Сметана Сметановна 15% 375 гр., Изюм темный 1/5, Эрманн Питьевые йогурты, Эрманн Прочие йогурты, Майонез золотой0,5 кг, Майонез золотой2 кг, Фрутис стакан, Йогурты ВБД, Сухофрукты10 кг), что составляет 34% от общего количества исследуемой продукции.
На основании данных табл.5, отметим, что 76% ассортимента практически стабильно продается.
Произведем сцепление групп ABC-анализа и XYZ-анализа (табл.6).
Таблица 6 – Сортировка и сцепление групп товаров
№ |
Наименование товара |
АВС |
XYZ |
Сцепление |
13 |
Макаронная продукция |
A |
X |
AX |
24 |
Сок Любимый сад |
A |
X |
AX |
1 |
Альпенгурт |
A |
Y |
AY |
6 |
Коктейли, ароматизированное молоко ВБД |
A |
Y |
AY |
15 |
Молоко Большая Кружка 3,2% |
A |
Y |
AY |
19 |
Напиток Сочный Микс |
A |
Y |
AY |
20 |
Нежный стакан |
A |
Y |
AY |
31 |
Фрутис стакан |
A |
Y |
AY |
36 |
Эрманн Прочие йогурты |
A |
Y |
AY |
18 |
Напиток нежный бутылка |
A |
Z |
AZ |
22 |
Сок Gold Классик 100% |
A |
Z |
AZ |
25 |
Сок привет осветленный |
A |
Z |
AZ |
26 |
Сок привет с мякотью |
A |
Z |
AZ |
35 |
Эрманн Питьевые йогурты |
A |
Z |
AZ |
38 |
Яйцо 1 категории |
A |
Z |
AZ |
2 |
Альпик с кальцием |
B |
X |
BX |
14 |
Молоко Большая Кружка 2,5% |
B |
X |
BX |
21 |
Сливки взбитые 250 мл |
B |
X |
BX |
40 |
Сметана Сметановна 15% 375 гр. |
B |
X |
BX |
3 |
Изюм светлый 1/5 |
B |
Y |
BY |
7 |
Курага 1/5 |
B |
Y |
BY |
27 |
Сухофрукты10 кг |
B |
Y |
BY |
34 |
Эрманн Альпен Ленд |
B |
Y |
BY |
37 |
Эрманн Услада |
B |
Y |
BY |
5 |
Йогурты ВБД |
B |
Z |
BZ |
10 |
Майонез золотой1 кг |
B |
Z |
BZ |
12 |
Майонез золотой3,2 кг |
B |
Z |
BZ |
39 |
Сметана Сметановна 15% 185 гр. |
B |
Z |
BZ |
9 |
Майонез золотой0,5 кг |
C |
X |
CX |
23 |
Сок J7 |
C |
X |
CX |
8 |
Майонез золотой0,3 кг |
C |
Y |
CY |
11 |
Майонез золотой2 кг |
C |
Y |
CY |
16 |
Молоко в тп Домик в Деревне ВБД |
C |
Y |
CY |
28 |
Коктейль молочный Агуша Я-сам |
C |
Y |
CY |
29 |
Напиток имунеле 1,2% 100гр. Бут |
C |
Y |
CY |
30 |
Сметана 15%0,250 кг |
C |
Y |
CY |
41 |
Фруттис – Слив. лакомство 5% 115гр. |
C |
Y |
CY |
4 |
Изюм темный 1/5 |
C |
Z |
CZ |
17 |
Напиток його-його бутылка |
C |
Z |
CZ |
32 |
Чернослив 1/5 |
C |
Z |
CZ |
33 |
Чипсы Бингре 50гр |
C |
Z |
CZ |
Получившийся результат анализа представим в виде таблицы (табл.7).
Таблица 7 – Результаты анализа
A |
B |
C |
|
X |
Макаронная продукция
Сок Любимый сад |
Альпик с кальцием
Молоко Большая Кружка 2,5% Сливки взбитые 250 мл Сметана Сметановна 15% 375 гр.
|
Майонез золотой0,5 кг
Сок J7
|
Y |
Альпенгурт
Коктейли, ароматизированное молоко ВБД Молоко Большая Кружка 3,2% Напиток Сочный Микс Нежный стакан Фрутис стакан Эрманн Прочие йогурты
|
Изюм светлый 1/5
Курага 1/5 Сухофрукты10 кг Эрманн Альпен Ленд Эрманн Услада
|
Майонез золотой0,3 кг
Майонез золотой2 кг Молоко в тп Домик в Деревне ВБД Коктейль молочный Агуша Я-сам Напиток имунеле 1,2% 100гр. Бут Сметана 15%0,250 кг Фруттис – Слив. лакомство 5% 115гр.
|
Z |
Напиток нежный бутылка
Сок Gold Классик 100% Сок привет осветленный Сок привет с мякотью Эрманн Питьевые йогурты Яйцо 1 категории
|
Йогурты ВБД
Майонез золотой1 кг Майонез золотой3,2 кг Сметана Сметановна 15% 185 гр.
|
Изюм темный 1/5
Напиток його-його бутылка Чернослив 1/5 Чипсы Бингре 50гр |
После распределения по доле можно наблюдать, какие позиции ассортимента имеют высокий товарооборот и стабильность продаж (табл. 8).
Таблица 8- Анализ выделения успешных позиций
Группа |
Количество |
Доля, % |
AX |
2 |
4,9 |
AY |
7 |
17,1 |
AZ |
6 |
14,6 |
BX |
4 |
9,8 |
BY |
5 |
12,2 |
BZ |
4 |
9,8 |
CX |
2 |
4,9 |
CY |
7 |
17,1 |
CZ |
4 |
9,8 |
ИТОГ |
41 |
100,0 |
Товары групп А и В из ABC-анализа обеспечивают основной товарооборот компании, применение XYZ-анализа позволяет разработать более точную ассортиментную политику.
Охарактеризуем получившиеся группы.
АХ – группы товаров, у которых высокий товарооборот, высокая стабильность продаж.
АY- группы товаров, у которых высокий товарооборот, средняя стабильность продаж.
AZ – группа товаров с высоким товарооборотом и низкой стабильностью продаж.
BX – группы товаров, у которых средний товарооборот, высокая стабильность продаж.
BY – группы товаров, у которых средний товарооборот, средняя стабильность продаж.
BZ – группы товаров, у которых средний товарооборот, низкая стабильность продаж
СХ – группа товаров с низким товарооборотом и высокой стабильностью продаж.
СY – группа товаров с низким товарооборотом и средней стабильностью продаж.
CZ – группа товаров, у которых низкий товарооборот, низкая стабильность продаж.
Таким образом, можно сказать, что применение совмещенного АВС- и XYZ-анализа позволяет:
- повысить эффективность системы управления товарными ресурсами;
- повысить долю высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;
- выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров хранящихся на складе;
- выявить приоритеты для размещения товаров на складе;
- перераспределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.
В результате проведенного исследования, можно сказать, что руководству компании следует присмотреться к поставляемым товарам Макаронная продукция, Майонез золотой0,5 кги Сок J7, тщательно подбирать объемы приобретения и сроки хранения на складе. Товары как Майонез золотой0,5 кги Сок J7 является скоропортящимися, поэтому их необходимо закупать в малых количествах.
Представленное исследование может быть использовано в обучении студентов различных направлений [26, 27].
Библиографический список
- Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина методы анализа и практические советы. СПб.: Питер. 2007. 176 с.
- Анализ ассортимента и стабильность продаж с использованием ABC- и XYZ-анализа. URL: http://zakup.vl.ru/139-analiz_assortim.html. (дата обращения: 14.02.2015)
- Насколько эффективна бизнес-аналитика в розничной сети? URL: http://www.retail.ru/articles/84051/ (дата обращения: 14.02.2015)
- Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа // Управление продажами. 2006. № 3. С. 166-185.
- Бодряков Р.Е. ABС и XYZ: составление и анализ итоговой матрицы. URL: http://www.lobanov-logist.ru/library/352/54174/ (дата обращения: 14.02.2015)
- Ксенофонтова О.Л., Новосельская Н.А. АВС-XYZ – анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. № 2 (34). С. 70-76.
- Ласковец С.В., Каптюхин Р.В., Жидкова О.Н. Применение методов анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 141-145.
- Репичев А.И. Методы анализа продуктового портфеля фирмы // Научная жизнь. 2010. № 3. С. 47-49.
- Наумов А.А., Баженов Р.И. О неустойчивости метода нормализации критериев // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11-1 (43). С. 64-68.
- Наумов А.А., Наумова А.А., Баженов Р.И. О некоторых моделях и модификациях классического ABC-анализа // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-2 (44). С. 138-146.
- Татаринова М.Н., Гришанова С.В. АВС-XYZ-анализ как эффективное средство управления затратами // Kant. 2012. № 1. С. 29-31.
- Тиличенко П.В., Дрозд С.С. Использование АВС и XYZ-анализа для принятия решений в управлении продажами // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого. 2013. № 4 (55). С. 120-125.
- Баженов Р.И., Векслер В.А. Анализ потребительских корзин в 1С:Предприятие на примере АВС-анализа // Информатизация и связь. 2013. № 5. С. 117-123.
- Баженов Р.И., Векслер В.А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 1. С. 37-42.
- Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3 // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 45-49.
- Баженов Р.И., Векслер В.А., Гринкруг Л.С. RFM-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.
- Остроушко А.А., Баженов Р.И. Анализ ассортимента электротоваров с использованием ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 (37). С. 73-81.
- Бронштейн К.С., Наумов А.А., Баженов Р.И. Применение классического ABC-анализа для анализа ассортимента блюд кафе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 (38). С. 100-110.
- Резниченко Н.В., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента блюд кафе и системы закупок компонентов на основе ABC-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 14-24.
- Якимов А.С., Баженов Р.И. Сегментация клиентов с помощью RFM-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/7064 (дата обращения: 22.01.2015).
- Сизых А.Ф., Баженов Р.И. Разработка программной системы поиска ассоциативных правил на основе алгоритма apriori // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10-1 (42). С. 52-59.
- Жилкин С.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента товаров медицинского назначения на основе ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 103-110.
- Ng W. L. A simple classifier for multiple criteria ABC analysis // European Journal of Operational Research. 2007. Т. 177. №. 1. С. 344-353.
- Odanaka T., Tanaka T. On ABC analysis of multi-item inventory problem // Mathematical Modelling. 1987. Т. 8. С. 725-728.
- Голубков Е.П. АBC- и XYZ-анализ: проведение и оценка результативности // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. №3. URL: http://www.mavriz.ru/articles/2010/3/5360.html (дата обращения: 15.02.2015).
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. № 8 (21). С. 24-31.
- Баженов Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.