Введение
Глубокая диагностика текущей демографической ситуации и состояния социальной сферы в регионе является одним из важнейших условий проведения эффективной региональной политики. Региональная диагностика сегодня особенно актуальна для властно-управленческих структур своей возможностью объективной оценки ситуации в регионе. Вряд ли будет эффективной региональная политика, проводящаяся без четкого представления о текущем состоянии региона, а также без достоверных сведений о его социально-демографической структуре.
Как известно, Республика Калмыкия относится к числу отсталых регионов Российской Федерации, и на протяжении многих лет остается дотационным регионом, не покрывающим расходы своего бюджета собственными доходами по причине слаборазвитой экономики. Это обстоятельство, безусловно, оказывает негативное влияние на социальное развитие и демографический потенциал региона. Именно поэтому проведение эффективной социально-демографической политики в данном регионе особенно важно. И как уже было упомянуто, именно комплексная региональная диагностика позволит дать основу для принятия основных управленческих решений и мер по устранению острых проблем.
Социально-демографическая диагностика региона, представленная в данной работе, описывает основные характеристики социально-демографических процессов, идентифицирует главные уязвимые места региона, а также выявляет основные причины их возникновения.
Основные задачи работы:
1. на основе имеющихся теоретических данных определить сущность и основные цели региональной диагностики;
2. провести аналитическую социально-демографическую диагностику Республики Калмыкия на основе официальных статистических данных;
3. выявить основные социальные и демографические проблемы и наметить перспективы их решения.
1. Региональная диагностика: сущность, цели.
Наиболее полное определение региональной диагностики представлено В.Н. Лексиным, и включает в себя следующие пункты: «а) описание исследуемых региональных ситуаций и проблем в системе определенных показателей; б) их идентификация и привязка к известным типологическим группам; в) количественная и качественная оценка проблем, установка окончательного диагноза; г) выявление внутренних и внешних причин продиагностированных состояний».[1] В данном контексте, под региональной ситуацией понимается сочетание основных параметров определенного состояния региона и условий, определяющих это состояние.
По мнению О.Г. Дмитриевой, региональная диагностика направлена на объяснение причин сложившейся ситуации в регионе и выявление его «болевых точек» с целью принятия обоснованных мер.[2] Шнипер же делает акцент на «распознавании причинно-следственных связей в определенном региональном процессе, а также причин отклонений региона от установленной нормы».[3]
Региональная диагностика дает возможность составить содержательный «паспорт» региона и оценить его надежность на основе полученных данных. Эти данные также служат информационной базой для разработки стратегий и концепций социально-экономического развития регионов. Диагностика региона может ответить на множество отдельных вопросов, но ее суть состоит в том, чтобы все эти ответы в итоге способствовали получению системного результата.[4]
Социально-демографическая диагностика региона осуществляется с помощью определенных систем индикаторов: демографических (естественное движение населения, структура населения, миграция и т.д.) и социальных (среднедушевые доходы, уровень зарплаты, заболеваемость, занятость и т.д.). Полученные значения сопоставляются с определенной «нормой», и чаще всего ей являются среднероссийские значения.
Наиболее проверенной методической базой региональной диагностики является «Методика комплексной оценки социально-методического развития регионов», разработанная Минэкономразвития и Минфином в 2001 году [5]. Цель данной диагностики заключается в комплексном анализе уровня социально-экономического развития регионов через оценку соответствующих наборов базовых и оценочных индикаторов [6].
Таким образом, главной целью региональной диагностики можно назвать выявление основных проблем региона и обоснование приоритетных стратегий развития. Следовательно, при проведении социально-демографической диагностики необходимо, во-первых, создать массив достоверной и достаточной информации для получения объективного представления об основных проблемах в регионе, и, во-вторых, интерпретировать полученные данные исходя из целей формирования конкретных мер региональной политики.[7]
2. Социально-демографическая диагностика Республики Калмыкия
Безусловно, демографическая ситуация в регионе неразрывно связана с уровнем развития социальной сферы, и по итогам полученных результатов анализа мы сможем установить причинно-следственные связи в демографических и социальных процессах.
Для идентификации демографических проблем данного региона, представлен свод значений основных демографических показателей на начало 2014 года в Республике Калмыкия и в среднем по Российской Федерации. Красным цветом выделены показатели, имеющие отклонения от среднероссийского значения, принятого в качестве нормы.
Основные демографические показатели Республики Калмыкия1
Показатель |
Республика Калмыкия |
РФ |
Изменение численности населения (прирост за год, %) |
-0,7 |
0,2 |
Население старше трудоспособного возраста, % |
18,5 |
23,5 |
Население в трудоспособном возрасте, % |
60,2 |
59,3 |
Городское население, % |
44,9 |
74,2 |
Соотношение мужчин и женщин (на 1000 мужчин приходится женщин) |
1084 |
1159 |
Коэффициент демографической нагрузки (на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов) |
660 |
687 |
Рождаемость |
14,6 |
13,2 |
Смертность |
9,9 |
13 |
Младенческая смертность |
7,7 |
8,2 |
Коэффициент естественного прироста |
4,7 |
0,2 |
Ожидаемая продолжительность жизни мужчин |
65,65 |
65,13 |
Ожидаемая продолжительность жизни женщин |
77,25 |
76,30 |
Брачность |
7,1 |
8,5 |
Разводимость |
4,5 |
4,7 |
Соотношение браков и разводов (на 1000 браков приходится разводов) |
643 |
545 |
Миграционный прирост (убыль) |
-122 |
21 |
Во-первых, наблюдается положительный естественный прирост населения, вызванный превалированием рождаемости над смертностью. В Калмыкии он превышает среднероссийский показатель на 4,5 промилле. По уровню рождаемости Калмыкия занимает 25 место в России. Коэффициент рождаемости в 2013 году был выше среднероссийского показателя на 1,4. В числе родившихся детей преобладают мальчики (52% из числа родившихся в 2013 году).
Коэффициент смертности в республике достаточно низкий и по данному показателю республика находится 10 месте. Основными причинами смертности населения республики являются болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления и травмы. Также в регионе наблюдается ежегодное снижение уровня смертности примерно на 0,1-0,9 человек. Как и во многих других регионах РФ, мужская смертность существенно превышает женскую (из числа умерших в 2013 году около 58% – мужчины), и в младенческой смерти аналогично преобладают мальчики.
По уровню ожидаемой продолжительности жизни Калмыкия занимает 18 место в России, и важно отметить, что за последние 10 лет в республике продолжительность жизни повысилась для мужчин примерно на 4,48 года, а для женщин на 3,38, что является ключевым фактором старения населения сверху. Ежегодно снижается доля трудоспособного населения (60,2% в 2013г. по сравнению с 63,4% в 2010г.) и повышается доля населения старше трудоспособного возраста (18,5% в 2013г. по сравнению с 16,2% в 2010 году). Как и в целом по России, в республике уже в течение многих лет сохраняется превышение численности женщин над количеством мужчин. На начало 2014 года на 1000 мужчин в республике приходится 1081 женщина (доля мужчин в регионе – 48%).
Однако, показатель брачности в республике ниже среднероссийского на 1,4, и с 2011 года прослеживается тенденция к сокращению браков. Соотношение браков и разводов представляет негативную динамику в течение последних лет, и составляет на данный момент 643 развода на 1000 браков, тогда как в 2010 году это значение составляло лишь 475. Текущая ситуация в регионе хуже, чем в среднем по России.
Доля сельского населения (55,1%) в республике также существенно отличается от среднероссийского уровня, где сельское население составляет лишь четверть. Но статистика также свидетельствует о том, что доля городского населения в республике ежегодно увеличивается, а доля сельского населения сокращается (население в 2010 году: городское – 44,1%, сельское – 55,9%).
Наиболее серьезные отклонения
По состоянию на 1 января 2015 года, численность населения республики по данным Росстата составляет 280 581 чел., республика очень слабозаселена (плотность населения – лишь 3,75 чел./км).2 В то время как в целом по России появились положительные тенденции в динамике численности населения, в Калмыкии уже на протяжении многих лет наблюдается устойчивое сокращение численности населения (с 2010 года численность снизилась примерно на 9 тыс. чел).
Как известно, рост и сокращение численности населения имеют два основных фактора: естественный и миграционный прирост или убыль населения. Сокращение населения в республике происходит преимущественно за счет устойчивоймиграционной убыли, которую не покрывает естественный прирост (см.табл.) [10].
Численность населения на 1.01.2013 |
Прирост численности населения за 2013 год, чел. |
Естественный прирост в 2013, чел. |
Миграционный прирост в 2013, чел. |
284140 |
-2119 |
1330 |
-3440 |
По показателю миграционного прироста Калмыкия имеет один из самых низких показателей в России – -122 мигранта на 10 тыс.чел. (уступает лишь ЯНАО, Еврейской АО, Магаданской и Мурманской областям). Однако в 2013 году наблюдались небольшие тенденции роста, и по сравнению с предыдущим годом показатель миграционного прироста повысился на 16 человек на 10 тыс. чел.
Основу миграционного оттока составляет межрегиональная миграция: 52% выбывших в 2013 году мигрировало в другие регионы РФ. Наибольшей миграционной активностью обладает городское население (74% из числа выбывших в другие регионы). Устойчивое сокращение численности населения – важнейшего экономического ресурса – существенно сужает возможности и перспективы результативного развития региона.
В 2012 году проводилось социологическое исследование миграционных установок населения Калмыкии среди жителей до 30 лет. Опрос показал, что лишь около 18% респондентов не желают уезжать из республики; почти треть планирует покинуть республику, а затем вернуться; 22% жителей предпочитает покинуть республику навсегда; и 24,2% – задумывается о выезде за пределы России. Прежде всего, такие результаты обусловлены крайне низким уровнем социально-экономического развития республики, желанием молодежи реализовать свой потенциал, улучшить свое материальное положение и устроиться на высокооплачиваемую работу [11]. Именно отрицательный коэффициент миграционного прироста свидетельствует о низком уровне жизни людей и слабо развитой социальной сфере.
Социальный портрет Республики Калмыкия по итогам 2013 года 3
Показатель |
Республика Калмыкия |
РФ |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. |
11311 (83 место) |
25928 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб. |
17471 (82 место) |
29792 |
Средний размер назначенных пенсий, руб. |
8598 (79 место) |
10030 |
Величина прожиточного минимума, 4 кв. 2013 г., руб. |
6823 (46 место) |
7326 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % |
35,4 (самый высокий показатель в РФ) |
10,8 |
Потребительские расходы в среднем на душу населения, руб. |
6199 (81 место) |
19075 |
Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя, м2 |
22,8 (54 место) |
23,4 |
Удельный вес ветхого и аварийного жилья, % |
0,9 |
2,8 |
Заболеваемость на 1000 человек населения |
694,3 |
799,4 |
Численность населения на 1 врача, человек |
186,8 (20 место) |
204,5 |
Численность населения на 1 работника среднего медицинского персонала, человек |
86,0 |
94,6 |
Численность зрителей театров на 1000 населения |
123 (63 место) |
249 |
Число посещений музеев на 1000 населения |
96 (80 место) |
668 |
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями, % |
53,1 (76 место) |
63,0 |
Выпуск квалифицированных рабочих и служащих с начальным профессиональным образованием, на 10000 занятого населения |
89 |
61 |
Количество высших учебных заведений |
1 |
969 |
Уровень безработицы, % |
12,5 (80 место) |
5,5 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
2,3 |
1,2 |
Уровень занятости населения, % |
57,6 |
64,3 |
Как видно из таблицы, ситуация с уровнем жизни населения действительно является катастрофической и совершенно ясны причины активной эмиграции населения. Несмотря на то, что среднедушевые доходы, потребительские расходы, среднемесячная номинальная зарплата и пенсии ежегодно демонстрируют тенденции роста, они продолжают оставаться на крайне низком уровне. В 2013 году Калмыкия заняла по данным показателям 79-83 позиции среди всех регионов. К примеру, среднемесячная зарплата составляет лишь 17471 рублей в месяц – это на 41% ниже среднероссийского показателя. Особенно настораживает неестественно высокая доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума – 35,4% (!).
Ситуация с занятостью населения также крайне проблематична. Уровень занятости в регионе – 57,6%, население работает преимущественно в сельском хозяйстве, сфере образования, занимается оптовой и розничной торговлей и ремонтом. Общий уровень безработицы в регионе – один из самых высоких в России (80 место) и на начало 2014 года он более чем в 2 раза превышает среднероссийский уровень. Главными факторами повышения безработицы в регионе являются низкий размер предлагаемой заработной платы и непривлекательность трудовой деятельности в сфере сельского хозяйства [12]. Однако безработица все же ежегодно снижается, и за последние 10 лет она сократилась на 5,5 процентных пункта (в 2005г. – 18; в 2010 г. – 14,8; в 2013 – 12,5).
В сфере образования уровень развития региона все еще остается довольно низким. Несмотря на высокую распространенность высшего образования среди населения и всяческое совершенствование учебного процесса в образовательных учреждениях, условия в республике все еще недостаточны для полной реализации потенциала молодежи. На данный момент в республике действует лишь 1 государственный вуз (Калмыцкий государственный университет) и 6 ССУЗов. Именно поэтому большая часть выпускников предпочитает обучаться в других регионах. Кроме того, пессимистична ситуация с количеством дошкольных образовательных учреждений. Особенно на фоне нынешнего повышения рождаемости в регионе, стоит острая необходимость увеличения количества детсадов.
Что касается культуры, республика имеет очень богатый библиотечный фонд – 9991 экз. на 1000 чел., и занимает 7 место в РФ. Однако количество театров и музеев в регионе – одно из самых низких в России и, неудивительно, что по числу посещений музеев на 1000 населения Калмыкия лишь на 80 месте.
Состояние жилищных условий и уровень здравоохранения наиболее приемлемы для достойной жизни населения. Что касается первого, наиболее значимым являлось стремительное сокращение удельного веса ветхого и аварийного жилья в течение последних лет: с 2,3% в 2011 г. снизился до 0,9% в 2013г. Также стоит отметить достаточно небольшую численность населения на 1 врача, по которой Калмыкия занимает 20 место в России. Данные положительные тенденции явились результатом мероприятий в рамках проведения приоритетных национальных проектов и целевых программ в сфере ЖКХ и здравоохранения, на которые выделялись наибольшие финансовые средства.4
Но стоит отметить, что Республика Калмыкия, являясь регионом-реципиентом, очень ограничена в финансовом обеспечении проводимой региональной политики, что значительно сужает возможности эффективных преобразований в социальной сфере. Несомненно, огромное влияние окажет развитие экономики в регионе, чему необходимо уделить особое внимание.
Заключение
В ходе социально-демографической диагностики Республики Калмыкия были получены преимущественно негативные результаты, в большей степени связанные с крайне низким уровнем жизни населения и развития социальной сферы. Как следствие, это дает почву для интенсивной эмиграции населения в регионы с более достойными условиями для жизнедеятельности. Негативный характер демографических процессов в регионе определяется в первую очередь миграционным оттоком, масштабы которого напрямую зависят от итогов реализации необходимых социально-экономических мер. Более того, эмиграция трудоспособного населения снижает трудовой потенциал республики.
Наиболее острые и актуальные проблемы региона связаны в первую очередь с уровнем жизни населения: крайне низкие среднедушевые доходы, размеры заработной платы и пенсий; очень высокий уровень безработицы. Также требует особого внимания низкая распространенность культуры среди жителей республики и недостаточный научно-образовательный потенциал региона.
Кроме того, необходимо укрепить появившиеся положительные тенденции в росте рождаемости и снижении смертности, а также сохранить и продолжить достигнутые улучшения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения.
Таким образом, в республике существует острая необходимость формирования социальной политики, направленной, прежде всего, на улучшение общего благосостояния граждан и повышения привлекательности региона с целью сокращения миграционного оттока. Своевременная и эффективная региональная политика позволит сократить огромный разрыв республики от более развитых регионов России, а также создаст необходимые условия для оптимизации демографической ситуации в регионе.
Библиографический список
-
В.Н. Лексин. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России // Российский экономический журнал. – 2003. – № 9-10. – С.64-86.
-
Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета экономики и финансов. 1992.
-
Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Отв. ред. В.В. Кулешов; СО РАН, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. – Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП. 1996.
-
В.И. Борисевич, П.С. Гейзлер, B.C. Фатеев . Экономика региона: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ. —432 с., 2002.
-
Методика комплексной оценки уровня социально-эконом
ического развития субъектов Российской Федерации: утв. в качестве приложения к ФЦП «Сокращение различий в социально-эконом ическом развитии регионов РФ (2002-2010 гг. и до 2015 г.)» Постановлением Правительства РФ от 11.09.01 № 717. -
Швецов А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политики: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения // РЭЖ. – 2006. – № 56. – С. 14-35
-
Францева-Костенк
о Е.Е. Формирование организационного механизма разработки и реализации стратегического плана: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. – Нижний Новгород, 2009. – 166 с. -
Демографический ежегодник. 2014. Регионы России-2014 // Федеральная служба государственной статистики РФ URL:[http://www.gks.r
u/bgd/regl/b14_1 4p/Main.htm ] (дата обращения: 16.03.2014). -
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия URL: [http://statrk.gk
s.ru/wps/wcm/con nect/rosstat_ts/ statrk/ru/ ] (дата обращения: 16.03.2014). -
Бадмаева Н.В. Влияние миграционных процессов на социальную структуру региона (на примере Республики Калмыкия) // Развитие региона как социальной системы: социально-эконом
ические индикаторы и показатели. Монография под общей редакцией О.В.Байдаловой, Волгоград, 2014 г.- 302 с. С. 168-183. -
Намруева Л. В. Миграционные установки молодежи Калмыкии //Вестник Калмыцкого университета. – 2013. – №. 2 (18).
-
Чурюмова Д. М. Основные тенденции в демографическом процессе населения Республики Калмыкия // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН – 2013. – С. 124.